Доцент МДА принял участие в конференции на базе ПСТГУ «Богословие и аскеза в древнехристианской и византийской традициях (к 1375-летию со дня преставления прп. Иоанна Лествичника)»
12 апреля 2024 года доцент кафедр библеистики и богословия Московской духовной академии диакон Сергий Кожухов принял участие в конференции «Богословие и аскеза в древнехристианской и византийской традициях (к 1375-летию со дня преставления прп. Иоанна Лествичника)», прошедшей на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Было прочитано 15 докладов. Участники охватили разные темы, касающиеся главного творения преподобного Иоанна — «Лествицы». Ряд докладов был посвящен теме монашества, богословия в монашеской среде и аскезе.
На третьем заседании конференции были представлены богословские и аскетические традиции христианского Востока. В докладе диакона Сергия Кожухова «Монах Севир, монах Нефалий — философская терминология в полемике вокруг Халкидонского Собора в среде палестинских монахов кон. V — нач. VI вв.» была рассмотрена христологическая терминология «общего» и «частного», которая пришла из философских текстов Платона, Аристотеля, стоиков, Плотина и их последователей. Отцы Церкви и христианские писатели также были склонны выражать христианские истины посредством данной терминологии, поскольку она была общеизвестна и при помощи нее можно было адекватно выразить возвышенные христианские догматы. Палестина, ее богословская и монашеская среда не были здесь исключением. Такие термины, как «сущность», «природа» или «ипостась», были широко применяемы как в триадологии, так и в христологии. Автор доклада сделал экскурс в историю триадологических споров на Востоке, начиная с Никейского Собора, затем коснулся христологических споров между двумя монахами, подвизавшимися в палестинском монастыре близь Майюма: халкидонитом Нефалием и противником Халкидона монахом Севиром. При выяснении их позиций была сделана попытка осмысления вышеназванной терминологии с точки зрения ее связи с античной философией.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας