Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Московская духовная академия вступила в новый учебный год

Сегодня Московская духовная академия вновь открывает свои двери для тех, кто желает посвятить свою жизнь служению Христовой Церкви и не только приобрести интеллектуальные знания, но и опытно приобщиться святоотеческому наследию и стать его хранителем. 

Преподобный Сергий в нынешний день собрал в своей обители множество молодых людей со всего мира, дабы сделать их своими учениками. Каждый из них с этого дня вошел в большую и дружную семью, живущую под покровом Святой Троицы. Этот удивительный дар — возможность жить в стенах древней Лавры и постигать богословские науки в старейшем учебном заведении России — Господь подает совершенно безвозмездно. Эту возможность нельзя заслужить, она не дается лучшим из лучших. Это явление непостижимой Божественной любви и премудрости, которая недоступна для человеческого понимания.

Вместе с этим даром на студента духовной школы налагается большая ответственность. Переступив порог Академии, он призван неустанно трудиться, в первую очередь над самим собой. Впереди учащихся будет ждать множество радостных и немало печальных событий студенческой жизни, новые знакомства и встречи, годы усердного труда, бессонные ночи, экзамены и сессии. И здесь потребуется каждодневная борьба с самим собой, своими слабостями; здесь потребуется совершить настоящий подвиг.

Но человек не может совершить подвиг без Бога. Лишь в личном общении с Господом в молитве возможно обрести силы и вдохновение, укрепиться и утвердить сердце в добре. Бог приглашает каждого верного приобщиться Таинству Благодарения за Божественной литургией и вознести молитву. Он призывает нас к общению с Собой, к участию в Божественной жизни Святой Троицы.

1 сентября, в воскресный день, академическая семья собралась за Литургией в домовом храме Московской духовной академии, чтобы начать новый учебный год с молитвы Богу и приобщиться Святой Евхаристии. Возглавил богослужение ректор Московской духовной академии и наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл. Архиерею сослужили преподаватели и студенты в священном сане. За Литургией молились родные и близкие  новопоступивших студентов, гости Лавры и Академии, а также прихожане Покровского храма. 

На сугубой ектении были вознесены традиционные прошения о Святой Руси, а также прошения Богу о том, чтобы Он даровал всем, кто приступает к обучению, премудрость и просвещение сердца к уразумению преподаваемого учения.

После Евхаристического канона владыка Кирилл совершил диаконскую хиротонию студента 2 курса магистратуры  Сергия Горбунова. Накануне, в субботу вечером, за всенощным бдением Сергий был возведён в чин иподиакона.

После запричастного стиха декан факультета церковно-певческого искусства игумен Лазарь (Гнатив) обратился к академической общине с проповедью, в которой обратил внимание слушающих на связь между духовной жизнью и образованием: 

«Вступая на поприще нового учебного года, стремясь к получению знаний, особенно богословских, необходимо уяснить себе, что существует прямая связь, прямая зависимость между образованием и духовной жизнью, между обучением и духовным деланием.

Божественное Откровение учит нас: “В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху” (Прем. 1:4). А что такое злохудожная душа? Это та самая душа человеческая, которая порабощена страстями, лишена благоухания добродетели, исполнена греховного смрада, которая не навыкла и не стремится совершать добрые дела, для которой добродетель есть нечто абсолютно чужеродное. В нее не может войти премудрость Божия, а вместе с премудростью — и спасение.

От нравственного состояния человека зависит возможность усвоения или неусвоения слова Божиего, Божией премудрости. В душе человека должно быть нечто, за что это слово могло бы зацепиться. 

Не может злохудожная душа обрести Божественное благоволение. А если злохудожная душа приносит покаяние и изменяет свою жизнь, то Господь любовью Своей, милостью Своей покрывает все ее грехи, просвещает ее, и та обретает надежду на спасение и Божественный ответ на свои молитвы. Тогда человек становится не только образованным, но и мудрым, просвещенным в подлинном смысле этого слова. Ведь мудрый по преимуществу не тот, кто знает много, а тот, кто знает главное».

По окончании Литургии духовенство совершило славление Пресвятой Богородице по случаю попразднства Ее Успения. Владыка ректор также вознес молитву о сохранении творения Божия.

Затем преподаватели и студенты во главе с ректором торжественным шествием направились в Троицкий собор, где у мощей преподобного Сергия Радонежского испросили благословения на новый учебный год. В завершении молебна владыка Кирилл произнес напутственное слово. 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Сегодня, совершив молебен у мощей Преподобного, мы начинаем новый академический год. Известно, что преподобный Сергий — скорый помощник в учебе, в усвоении знаний, особенно знаний благочестивых. Сегодня, предстоя его святым мощам, мы просим благословения преподавателям, администрации, студентам, чтобы этот год прошел всем нам во благо. Как вы знаете, этим летом образ Святой Троицы, написанный Андреем Рублевым для Троицкого собора, был перенесен на свое родное место. Президент нашей страны приезжал специально поклониться этому честному образу и мощам преподобного Сергия. В наше непростое время будем молиться здесь о всем Отечестве нашем. Будем стараться почаще заходить в этот святой храм, перед учебными занятиями преклонять свою главу, брать благословение. Образ Святой Троицы есть образ той гармонии, в которой Господь создал каждого из нас и весь мир, и той гармонии, о которой учил преподобный Сергий, сказавший: “Взирая на образ Святой Троицы, будем преодолевать ненавистную рознь мира сего”. Преподобный, находясь в уединении в лесу, молился не только за себя. Так же и вы, погружаясь в знания богословские, исторические, должны отвлечь свой ум от всякой суеты этого мира. Но в то же время помнить, ради чего мы собираем все священные и прочие знания. В первую очередь для того, чтобы послужить Святой Церкви Христовой, Родине, этому миру, который заблуждается, хотя, казалось бы, идет путем просвещения, информационных, свободных ресурсов. Буквально недавно к нам приезжали два архимандрита из Иерусалима, греки. С ними мы разговаривали о современных общественных явлениях и о их богословской оценке. Обратив внимание на то, что на многие события, происходящие сейчас в мире, они имеют точку зрения, схожую с точкой зрения нашего  Святейшего Патриарха и нашего правительства, я попросил их обратиться со “словом” к нашим студентам. Но они ответили отказом, сказав, что после этого у них будет множество сложностей. Я даже не стал настаивать, думал, может, только предупрежу их, что видео снимать мы не будем, дабы они смогли более свободно сказать. Но они решительно отказались. И куда ни поедешь, все православные говорят: “Мы смотрим в сторону России”. Это особое призвание, особая ответственность нашей эпохи, нашей Церкви. И все вы, дорогие, не забывайте, что у нас “внутри” тоже очень много проблем. И люди невоцерковленные будут на вас смотреть, они не будут разбираться, если вы идете в подряснике, священники вы или не священники, монахи или не монахи. Для них мы все одно целое — представители Церкви. И к сожалению, не дай Бог, стоит одному кому-то из вас совершить что-то недостойное, об этом будут говорить на “каждом перекрестке”. А множество тех, кто достойно несет свое служение, будут в поношении из-за одного или двух человек, которые повели себя недостойно. Дай Бог, чтобы ни через кого из нас такого поношения Святой Церкви и святой веры не происходило. Будем стараться провести этот год достойно, памятуя слова Священного Писания, которые напоминают, что страх Божий — начало премудрости.

Бывает, люди знают очень много, энциклопедически образованны, но мудрости у них нет. А начало, основание и скрепляющая сила мудрости — страх Божий — понимается как благоговейное отношение и к людям, и к самому себе, к тому образу Божию, который нам дан, и к знаниям, и ко всему, что в нашей жизни встречается, да и к каждому часу и минуте нашей жизни. Это благоговение в наш век информационный становится еще более важным, чем в прошлые эпохи. Потому что, скользя по поверхности многих и многих знаний, современному человеку очень легко представить, что он много в чем разбирается, обо всем слышал. И современному человеку, даже не только ввиду объема информации, но ввиду всего общественного настроя и примеров вокруг нас, очень трудно погружаться в глубину. А погружение в глубину знаний есть своего рода созерцание. Созерцание — это не только удел высших святых. Созерцание, по мысли святителя Феофана Затворника, — это духовное делание любого христианина. И в малой какой-то степени мы все должны ему быть причастны, чтобы не просто информацию усвоить умом, а своим внутренним существом благоговейно воспринять священные тексты и мысли, идеи и исторические факты. Потому что когда вы станете священниками, будете говорить с амвона, то людям зачастую всякая информация сейчас весьма доступна. Они много о чем слышали и знают. Мало чем их можно удивить, а подчас и вообще ничем не удивишь. И только если они почувствуют ваше живое, искреннее отношение к Богу, к богослужению, к людям, к ним самим, — только тогда можно найти путь к их сердцам. Вот этой самой искренности в наше время днем с огнем не сыскать. Не забывайте, что в учебе не только внешне, но и внутренне мы должны обогащаться, а об этом действительно нужно сугубо просить, когда приходим к Преподобному, кланяемся Святой Троице, чтобы не только информацию усвоить, но и правильно, благоговейно сложить ее в тайники своей души. Дай Бог, чтобы эти знания были действительно крепким фундаментом вашей жизни, которая потом бы стала примером для многих и многих приходящих в наши святые храмы. Аминь».

После молебна преподаватели и студенты спускались в притвор Троицкого собора, где ректор по традиции совершал окропление освященной водой.

Затем академическая семья собралась на ступенях колокольни Лавры для совместной фотографии.

После чего все проследовали на некрополь Московской духовной академии, чтобы помолиться об упокоении почивших наставников. Заупокойную литию возглавил проректор по воспитательной работе Академии игумен Даниил (Василенко).

31 августа вечером, накануне праздничного дня, епископ Кирилл совершил воскресное всенощное бдение в сослужении академического священства. 

Справка: 

Богослужебные песнопения за Литургией исполнили академический хор под управлением Е.В. Боровинского и смешанный хор под управлением С.П. Боровинской. 

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας