Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

Академия молитвенно почтила Рождество Крестителя Господня Иоанна

«Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11)», — так повествует о Крестителе Господнем Иоанне Сам Спаситель, Иисус Христос.

В Православной Церкви множество святых мужей и жен, но лишь рождество Иоанна Крестителя Церковь почитает с особым благоговением. Еще до своего рождения и даже зачатия – он явил в лице своих родителей образец смирения, молитвы, поста и покаяния. Его рождение от престарелых Захарии и Елизаветы явилось примером всемогущества Божия. Как некогда Авраам и Сарра в глубокой старости обрели славное утешение в Исааке, чаде обетования Божия, так ныне весь мир находит утешение и радость в рождении славного Пророка и Предтечи. Именно ему было суждено явить миру Спасителя всех. Именно он подготовил почву людских сердец для прихода Спасителя: срезал горы гордости и засыпал пропасти греха в людях. Именно он «уготовал путь Господень и сотворил прямыми пути Его (См.: Мк. 1, 3)».

Он явился пророком Господа еще во чреве своей матери, когда засвидетельствовал Спасителя в приветствии Богородицы праведной Елизаветы своим взыгранием во чреве. Пророчески в день рождения Иоанна Крестителя сказал о нем его отец, праведный Захария: «И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися, предыдеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его (Лк. 1, 76)». И ныне Церковь также взывает:

Прежде неплоды, днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник вкупе и Предтеча».

7 июля архиепископ Верейский Амвросий совершил Божественную литургию в домовом храме МДА, а накануне – всенощное бдение в сослужении духовенства Покровского академического храма, а также священнослужителей из Кемеровской, Екатеринодарской и Волгоградской митрополий.

После Литургии архиепископ Амвросий обратился с архипастырским словом ко всем прихожанам Покровского академического храма:

Сегодняшнее евангельское повествование говорит нам о тех качествах, которые делают взор человека на этот мир хорошим или плохим. Сегодняшнее Евангелие об оке. Об оке, которое может быть светлым и которое может быть темным, которое, по-церковнославянски, может быть “простым”, а может быть “худым”.

Свет проникает в помещение через окно. Все, что проникает в наше сердце, наш разум, нашу душу, проходит через наше зрение, через око, как говорит нам Священное Писание. В зависимости от того, каким будет это око, будет и наш взгляд на этот мир. В зависимости от того, каким будет это око, будет и наше внутреннее состояние. Мы знаем о том, что если окно грязное или оно заморожено, или задернуто шторами, то оно не способно пропускать свет, или, по крайней мере, не способно пропускать в той мере, в которой этот свет позволит человеку видеть предметы в своем доме или находящихся в нем людей такими, какие они есть на самом деле.

“Если око ваше будет чисто – говорит Христос, — то все ваше тело будет чисто, если око ваше будет худо, то все тело будет худо”. О чистом и худом оке сегодняшнее евангельское чтение. Удивительно, что Христос, говоря о чистом оке, употребляет слово, которое не раз встречается в Священном Писании. В переводе на русский язык оно означает «чистое», но в греческом оно имеет множество значений. Это простое око, великодушное. Это слово означает также и щедрость, радушие. Это слово означает целостность и единство. “Бог дает просто и без упреков” — говорит апостол Иоанн. Слово “просто” здесь точно такое же, какое употребляется в сегодняшнем евангельском чтении об оке. Апостол Павел свидетельствует о радушии македонских церквей, и это слово вновь употребляется им, и оно точно такое же, как мы переводим его как «чистое», «простое». О радушии, о бескорыстии, о щедрости говорит нам Христос. Если человек способен великодушно смотреть на людей, на себя, на Бога, то тело его тоже будет чистым, великодушным и простым.

Но есть и иное слово, которое мы именуем по-церковнославянски худым. В греческом переводе оно тоже имеет несколько значений. Не только худой, не только темный, но и скупой, жадный, невеликодушный. “Не ходи в гости к человеку, который считает каждый твой съеденный кусок” — говорит человеческая мудрость. Эта мудрость говорит об отношении к человеку, у которого невеликодушный, жадный или завистливый взгляд на других людей. Ясный и неискаженный взгляд на этот мир, на человека, на Бога, на то, что происходит с нами, на то, что происходит с другими людьми, дают такие качества человека, как щедрость и великодушие. Мы должны, в первую очередь, быть великодушны в суждениях относительно других людей.

Сколько раз в своей жизни мы встречались с такими ситуациями: за чашкой кофе и за простыми обыденными разговорами яд других людей убивал тех, о которых они говорили и, подчас, ломал человеческие судьбы. Мир, может быть, избежал многих трагедий и личных крушений совершенно невиновных людей, если бы люди старались видеть друг друга с лучшей стороны. Во-вторых, мы должны быть великодушны в наших действиях. Мы знаем из жизни, что простые люди, бедные люди, подчас бывают более щедрыми, более великодушными, чем люди, обладающие большим богатством. Они могут отдать последнее, если видят горе человека. Они могут отдать очень многое, если видят в чем-то нужду у другого человека. И одновременно мы видим других людей, которые обладают огромными состояниями, владеют немыслимыми средствами и имуществом и не могут оторвать от себя миллионной доли того, чем они владеют ради того, чтобы помочь ближнему.

Великодушие в делах наполняет наши глаза светом, но есть и худая сторона взора человеческого – это скупость и жадность. Во-первых, она делает невозможным человеку общаться нормально с самим собой, жить в гармонии и мире с самим собой. Во-вторых, это качество делает подчас невозможным для человека общение с другими людьми, ведь жадного, злого, завистливого человека сторонятся, презирают, не любят, и подчас, эти качества, может быть даже, вопреки многим талантам обесценивают их, и низводят к нулю многие другие его труды. И в-третьих, завистливое, жадное, худое око делает человека неспособным общаться с Богом, ведь Господь, мы знаем из Священного Писания, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и Многомилостивый, и мы знаем, что люди дружат тогда, когда они оказываются как бы на одной волне, когда у них одни ценности, одни устремления, когда их прежде всего связывают добродетели, а не пороки.

С Богом невозможно общаться человеку, который не обладает качествами Бога: великодушием, милостью и щедростью. Завистливое око искажает у человека видение мира, такого, какой он есть на самом деле. Мы все должны помнить, что лишь великодушное, щедрое, доброе око делает его чистым, и делает его способным смотреть на этот мир точно также как на этот мир смотрит наш Господь».

Справка:

Всенощное бдение в Покровском академическом храме совершил архиепископ Верейский Амвросий. Ему сослужили: архимандриты Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), иеромонах Марк (Святогоров), иерей Павел Лизгунов, игумены Адриан (Пашин), Герасим (Дьячков), Мелетий (Соколов), протоиерей Сергий Забелич, иеромонах Феодор (Юлаев), протоиереи Константин Липунов, Павел Романенко, иереи Дмитрий Петраков, Константин Кирчу, иеромонах Феодосий (Желновачев), иеродиакон Борис (Зелюченко), диаконы Сергий Шумских, Георгий Шабалов.

Божественную литургию совершил архиепископ Верейский Амвросий. Ему сослужили: архимандриты Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), иеромонах Марк (Святогоров), иерей Павел Лизгунов, игумены Адриан (Пашин), Герасим (Дьячков), протоиерей Игорь Рыжков, игумен Мелетий (Соколов), протоиерей Сергий Забелич, иеромонах Феодор (Юлаев), протоиереи Павел Романенко, Константин Липунов, иереи Александр Кузнецов, Дмитрий Петраков, иеромонахи Дометиан (Курланов), Феодосий (Желновачев), Дамиан (Воронов), иерей Константин Кирчу, диаконы Сергий Шумских, Георгий Шабалов.

На воскресных богослужениях пели второй академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας

ΦΩΤΟΑΛΜΠΟΥΜ