Μεταπτυχιακό
ИТОГОВАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ
Порядок проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации по программам аспирантуры определяет следующий документ: «Программа Государственной итоговой аттестации»
Ссылка на программу.
К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, в полном объеме выполнившие учебный план и индивидуальный учебный план аспиранта. Для допуска к государственной итоговой аттестации также требуется наличие у аспиранта более 90% планируемого объема диссертации и не менее трех публикаций в Богословском вестнике МДА или ином журнале ВАК (В качестве исключения допускаются публикации в других журналах из Общецерковного перечня рецензируемых изданий).
Государственная итоговая аттестация состоит из Подготовки к сдаче и сдачи государственного экзамена и Представлении научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). Обучающиеся, получившие по результатам государственного экзамена оценку «неудовлетворительно», не допускаются к представлению научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).
Не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения первого итогового (государственного итогового) аттестационного испытания приказом ректора Академии утверждается расписание итоговых (государственных итоговых) аттестационных испытаний.
Структурное подразделение Академии, ответственное за проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации не позднее чем за три рабочих дня до начала итоговой аттестации готовит приказ о допуске к итоговой (государственной итоговой) аттестации выпускников.
Формирование и корректировка подгрупп для проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации проводится Отделом аспирантуры за три дня до начала итоговой (государственной итоговой) аттестации.
Государственный экзамен проходит в виде презентации и защиты подготовленных аспирантом за время прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической) учебно-методических материалов: рабочая программа дисциплины, авторского спецкурса, фонд оценочных средств и проч. Аспирант подает на выпускающую кафедру все учебно-методические материалы в печатном и электронном виде за 2 недели до экзамена. При нарушении срока подачи аспирант не допускается до экзамена.
Кроме учебно-методических материалов обучающийся представляет итоги педагогической практики в виде ведения семинаров.
Обучающийся, получившие по результатам государственного экзамена оценку «неудовлетворительно», не допускаются к представлению научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).
Результаты сдачи государственного экзамена, проводимого в устной форме, объявляются в день его проведения.
Обучающиеся, успешно сдавшие государственный экзамен, допускаются к защите выпускной квалификационной работы (научного доклада).
Научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) представляет собой итоговое испытание по дисциплинам, практикам и научным исследованиям, предусмотренным для обучающихся по данной основной профессиональной образовательной программе, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников, в том числе для научных видов деятельности.
В научном докладе излагаются: обоснование актуальности темы, обусловленной потребностями теории и практики и степенью разработанности в научной и научно-практической литературе, основные идеи и выводы научно-квалификационной работы (диссертации), показываются вклад автора в проведенное исследование, обосновывается степень новизны, теоретическая и практическая значимость приведенных результатов исследований, содержатся сведения об организации, в которой выполнялась диссертация, о научном руководителе, приводится список публикаций автора диссертации, в которых отражены основные научные результаты.
Доклад должен отвечать требованиям, предъявляемым к оформлению научного текста.
Материалы научного доклада должны состоять из элементов, повторяющих структуру автореферата подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), расположенных в следующем порядке:
- титульный лист;
- введение;
- основное содержание диссертации;
- заключение;
- список публикаций автора.
Введение содержит четкое обоснование актуальности выбранной темы, обоснование актуальности, хронологические рамки исследования, степень разработанности темы исследования, определение проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования, формулировку гипотезы (если это предусмотрено видом исследования), раскрытие методологических и теоретических основ исследования, перечень используемых методов исследования, краткое описание источниковой базы исследования, перечисление и краткое описание этапов исследования, формулировку научной новизны, теоретической и практической значимости исследования; раскрытие положений, выносимых на защиту, апробацию и внедрение результатов исследования (перечисление участия в конференциях, указание на применение результатов исследования в конкретных образовательных учреждениях и проч.), краткое описание структуры диссертации.
Основная часть посвящена раскрытию предмета исследования, должна быть написана научным, логически связанным текстом, последовательно раскрывать краткое содержание глав исследования и параграфов. Конкретная структура основной части согласуется аспирантом со своим научным руководителем.
Заключение – последовательное логически стройное изложение итогов исследования в соответствии с целью и задачами, поставленными и сформулированными во введении. В нем содержатся выводы и определяются дальнейшие перспективы работы.
Список публикаций автора включает все научные и учебно-методические работы автора исследования, соответствующие теме его научно-квалификационной работы.
На все приложения в тексте научного доклада должны быть ссылки. Объем научного доклада составляет примерно 1 авторский лист.
Научный доклад должен быть оформлен в соответствии с «Методическими указаниями по оформлению учебных и научно-исследовательских работ в Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви».
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ, ЗАЩИТА
На третьем году обучения в первом семестре происходит формирование и написание научного доклада. Во втором семестре не позднее, чем за два месяца до планируемой даты представления научного доклада сдает текст на выпускающую кафедру для процедуры предварительной экспертизы представленного текста как научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). Для оценки качества научного доклада из числа членов кафедры назначается официальный рецензент, который составляет рецензию на полученный текст доклада, оценивая его по следующим критериям:
— степень актуальности выбранной темы;
— обоснованность выводов и положений, которые используются в работе;
— язык и стиль изложения материала.
В конце своей рецензии член выпускающей кафедры делает вывод о соответствии представленного текста требованиям и критериям научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). После получения данной рецензии студент имеет право доработать свою работу. Итоговый вариант научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) обучающийся должен сдать в печатном и электронном виде на выпускающую кафедру и в Отдел Аспирантуры не позднее 3-х недель до установленной даты представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). Кафедра, после получения работы, назначает официального оппонента, который готовит рецензию на представленный для рецензирования доклад по форме отзыва на диссертацию к государственной итоговой аттестации.
К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, в полном объеме выполнившие учебный план и индивидуальный учебный план аспиранта. Для допуска к государственной итоговой аттестации также требуется наличие у аспиранта более 90% планируемого объема диссертации и, по крайней мере, трех публикаций в Богословском вестнике МДА.
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) следует после государственного экзамена. Обучающийся, получившие по результатам государственного экзамена оценку «неудовлетворительно», не допускаются к представлению научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).
Для представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) собирается по приказу Ректора Академии Итоговая (государственная) экзаменационная комиссия, работа которой регулируется Положением об итоговой аттестации.
Официальный оппонент на основании изучения представленного научного доклада подает в Комиссию, Отдел Аспирантуры и выпускнику Аспирантуры Академии не позднее, чем за 7 календарных дней, свою рецензию на данную итоговую работу, в котором оценивается актуальность выбранной темы исследования, обоснованность высказываемых выводов и утверждений, их достоверность, стиль изложения материала и делается заключение о возможности (невозможности) оценивания данной работы удовлетворительной отметкой.
Наряду с отзывом официального оппонента отзыв готовит и научный руководитель аспиранта, в котором отражаются основные итоги проделанной работы с рекомендуемой оценкой представленной работы.
Студент на основании представленных рецензий и отзывов готовит текст своего выступления, в котором будут содержаться как представление самого научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), так и ответы на замечания официального оппонента и членом Итоговой (государственной) экзаменационной комиссии.
Таким образом, представление научного доклада следует следующей процедуре:
Председатель Комиссии открывает заседание, извещая присутствующих о правомочности заседания в случае, если присутствует не менее 2/3 членов Комиссии и поочередно приглашает студентов
Секретарь Комиссии называет тему представленного научного доклада и перечень документов, поданных к представлению научного доклада.
Автор работы представляет свой научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). После чего зачитываются отзывы официального оппонента и научного руководителя, после чего студенту дается слово для ответа на замечания. Далее члены комиссии могут задавать вопросы, на которые студент вправе отвечать последовательно или одновременно. После этого Председатель комиссии подводит итог дискуссии и приглашает следующего студента.
После окончания представления всех научных докладов, комиссия простым большинством голосов определяет оценку по каждой работе в соответствии с критериями оценки, которые указаны в п.11.2., после чего данная оценка заносится в Протокол заседания Итоговой (государственной) экзаменационной комиссии.