Аспиранты Московской духовной академии приняли участие в конференции Института этнографии и антропологии РАН
С 20 по 24 ноября на базе Института этнологии и антропологии РАН проходила ежегодная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», в которой приняли участие два аспиранта Московской духовной академии: Василий Ващаев и Кирилл Шеманаев.
Аспиранта I года обучения Василий Ващаев выступил с докладом на тему «Католическое богословие иконы: мемористический принцип восприятия и современность».
Тезисом выступления стало положение о том, что исторически сложившееся католическое богословие иконы оказалось по большей части чуждо мистическому опыту восточного виденья образа, заменив его педагогическим подходом и мемористическим принципом — восприятием иконы как объекта, оказывающего на память определенное воздействие, побуждающее человека к размышлению о священном и духовной работе над собой.
В прошлом веке западное понимание иконы привело к запрещению Римо-католической Церковью образов, не способных укрепить религиозное благочестие верующих. Одновременно им стимулировались новые тенденции в области искусства, которые должны были соответствовать требованиям христианского сообщества.
Сегодня нормативные определения вероучительных документов РКЦ остаются формально идентичными своим тысячелетним предшественникам, продолжая использовать мемористический подход. Однако прослеживается и тяготение современного католического богословия иконы к сосредоточению на теологии красоты, поскольку икона никогда не бывает только механическим повторением образца, но представляет собой всякий раз новую встречу с неисчерпаемой тайной Лика.
Ассистент кафедры церковной истории, аспирант III года обучения Кирилл Шеманаев посвятил доклад теме «Синкретизм верований народов Латинской Америки и католической веры: история и современное состояние».
Основным тезисом выступления стало историческое развитие синкретических верований на территории стран Латинской Америки и возможные способы установления того, где в синкретических религиозных культах, таких как Сантерия, Кандомбле, Santa Muerte и др., выделяется влияние народных верований, доставшихся латиноамериканцам от индейских и африканских религии и Католической Церкви.
В XVI веке началась колонизация Нового Света, что привело к исчезновению многих индейских племен, разрушению городов и общественного строя. Вместе с колонизаторами пришли миссионеры, которые начали различными способами обращать местные народы в католическую религию. Христианская религия приобрела на исследуемых территориях свои особенности, смешиваясь с местными верованиями. Повсеместно созидались духовные миссии, монастыри и школы.
Как отметил докладчик, Латинская Америка сегодня ярко демонстрирует, что доминирующая в ней католическая вера в своем догматическом варианте всё меньше находит отклик в сердцах верующих. Население начинает всё больше обращать внимание на более либеральные варианты христианства, а также нехристианские религиозные традиции. Их адепты на уровне религиозного сознания воспринимают эклектические религиозные нормы, которые всё больше приобретают форму догматов.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας