Доцент Н.С. Семенова приняла участие в заседании ВРНС — Московская духовная академия
Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Доцент Н.С. Семенова приняла участие в заседании ВРНС

18 ноября 2025 г. в Москве начал работу XXVII Всемирный русский народный собор под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Тема собора — «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг». Пленарное заседание проходило 19 ноября, а 18 ноября состоялось 10 секций.

Доцент кафедры церковно-практических дисциплин МДА, заведующая кафедрой церковной истории и церковного права ОЦАД, руководитель Юридической службы Учебного комитета Русской Православной Церкви кандидат юридических наук Н.С. Семенова приняла участие в секции «Дипломатия и право на защите русского Православия».

Секцию возглавили на правах сопредседателей Л.Э. Слуцкий, доктор экономических наук, заведующий кафедрой международных отношений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель правления международного общественного фонда «Российский фонд мира»; М.В. Захарова, директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел (МИД) России, официальный представитель МИД России, и В.А. Щипков, доктор философских наук, доцент МГИМО, директор Русской экспертной школы, который выступил модератором секции.

Н.С. Семенова выступила с докладом на тему «Международно-правовые механизмы защиты религиозных свобод членов Русской Православной Церкви», в котором, в частности, отметила следующее:

«…Продолжу мысль отца Василия [Лосева] о том, что не дипломатия стоит на защите Православия, а Православие стоит на защите дипломатии.

Как сказала Мария Владимировна [Захарова], “покровителем дипломатии является святой благоверный князь Александр Невский”, но с тем же правом, а может даже большим, покровителем дипломатии можно было бы считать преподобного Сергия Радонежского, игумена всея Руси, который вышел из своего затвора и пошел заниматься дипломатией — уговаривать князей, чтобы они встали на защиту веры и Отечества. 200 лет наш народ жил под татаро-монгольским игом, и, чтобы его прекратить, в определенный момент именно монах стал дипломатом. Почему? Потому что стало очевидно, что речь идет не об отобрании имущества или еще каких-то материальных благ, но об уничтожении православной веры. Именно поэтому преподобный Сергий благословил на битву двух монахов — Ослябю и Пересвета. Победа света над тьмой в битве Пересвета с Челубеем стала началом объединения всех русских народов, возрождения Руси в 1380 г. на Куликовом поле. И это стало возможным благодаря совмещению глубокой веры и дипломатии! Именно православная вера стала той основой, которая объединила воевавших между собой князей и их подопечных в единый народ перед угрозой внешнего врага.

Сегодня мы снова стоим перед внешним врагом, который ополчился на нашу православную веру, нашу систему российских традиционных духовно-нравственных ценностей, и, как опять же сказала Мария Владимировна [Захарова], “мы должны действовать”. 

Причем, что интересно, мы должны действовать против ряда западных государств, где до недавнего времени христианство являлось культурообразующей религией. Однако термин “христианофобия”, прочно закрепившийся в международном употреблении с 2009 г., стал применим и к христианским странам.    

Сегодня в этих странах происходят нападения на духовенство, противодействие проведению религиозных мероприятий, попытки устранения религиозных символов из общественных мест, ущемление свободы выражения мнения христиан по различным поводам, дискриминация их в экономической жизни и других сферах. И особенно реальные гонения сегодня происходят на Украине. Причем все это в XXI в., когда уже многие считали, что такое невозможно никогда. И для того, чтобы так считать, были реальные основания. Прежде всего, это связано с созданием 80 лет назад Организации Объединенных Наций.

Окончание Второй мировой войны стало отправной точкой для нового этапа развития международного права, о котором важно сказать несколько слов, поскольку, несмотря на существующее убеждение в обществе, что международное право лишает суверенитета нашу страну, оно все-таки стоит на защите нашей веры и нашего самоопределения как христианской цивилизации. В данном случае можно, наверное, сравнить с канонами Православной Церкви, которые являются не древними нормами, а действующим правом для всех Поместных Православных Церквей. И даже если они нарушаются, они служат критерием должного поведения в сфере церковной дисциплины и церковного управления. Также и нормы международного права, которые, к сожалению, нарушаются, и, как сейчас сказал Леонид Эдуардович [Слуцкий], “международное право находится в кризисе”. Тем не менее именно эти нормы международного права являются критерием должного поведения государств, поскольку сами государства взяли на себя эти обязательства, а не кто-то их заставил. 

Так вот, именно 80 лет назад, с 1945 г., началось современное международное право, основной задачей которого является обеспечение “общественного порядка” на планете Земля. Миллионные жертвы войны и страшные преступления нацистов привели государства к осознанию того, что только совместными усилиями при соблюдении четко установленных правил у человечества есть шанс выжить и не взорвать планету (с учетом накопленного оружия массового уничтожения). Причем достичь этого невозможно без соблюдения прав человека. Поэтому 50 государств мира создали Организацию Объединенных Наций (ООН), Устав которой стал своего рода “Конституцией” для всего международного сообщества, то есть основным международным документом, в котором прописаны “правила выживания” на Земле. И именно по этой причине его обязаны соблюдать все государства мира, даже если они не являются членами ООН (п. 6 ст. 2 Устава ООН). На сегодняшний день членами ООН являются 193 государства. Это почти все общепризнанные государства мира.

В преамбуле Устава ООН записано: “Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности… и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права”. Одной из целей ООН является “международное сотрудничество… в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1 Устава ООН).

Следует отметить, что постепенно из целей и принципов, указанных в Уставе ООН, сформировалось десять основных принципов международного права, которые являются императивными нормами jus cogens, нарушение которых недопустимо ни одним государством мира. Своего рода “декалог” международного права.

Один из основных принципов международного права — принцип “уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести и религии” (Заключительный акт СБСЕ 1975 г.). 

Важно обратить внимание на то, что именно свобода мысли, совести и религии особо выделена в рамках данного принципа и даже вынесена в его название. Более того, государства взяли на себя обязательства по соблюдению права на свободу мысли, совести и религии в рамках многочисленных международных договоров и деклараций. За прошедшие 80 лет (с 1945 по 2025 г.) в рамках международного права была сформирована самостоятельная отрасль — международное право прав человека.

Основным универсальным международным актом, который лег впоследствии в основу многочисленных международных договоров, закрепляющих право на свободу мысли, совести и религии, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ВДПЧ) (ст. 18, 19, 20). Базовым универсальным международным договором, закрепляющим право на свободу мысли, совести и религии, является Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (МПГПП) (ст. 18, 19, 20, 26, 27), а также дополняющий его Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (п. 3 ст. 13). Эти международные соглашения составляют вместе с ВДПЧ Международный билль о правах человека. 

Кроме универсальных международных договоров, существуют и региональные, в частности Европейская конвенция по правам человека, из которой Российская Федерация вышла, но не вышли другие государства, на территории которых проживают православные христиане, в том числе на Украине.

Итак, закрепив право на свободу мысли, совести и религии на международном уровни, очень кратко скажу о том, какие были созданы механизмы защиты этого права. Существуют договорные и уставные механизмы защиты прав верующих.

Если говорить о договорных механизмах, то можно назвать два их основных вида. Первый. Отчеты государств в соответствующие договорные органы, созданные в соответствии с подписанными международными договорами. Например, отчеты государств в Комитет ООН по правам человека в рамках МПГПП. Второй. Индивидуальные жалобы, например в тот же Комитет ООН по правам человека в соответствии с первым Факультативным протоколом к МПГПП. Это на универсальном уровне. На региональном уровне — это Европейский суд по правам человека.

Если говорить об уставных органах, то важно упомянуть Совет ООН по правам человека и его Универсальный периодический обзор, в рамках которого обязаны отчитываться все государства. И надо сказать, что процедура даже более эффективная, чем в рамках договорных органов. Кроме того, в Совет по правам человека могут поданы жалобы на массовые нарушения прав человека. 

Несмотря на то, что определенная политизация международно-правовых механизмов защиты прав человека вообще и права на свободу мысли, совести и религии в частности, безусловно, существует, тем не менее эти механизмы можно и нужно задействовать. И наше государство в лице МИД России их активно задействует, за что им большая благодарность, потому что благодаря именно этим механизмам информация о том, что реально происходит на той же Украине, доходит до тех стран и их представителей, которые хотят услышать правду о реальной ситуации, а не о том, что рассказывают ангажированные СМИ. 

Но эти механизмы также предполагают и участие общественных организаций, в том числе религиозных, а также физических лиц. Поэтому хотелось бы призвать к использованию существующих механизмов, в частности посредством направления жалоб на массовое нарушение прав, которые станут достоянием международного сообщества и наравне с действиями нашего государства в лице МИД России, защищающего Русскую Православную Церковь и ее каноническое подразделение — Украинскую Православную Церковь, будут представлять реальную картину происходящего на Украине и менять то видение ситуации, которое не соответствует действительности, но сформировано западными СМИ. Иными словами, нужно задействовать и эти возможности тоже. Благодарю за внимание!» 

(Подробнее о тех аспектах, которые были затронуты в докладе, можно посмотреть в следующих научных публикациях: Защита традиционных ценностей и международное право: монография / Под ред. Н.С. Семеновой, Е.В. Киселевой. М.: Издательский дом «Покров ПРО», 2017; Дискриминация христиан в XXI веке: юридических дискурс. Монография. Хрестоматия / Под редакцией Н.С. Семеновой, Е.В. Киселевой, А.М. Солнцева. Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2021. 690 с.)

В заключение секции иерей Василий Лосев, преподаватель кафедры церковной истории и церковного права ОЦАД, руководитель Секретариата Всемирного русского народного собора, руководитель Юридической службы Московской митрополии, обратил внимание на новый подход к каноническому праву, предложенный Н.С. Семеновой, заключающийся в том, что в отличие от дореволюционного подхода, когда жизнь Церкви регулировалась и нормами права, исходящими непосредственно от Церкви, и светскими нормами, исходящими от государства, без какого-либо различия называясь церковным или каноническим правом, сегодня необходимо в рамках канонического права выделить церковное право, исходящее от Церкви, в самостоятельное, независимое от государства право, каковым оно по факту и является, а также российское законодательство, нормы которого регулируют право на свободу совести и вероисповедания, в том числе деятельность религиозных объединений, и нормы международного права, касающиеся права на свободу мысли, совести и религии, которые являются дополнительным механизмом обеспечения данного права. Таким образом, внутри канонического права действуют нормы трех самостоятельных правовых систем, а именно соблюдается исключительная компетенция Церкви в рамках ее внутреннего законодательства — церковного права, возможность реализации которого для всех православных христиан обеспечивается соответствующими нормами российского и международного права. 

Пресс-служба МДА