![title image](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2020/06/img_4932.mov_snapshot_20.56__2020.06.21_18.53.46_.jpg)
Директор библиотеки Московской духовной академии принял участие в работе II Всероссийской Феофановской теолого-педагогической конференции
18 июня в дистанционном режиме состоялось пленарное заседание II Всероссийской Феофановской теолого-педагогической конференции на тему «Духовное и патриотическое воспитание: грани взаимодействия». В конференции, проходившей на платформе Zoom, приняли участие 59 участников из 21 региона Российской Федерации.
После приветственного слова митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия последовал ряд пленарных докладов. В числе выступающих — директор библиотеки МДА, профессор кафедры филологии игумен Дионисий (Шлëнов).
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2020/06/img_4932.mov_snapshot_12.27__2020.06.21_18.50.43_.jpg)
В своем докладе «Толкование Откр. 3:15–16 у свт. Феофана Затворника и в святоотеческой традиции» игумен Дионисий раскрыл толкование свт. Феофаном двух стихов из Апокалипсиса: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих — с обличением теплохладности в контексте святоотеческой традиции и античной литературы и с учетом образа царского пути. Согласно внутреннему лейтмотиву доклада, теплохладность как греховное отступление от высокого идеала христианской веры и нравственности трактовалась экзегетами Апокалипсиса как «царский путь со знаком минус». Свт. Феофан в одном из своих толкований разделяет понятие теплохладности на «полутеплое» и «полухолодное», что позволяет представить положительный образ «царского пути» как христианской ревности, являющейся главным оружием против теплохладности и равнодушия. В докладе представлен обзор терминов «теплый» (χλιαρός) и «равнодушный/равнодушие» (ῥάθυμος/ῥαθυμία), что делает данную концепцию — о своеобразном «новаторстве» свт. Феофана — еще более убедительной. Доклад сопровождался показом презентации с рядом схем, поясняющих разные интерпретации Откр. 3:15–16 в христианской традиции.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2020/06/img_4932.mov_snapshot_11.05__2020.06.21_18.49.58_.jpg)
Также в пленарном заседании принял участие доцент кафедры филологии Д.В. Макаров.
После пленарного заседания продолжилась работа конференции в пяти секциях.
Справка:
Программа пленарного заседания:
- митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. «Святой праведный Иоанн Кронштадтский о воспитании и образовании»;
- митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. «Государственная аккредитация Смоленской православной духовной семинарии: задачи, опыт, перспективы»;
- игумен Дионисий (Шлëнов). «Толкование Откр. 3:15–16 у святителя Феофана Затворника и в святоотеческой традиции»;
- Г.А. Дианова. «Историческое значение образа преподобного Иоанна Дамаскина и его творчества для русского Православия и русской культуры»;
- В.В. Каширина. «Духовные основы государства в системе взглядов святителя Феофана Затворника»;
- Д.В. Макаров. «Деятельность Московской Патриархии в эвакуации (в годы Великой Отечественной войны)»;
- С.А. Колесников. «Традиции православной педагогики в богословском наследии протоиерея Василия Зеньковского».
Секции конференции:
- Секция 1. Традиции православной педагогики в жизни современного общества.
- Секция 2. Воспитание молодого поколения и сохранение исторической памяти народа.
- Секция 3. Патриотический подвиг Русской Православной Церкви в военное время.
- Секция 4. Актуальные вопросы богословия и православной духовной культуры.
- Секция 5. Нравственный потенциал русской духовной словесности.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας