Епископ Питирим совершил воскресные богослужения второй седмицы Великого поста
В воскресенье второй недели Великого поста Церковь чтит защитника православного учения о Божественном свете — святителя Григория Паламу.
Спор между святителем и ученым монахом, папским посланником, Варлаамом проходил в XIV веке на Афоне. По всему миру разлетелись слухи о том, что греческие монахи во время молитвы в особом сосредоточении духа могут видеть нетварный Свет. Варлаам отправляется на Афон, чтобы познакомиться с укладом духовной жизни исихастов.
На Святой Горе Варлаам посещает заседания монахов-исихастов, на которых греческие иноки рассуждают о чувственном познании Бога, говорят о нетварных энергиях и мистическом познании Господа. Все эти утверждения кажутся странными ученому монаху и он не стесняется насмехаться над рассказами иноков о молитвенных практиках и духовных озарениях.
Непонимание учения о нетварном свете уходит корнями в учение о Боге и Его благодати. Для Западной Церкви чудеса и проявления Бога в мире являются тварными. Рай и ад творятся Богом для людей. Нет никакого прямого богообщения и богопознания. Замкнутая система, в которой даже благодать тварна.
Иной взгляд дает нам святитель Григорий. По его мысли, Бог проявляет себя через энергии. В переводе с греческого «энергия» означает «действие». Через действия Господь проявляет Свое присутствие в этом мире. Между тем как отрешенность Бога от мира ведет к отрицанию Его Воплощения.
До XVII века на Руси не было службы святителю Григорию Паламе. За воскресным Евангелием читалось об исцелении больного. После времен патриарха Никона в Русской Православной Церкви начали молиться Августину Востока. Так называли Григория Паламу. Подобно блаженному Августину, он так же был «учителем благодати». Блаженный Августин стал ядром для богословия Западной Церкви, а святитель Григорий для Восточной. Оба они жили во времена заката империй. Обоих когда-то забывали. Но мы снова и снова возвращаемся к трудам святителя Григория, чье богословие так сильно повлияло на Богоощущение и Боговосприятие Православной Церкви.
14 марта епископ Звенигородский Питирим совершил всенощное бдение в Покровском академическом храме. Проповедь за богослужением произнес студент 4 курса бакалавриата диакон Димитрий Бельняк. Он рассказал о важности дел милосердия в дни Великого поста:
«Милостыня, по своей сути, гармонично сочетается с постом, потому что как пост предполагает ограничение себя в пище, в развлечениях, так и цель милостыни — лишения себя на пользу другого человека. Поэтому она является следствием выполнения одной из главных заповедей, произнесенных Господом на вопрос законоучителя, — “возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Это простое действие — “помощь ближнему” — помогло многим людям достичь небесной обители и даже стать святыми. Церковное предание сохраняет для нас примеры святой и добродетельной жизни Филарета Милостивого, Иоанна Милостивого, патриарха Александрии, и других святых, стяжавших добродетель милосердия».
15 марта епископ Питирим совершил Божественную литургию в Покровском академическом храме в сослужении преподавателей и студентов в священном сане.
Во время пения антифонов ректор МДА совершил хиротесию во чтецов студентов 2 курса бакалавриата Максима Иванчука, Ивана Сюрина, Александра Карпова, Сергея Тризны.
По запричастном стихе проповедь произнес студент 1 курса магистратуры Никита Гусев. Он рассказал о Богопознаниии:
«Богопознание – это процесс очищения души человека, постепенно приводящий его ко Христу, если человек сам этого хочет и прилагает усилия к этому. То есть это постепенное и совместное движение Бога и человека навстречу друг другу. Очень существенную, а можно сказать, определяющую роль здесь играет чистота сердца, о чем сказал Сам Спаситель в Нагорной проповеди».
По окончании Литургии епископ Питирим обратился к молящимся с напутственным словом.
Справка:
Всенощное бдение в Покровском академическом храме совершил епископ Звенигородский Питирим. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), игумены Адриан (Пашин), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Мелетий (Соколов), иеромонахи Феодор (Юлаев), Вячеслав (Сорокин), Аполлинарий (Панин), иерей Валерий Духанин, иеромонахи Варлаам (Череп), Дометиан (Курланов), Василий (Мусса), диаконы Димитрий Маслов, Стефан Мартенюк, Евгений Смольянинов, Николай Ежихин.
Божественную литургию в домовом храме Академии совершил епископ Звенигородский Питирим. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), игумены Адриан (Пашин), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Мелетий (Соколов), иеромонах Вячеслав (Сорокин), иереи Димитрий Барицкий, Валерий Духанин, иеромонахи Варлаам (Череп), Нектарий (Райкович), Дометиан (Курланов), диаконы Димитрий Маслов, Стефан Мартенюк, Евгений Смольянинов, Николай Ежихин.
За богослужениями пели второй академический хор под управлением Виталия Чувилова и третий академический хор под управлением Серафима Мороза.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας