Архиепископ Амвросий совершил богослужения Троицкой Вселенской родительской субботы
15 июня, в Троицкую Вселенскую родительскую субботу и свой 49-й день рождения, архиепископ Верейский Амвросий совершил Божественную литургию с поминовением усопших, а накануне – заупокойный парастас. На Литургии ректор МДА рукоположил студентов 4 курса: диакона Константина Кирчу – в сан священника, иподиакона Филиппа Анисимова – во диакона.
Неслучайно вселенское поминовение усопших установлено именно накануне праздника Пятидесятницы – Сошествия Святого Духа. Ниспосланием Духа Утешителя и Просветителя на святых апостолов завершается Домостроительство нашего спасения. Со Своей стороны Бог сделал для человека все – послал Своего Сына на временную смерть для спасения человека от вечной смерти, а Своего Духа – для помощи живущим на земле. Теперь спасение зависит от человека: захочет ли каждый принять Божественные дары и жить, подражая Христу и обогащаясь Святым Духом. В субботу перед Троицей мы готовимся праздновать годовщину Сошествия Святого духа на апостолов. Завтра мы будем вновь и вновь просить Бога просветить нас, как учеников Христовых в Сионской горнице в I веке. А накануне, в заупокойную субботу, мы просим Бога за тех, кто уже не может просить даров Святого Духа себе сам. А главный дар, в котором они нуждаются, — вечная жизнь с Богом.
Проповедь перед Причастием произнес студент 1 курса магистратуры чтец Вадим Елиманов.
После Божественной литургии архиепископ Амвросий совершил панихиду. После того, как хор пропел «Вечную память» всем усопшим, ректор МДА обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом:
«Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно приветствую вас с родительской Троицкой субботой. Тот евангельский отрывок, который читался сегодня за Божественной литургией, никогда никого не оставляет равнодушным. Это беседа между Христом и Симоном Петром, беседа между Учителем и слабым учеником, который несмотря на свою самонадеянность трижды отрекся от Него в моменты испытания и опасности. “Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих”, — вопрошает его Господь. Это вопрошание звучит через века, и относится оно не только к тому времени, в котором оно прозвучало. Оно звучит и сегодня по отношению к каждому из нас. “Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя”, — отвечает Симон. А вместе с ним и мы, неверные и слабые ученики, просящие, по примеру святого апостола Петра, простить прежде бывшие слабости и падения, вновь повторяем эти слова: “Да, Господи, я люблю Тебя”.
Вопрошая трижды, Христос обнуляет трижды бывшее отречение Петра, А дальше произносит другие слова: “Когда ты был юн, препоясывался сам. Когда ты состаришься, иной тебя препояшет и поведет туда, куда ты не захочешь”. Апостольское служение – это есть и некая задача и благословение, и всегда — крест. В ответ на “да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя” Христос говорит: “Паси овцы Моя”. Это не какое-то разрешение или снисхождение. Это поручение, это задание, это благословение каждому, кто продолжает апостольское служение. А слова “когда состаришься и ин тя препояшет, и поведет аможе не хощеши”, напоминают нам вновь и вновь о том, что служение Христу всегда сопряжено с крестом. Эти две составляющие нашей с вами христианской жизни, и особенно служения тех, кто облекся в священный сан, являются очевидными и главными: благословение и поручение, и одновременно крест.
А затем следует вопрос апостола Петра по отношению к Иоанну. Наверняка первые христиане спрашивали: кто больше? Иоанн, Петр или Павел? Это, к сожалению, происходит и в нашей среде, когда мы, беседуя друг с другом, сравниваем других людей: священников, архиереев, своих знакомых. Кто больше? Кто выше? Кто занимает наиболее яркое положение в Церкви или обществе? Этот соблазн всегда присутствует в среде человеческой жизни, однако же ответ Господа Иисуса Христа говорит о том, что для Него не представляет ценности то видимое, что представляет ценность для человека. Иоанн не проповедовал так, как Павел. Он созерцал и писал. Петр не проповедовал так, как Павел, и не путешествовал, но закончил жизнь свою мученической кончиной. У каждого свой путь, каждый человек индивидуален, но все они по-своему равны. Равны в своей любви к Богу. Поэтому на вопрошание Петра: “А что же с этим будет?”, Господь отвечает: “Что тебе до него, ты за Мной иди”. Этот ответ звучит для каждого из нас.
Мы не должны обращать внимание на того, кто нас славнее или выше, на того, кто занимает лучшее положение или богаче. Что нам до них? Мы должны следовать за Христом. “Что тебе до него? — обращается к нам сегодня Христос. — Ты за Мной иди”. И в этом ответе заключается успех, если можно так сказать, нашего шествия по земному пути, который многие из нас посвятили всецело служению Христу и Его Святой Церкви».
Архиепископ Амвросий поздравил новорукоположенных священнослужителей:
«Дорогой отец Константин, в канун праздника Святой Троицы и дня рождения Церкви Христовой Господь Бог благодатью Своего Святаго Духа освятил тебя и соделал священником. Совсем по-другому на тебя будут смотреть твои друзья, одноклассники, родные, знакомые. Но помни, что перед Богом ты один из них, равный всем, однако со своим призванием и благословением от Бога, а также с великой ответственностью и никак не властью или каким-либо сверхдостоинством и преимуществом. Христос создал Свою Церковь по образу Святой Троицы. Бог познается в Церкви не как монарх, но как совершенное единство Трех Лиц. То, что природа превечно существует в отношении Отца, Сына и Святаго Духа, дается в Церкви по благодати человеческому существованию. Господь хочет видеть нас едиными по образу Святой Троицы. Эти единство и свобода и есть главное, ради чего Слово воплотилось, стало плотью и показало в Церкви Своей, как через единство Троицы все появляется на свет, как все приумножается и преображается в Ней. Церковь — это скиния Бога с человеком. Никогда не присваивай себе то, что принадлежит одному Богу. Пусть твое служение всегда будет богоначальным и богодвижимым. Не прекращай учиться, совершенствовать свои знания, расти духовно и интеллектуально, и не забывай никогда в твоем служении, что не ты, а Бог — совершающий, не ты говорящий и управляющий, но Дух Божий живущий в нас. А мы все одинаковы в том, что являемся едиными детьми своего Небесного Отца, просто в этом мире у каждого из нас свое задание от Него. Пусть благословение Божие пребывает с тобой».
«Дорогой отец диакон Филипп, поздравляю тебя от общины нашей академической семьи с днем твоей хиротонии. Я желаю тебе полюбить святую Литургию и через годы опытно пережить, что она — подлинный источник жизни, смысла и радости, что в ней встречаются все, ради кого пришел на землю, был Распят и Воскрес наш Господь, что в ней все оживает и становится поистине вечным, потому что объемлется нетварной благодатью Святой Троицы. Нынешний день красноречиво напоминает нам о временности земного пути и о вечности, в которую всем надлежит войти. Но это не предмет скорби и разочарования, а напротив – радость христиан, ликование об освобождении и возможности разорвать границы трехмерного пространства и войти в чертоги, где нет времени и болезней, но Бог готов объять невыразимой любовью и открыть подлинный смысл всего. Служи Богу с доброй совестью, честно и благоговейно. Пусть благословение Божие пребывает с тобой».
От лица профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов Московской духовной академии к ректору МДА обратился старейший священник Академии архимандрит Венедикт (Князев) и поздравил архиепископа Амвросия с 49-летием со дня рождения.
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Амвросий, ректор Московской духовной академии, позвольте мне от имени администрации Академии, профессоров, преподавателей, студентов, сотрудников и благочестивых прихожан нашего храма сердечно поздравить Вас с днем рождения, который мы сегодня светло празднуем. День рождения человека – это событие чрезвычайной важности. Господь сотворил видимый мир, и мы не устаем восхищаться его богатством, красотой и премудростью его устроения, но, по слову Господа, человеческая душа дороже всего вещественного мира, так как человеческая душа предназначена для вечной жизни, которой никогда не будет конца. Более того, в этой вечной жизни будет дарована такая радость, такое счастье, которое выразить человеческим языком нельзя, потому что мы не находим в этой жизни аналогов. В Писании сказано, что этой радости нельзя выразить: “Не видело око, не слышало ухо, и на сердце человеку не приходило, что уготовил Бог любящим Его”. Душа человеческая предназначена не только для вечной блаженной жизни, но, по слову Господа, она станет подобной Богу, потому что, по учению святых отцов, Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом по благодати. И в этот день, владыка, мы сердечно поздравляем Вас с этим светлым праздником. Это праздник всей нашей Академии. Это светлое торжество, которое мы сегодня отмечаем. Сегодня мы имели счастливую возможность сослужить Вам на Божественной литургии и помянуть наших усопших. Мы всегда восхищаемся благолепием и вдохновенным служением, которое Вы совершаете. Это для нас является примером того, как нужно совершать дело Божие. Владыка, позвольте мне от имени всех нас пожелать Вам доброго здоровья, Божией помощи в Вашем нелегком служении и радости духовной, которая есть мир, правда во Святом Духе, и чтобы Господь хранил Вас».
Храм пропел владыке «Многая лета», а он в ответ поблагодарил всех присутствующих за поздравления.
После богослужения Академия собралась на праздничную трапезу, где студенты поздравили ректора с днем рождения, а академические хоры исполнили несколько песнопений. В заключение трапезы архиепископ Амвросий поблагодарил студентов за теплые слова и исполненные песни.
Βεβαίωση::
Ректору Московской духовной академии архиепископу Верейскому Амвросию на Божественной литургии в Троицкую Вселенскую родительскую субботу, а также в день его рождения сослужили: архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), иеромонах Марк (Святогоров), иерей Павел Лизгунов, игумен Адриан (Пашин), игумен Пантелеимон (Бердников), игумен Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), протоиерей Сергий Забелич, иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Александр Кузнецов, иерей Сергий Фуфаев, иеромонах Аполлинарий (Панин), иеромонах Вячеслав (Сорокин), иеромонах Таврион (Смыков), иеромонах Дометиан (Курланов), иеромонах Василий (Муса), иерей Виктор Ленок, иеромонах Дамиан (Воронов), иеромонах Тихон (Киреев), иеромонах Нектарий (Райкович), новорукоположенный иерей Константин Кирчу, диакон Иоанн Зорин, диакон Константин Герасимович, диакон Сергий Шумских, диакон Марк Матыцин, новорукоположенный диакон Филипп Анисимов.Песнопения богослужения пели второй академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.
Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας