Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Игумен Дионисий (Шлëнов) выступил с докладом на XXIX Международных образовательных чтениях

17 мая началась работа монашеского направления XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией традиционный январский форум был перенесен на третью седмицу по Пасхе и проходит в режиме видеоконференции. Организатором работы направления является Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви во главе с председателем митрополитом Каширским Феогностом, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы; ответственный секретарь направления — игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

В видеоконференции, дополнительно транслируемой на YouTube-канале, зарегистрировались более трехсот участников: архиереи, наместники, игумены и игумении, насельники ставропигиальных и епархиальных монастырей 97 епархий Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви МП, Белорусского экзархата МП и Латвийской Православной Церкви. Трансляция первого дня осуществлялась на Московском подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

От Московской духовной академии на конференции выступил профессор, заведующий библиотекой МДА игумен Дионисий (Шлëнов). Доклад отца Дионисия носил название «“Оставив временная, возжелав небесная”. Выбор святого благоверного князя Александра как пример верности Христу для монашествующих современного поколения». 

Исследователь в области богословской тематики и оригинальных святоотеческих текстов, игумен Дионисий в данном контексте рассмотрел жизнь святого князя Александра Невского. В начале доклада он провел параллели между последним выбором князя — принятием монашества — и речением старца Матфея Скитского (из «Луга духовного» преподобного Иоанна Мосха), где говорится о силе подлинного отречения и самопожертвования ради достижения неотмирного идеала Небесного Царствия. Процитированная докладчиком далее молитва Святой Троице преподобного Симеона Метафраста также удивительно точно передает то, что должно было происходить 14 ноября 1263 года, в предсмертные часы великого князя: покаяние, пострижение, принятие Святого Причастия и переход в жизнь вечную.

Отец Дионисий описал обстоятельства последнего года жизни святого Александра — путешествие в Орду с целью отвести очередное нападение на Русские земли и пребывание в Городце, где наступила его кончина, — и представил обзор источников, повествующих об этих обстоятельствах. 

Более всего докладчика интересовали подробности пострига великого князя, о которых, конечно, можно рассуждать только с позиции научной реконструкции события. Опираясь на известные тексты древнерусских чинов пострига и на краткие письменные свидетельства происходившего, отец Дионисий отметил, что постриг совершался в праздничный день (на память апостола Филиппа), вероятнее всего, на Литургии в присутствии всей братии монастыря, и князь был облечен в великую схиму — «самое совершенное духовное состояние». Наречение постриженного именем Алексий должно указывать на святого Алексия, человека Божия. Упоминания об этом нет в летописях, но отец Дионисий привел ряд убедительных косвенных подтверждений данной гипотезы.

Завершая выступление, игумен Дионисий сказал о духовных уроках, которые мы можем извлечь из совершившегося тогда события. Прежде всего, нужно признать, что на основании всего, что мы знаем о благоверном князе, мы можем назвать его решение глубоко осознанным выбором. Уже в своей мирской жизни святой Александр был близок монашескому идеалу, который он и осуществил в постриге перед своей кончиной. Все его поступки свидетельствуют о том, что основанием и смыслом его жизни было Небесное Отечество, а срединный «царский путь», смиренный и миротворческий, которому он следовал в политике, был не простой данью дипломатии, а приверженностью истинно христианскому пути, ведущему в жизнь вечную.

Пресс-служба МДА/Синодальный отдел по монастырям и монашеству