Мистическое богословие и экзегеза Преображения у преподобного Максима Исповедника
Григорий Исаакович Беневич, кандидат культурологии, свободный исследователь, 197101, Санкт-Петербург, до востребования, grbenevitch@gmail.com
Дмитрий Александрович Черноглазов, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ, 199034, Санкт-Петербург, В.О., Университетская наб., д. 11, ауд. 184, d_chernoglazov@mail.ru
Для цитирования: Беневич Г. И., Черноглазов Д. А. Мистическое богословие и экзегеза Преображения у прп. Максима Исповедника // Библия и христианская древность. 2019. Т. 1. № 2. С.
Аннотация
В статье рассматриваются толкования прп. Максимом Исповедником события Преображения Господня, которые сопоставляются с его учением о мистическом богословии. Доказывается, что Преображение созерцается прп. Максимом как своего рода «эйдос» или парадигма мистического богословия. Проводится сравнение некоторых ключевых понятий мистического богословия прп. Максима, с одной стороны, с «Ареопагитиками», а с другой — с учением свт. Григория Паламы. Сохраняя верность основным моментам учения «Ареопагитик», прп. Максим придает ему более отчетливое христологическое и опытно-антропологическое истолкование. Что касается учения свт. Григория Паламы, то, несмотря на некоторые отличия в терминологии (особенно понимания апофатики), экзегеза Преображения прп. Максима и его учение о мистическом богословии в целом могут быть согласованы с основными положениями Паламы. При этом необходимо помнить, что прп. Максим отвечал на иные вопросы, природа и характер восприятия Фаворского света не были в центре его внимания.
Ключевые слова: Преображение, Максим Исповедник, экзегеза, мистическое богословие, Григорий Палама, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Фаворский свет.
Источники
Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих / пер. и комм. В. Вениаминова [В. В. Бибихина]. М.: Канон+, 1995.
Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник. Сочинения. Толкования / пер. под ред. Г. М. Прохорова. СПб.: Алетейя; издательство Олега Абышко, 2002.
Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LX / пер. А. И. Сидорова // Альфа и Омега. 2000. № 1 (23). С. 40–50.
Плотин. Трактаты 1‒11 / ред. греч. текста, пер., вс. ст., прим. Ю. А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007.
Максим Исповедник, прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы) / пер. и прим. арх. Нектария (Яшунского). М.: Институт св. Фомы, 2006. (Bibliotheca Ignatiana).
Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1: Слова. М.: тип. М. Г. Волчанинова, 31889.
Творения преподобного Максима Исповедника / пер. С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова, вс. ст. и прим. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993‒1994. Кн. 1–2. (Святоотеческое наследие).
Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia// PG. T. 3. Col. 120–369.
Dionysius Areopagitа. De divinis nominibus // PG. T. 3. Col. 585–984.
Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia // PG. T. 3. Col. 369–569.
Dionysius Areopagita. De mystica theologia // PG. T. 3. Col. 997–1048.
Dionysius Areopagita. Epistula 4 // PG. T. 3. Col. 1072.
Gregorius Nazianzenus. Oratio 21 // PG. T. 35. Col. 1081–1128.
Gregorius Palamas. Triades// Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes: introduction, texte critique, traduction et notes / Grégoire Palamas / introd., texte critique, trad. et notes par J. Meyendorff. Louvain: Spicilegium sacrum Lovaniense, 1973. P. 5–727.
Joannes Damascenus. Homilia in Transfigurationem Domini // PG. T. 96. Col. 545–576.
Maxime le Confesseur.Ambigua /trad. par E. Ponsoye, intr. par J.-C. Larchet avec commentaires de D. Staniloae. Paris: Suresnes, 1994.
Maximus Confessor. Ambigua // PG. Τ. 91. Col. 1061–1417.
Maximus Confessor. Capita de caritate // PG. Τ. 90. Col. 960–1080.
Maximus Confessor. Capita theologica et oecumenica (I−II) // PG. Τ. 90. Col. 1084–1173.
Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // PG. Τ. 90. Col. 244–785.
Maximi Confessoris Quaestiones et dubia / ed. J. H. Declerck. Turnhout: Brepols, 1982. (CCSG; vol. 10).
S. Massimo Confessore. La Mistagogia ed altri scritti / a cura di R. Cantarella. Firenze: Libreria Editrice Fiorentina, 1931.
Maximus Confessor. Mystagogia // PG. Τ. 91. Col. 657–718.
Nicephori Gregorae historiae byzantinae / ed. L. Schopen, I. Bekker. Bonnae: E. Weberus, 1855. Vol. 3.
Plato. Euthydem // Platonis opera. Vol. 3 / ed. J. Burnet. Oxonii: Clarendon Press, r1968. St. I.271a–307c.
Plato. Timaeus // Platonis opera. Vol. 4 / ed. J. Burnet. Oxonii: Clarendon Press, r1968. St. III.17a–92c.
Plotinus. Enneas VI // Plotini opera. Vol. 3 / Ed. P. Henry, H.-R. Schwyzer. Leiden: Brill, 1973. (Museum Lessianum. Series philosophica; vol. 35). P. 2–328.
Theophanes Nicaenus. De lumine Thaborio oratio III // Θεοφάνους Γ′ ἐπισκόπου Νικαίας. περὶ Θαβωρίου φωτός, λόγοι πέντε / ἔκδ. Χ. Γ. Σωτηρόπουλος. Ἀθήνα: [χ. ἐ.], 1990. Σ. 131–155
Ύλη
Мейендорф И., протопресв. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение / пер. Г. Н. Начинкина, под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье, послесл. и комм. В. М. Лурье. СПб.: Византинороссика, 21997. (Subsidia Byzantinorossicа; vol. 2).
Andia Y., de. Transfiguration et théologie négative chez Maxime le Confesseur et Denys l’Aréopagite et sa postérité en Orient et en Occident // Denys l’Aréopagite et sa postérité en Orient et en Occident / éd. par Y. de Andia. Paris: Institut d’études augustiniennes, 1997. P. 291–326.
Balthasar H.-U., von. Kosmische Liturgie: Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Einsiedeln: Johannes-Verlag, 21961.
Cooper A. The Body in St. Maximus the Confessor: Holy Flesh, Wholly Deified. Oxford: University Press, 2005.
Larchet J.-C. La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris: Cerf, 1996.
Louth A. From Doctrine of Christ to ICon of Christ: St. Maximus the Confessor on the Transfiguration of Christ // In the Shadow of the Incarnation: Essays on Jesus Christ in the Early Church in Honor of Brian E. Daley, S. J. Notre Dame: University Press, 2008. P. 260–275.
Louth A. Maximus the Confessor. London; New York: Routledge, 1996. (The Early Church Fathers).
Massimo il Confessore. Ambigua. Problemi metafisici e teologici su testi di Gregorio di Nazianzo e Dionigi Areopagita / introduzione, traduzione, note e apparati di C. Moreschini. Milano: Bompiani, 2003. (Il Pensiero Occidentale).
Maximos the Confessor.On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua / ed., trans. by N. Constas. 2 vol. Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 2014. (Dumbarton Oaks Medieval Library; vol. 28–29).
Romanides J. Notes on the Palamite Controversy and Related Topics // The Greek Orthodox Theological Review. 1963‒1964. Vol. 9. P. 225–270.
Sinkewicz R. The Concept of Spiritual Perception in Gregory Palamas. First Triad in Defense of the Holy Hesychasts // Христианский Восток. 1999. № 1 (7). C. 374–390.
Williams J. The Incarnational Apophasis of Maximus the Confessor // Studia patristica. 2001. Vol. 37. Р. 631–635.
Mystical Theology and the Exegesis of Transfiguration in St. Maximus the Confessor
Grigoriĭ I. Benevich, PhD in Culturology, Free Researcher, Poste restante, St. Petersburg, 197101, Russia, grbenevitch@gmail.com
Dmitriĭ A. Chernoglazov, PhD in Philology, Associate Professor of the Department of General Linguistics of Philological Faculty of the Saint-Petersburg University of the Humanities, 11, auditorium 184, Universitetskaya nab., Saint-Petersburg 199034, Russia, d_chernoglazov@mail.ru
For citation: Benevich, Grigoriĭ I.; Chernoglazov, Dmitriĭ A. “Mystical Theology and the Exegesis of Transfiguration in St. Maximus the Confessor”. Bible and Christian Antiquity, vol. 2, no. 2, 2019, pp. ??? (In Russian) doi: 00000
Abstract. The article discusses Maximus the Confessor’s interpretations of the Transfiguration of the Lord, which are compared to his doctrine of mystical theology. It proves that Transfiguration was contemplated by Maximus to be a kind of paradigm of mystical theology. A comparison of some key concepts of Maximus’s mystical theology is made, on the one hand, with that of the Corpus Areopagiticum, and on the other — with the teachings of St. Gregory Palamas. Remaining loyal to the main points of the teachings of the Areopagite, Maxim gave them a clearer Christological and experimental anthropological interpretation. As for the teachings of St. Gregory Palamas, despite some differences in terminology, (especially the understanding of apophaticism), Maximus’s exegesis of the Transfiguration and his doctrine of mystical theology as a whole can be reconciled with the main provisions of Palamas. At the same time, it is necessary to remember that Maximus answered other questions, the nature and character of the perception of the light of Thabor was not at the centreof his discussion.
Keywords: Transfiguration, Maximus the Confessor, exegesis, mystical theology, Gregory Palamas, Denys Areopagite, the light of Thabor.