Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: в Академическом храме отслужены Царские Часы
3 января. Который уже день подряд в Сергиевом Посаде сияют огни и взрываются салюты, а в Лавре и академии на малом повечерии тихо и проникновенно звучат ирмосы “Волною морскою”. Неужели Церковь против радости, которая царит на улицах города? Нет, просто у Неё другая радость, большая — предвкушение праздника Рождения Спасителя мира.
Вечер. В Покровском храме горят свечи и лампады, сияют огнями украшенные елочки. Оба хора антифонным пением песнопений предпразднства Рождества Христова наполняют богослужения вечерни, малого повечерия, утрени.
«Волною морскою / Скрывшаго древле / гонителя мучителя – / в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, / но мы с волхвы поим: / Господеви воспоим, / славно бо прославися».
Мужской хор поёт ирмосы в изложении архимандрита Матфея (Мормыля), в канун 2000-летия Рождества Христова изложившего для записи лаврского диска только первый ирмос канона на повечерии. Через несколько лет остальные ирмосы будут дописаны в том же музыкальном изложении уже в Петербургской Духовной академии и впервые полностью исполнены её мужским хором. В этом году эти ирмосы первый раз пелись в Московской духовной академии мужским хором под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).
«Господи Боже мой, / рождественное пение и предпразднственную песнь Тебе воспою, / рождением Твоим Божественным, возрождение дающему мне / и к первому мя благородию возводящу»
— ректор МДА архиепископ Амвросий читает канон на малом повечерии. Празднование Рождества Христова пришлось в этом году на понедельник, поэтому Великие Часы перенесены на пятницу, а канон «Волною морскою» на повечерии — на вечер четверга. Его владыка читает вместе с каноном «Сеченное сечется» и ирмосы последнего поются как катавасия.
В этот вечер особенно тихо, а служба проникновенна. После этого богослужения не будет фото. Пусть все останется только в памяти сердца и в памяти вечности.
4 января. Утро. За окнами ещё темно. Но храм полностью освещён. Ради торжественного служения Царских часов, перенесённых с воскресного дня. Владыка ректор, по примеру отца, а ныне — владыки Наместника лавры, — примеру, увиденному ещё в студенческие годы, совершает сам 1-й, 3-й, 6-й и 9-й Часы, как и во все предыдущие годы своего служения. По очереди на каждый час выходит для сослужения пара духовенства, а диаконы торжественно, четко и громогласно читают тесты Священного Писания — пророчества Ветхого завета и повествование Нового завета о Рождении Спасителя.
«Днесь раждается от Девы всю Содержай тварь,
пеленами, якоже земен повивается,
Иже существом неприкосновенен Бог.
В яслех возлежит Утвердивый небеса словом в началех,
от сосцев млеком питается,
Иже в пустыни манну одождивый людем,
волхвы призывает Жених Церковный,
дары сих приемлет Сын Девы.Покланяемся Рождеству Твоему, Христе,
покланяемся Рождеству Твоему, Христе,
покланяемся Рождеству Твоему, Христе,
покажи нам и Божественная Твоя Богоявления»
— неспешно и проникновенно поёт стихиру на 9 часе первый диакон МДА Иоанн Зорин.
“Покланяемся Рождеству Твоему, Христе”… Потому что Рождество Христово — это не только нарядные ёлки, сладкие подарки и белые кудрявые овечки. Рождество — это и черствые сердца людей, не давшие приюта уставшим странникам. Рождество — это и 14 тысяч невинно убиенных младенцев. Рождество — это то, о чём пелось в сегодняшнем тропаре:
“Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время Рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ”.
Справка:
На Царских часах архиепископу Верейскому Амвросию сослужили: игумен Адриан (Пашин), игумен Герасим (Дьячков), протоиерей Сергий (Забелич), иеромонах Феодор (Юлаев), иеромонах Аполлинарий (Панин), иеромонах Дометиан (Курланов), иеромонах Онуфрий (Сонькин), иеромонах Клавдиан (Меньшиков); диакон Иоанн Зорин, диакон Василий Белецкий, диакон Сергий Шумских, диакон Константин Герасимович.
На богослужении пели 2 академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и 3 смешанный хор под управлением Софии Павловны Боровинской.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας
ΦΩΤΟΑΛΜΠΟΥΜ