Преподобный Никита Костромской, Серпуховский, Боровский: проблемы идентификации личности
Ферапонт (Кашин), митрополит
кандидат богословия, митрополит Костромской и Нерехтский, 156000, г. Кострома, ул. Симановского, 26/37. info@kostromaeparhia.ru
Богословский вестник. 2019. Т. 32. № 1. С. 190-211.
doi: 10.31802/2500-1450-2019-32-210-231
Аннотация
В настоящей статье автор рассматривает в полемическом жанре вопрос об отождествлении преподобного Никиты Костромского и преподобного Никиты Серпуховского, Боровского – ученика и «сродника» преподобного Сергия Радонежского. Возникновение исторической проблемы связано с событиями, происходившими в конце XIV – первой половине XV в. на территории Великого Московского княжества, а именно с междоусобными распрями князей, претендовавших на великое княжение, а также с их влиянием на становление монастырей Русской Православной Церкви в Серпуховско-Боровском и Костромском княжествах. При идентификации исторической личности применена методология сравнительного анализа архивных и библиографических источников XVI–XX вв. На примере изучения жизни преподобного Никиты Костромского, Серпуховского, Боровского автор представил процесс формирования, сохранения и воссоздания духовной памяти на территории нескольких регионов Центральной России.
Ключевые слова: агиография, прп. Никита Костромской, Серпуховский, Боровский, монастыри Костромской Богоявленский, Серпуховской Высоцкий в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, Боровский Покровский Высоцкий, идентичность, духовная жизнь митрополий.
Βιβλιογραφία
Источники
Архивные материалы
Государственный архив Костромской области (ГАКО):
ГАКО. Ф. 558 (Коллекция древних рукописей). Оп. 2. Д. 560 (Синодик Костромского Богоявленского монастыря. Третья четверть XVI – начало XVII в.). Полуустав. Л. 6 об., 169 об.‒170.
ГАКО. Ф. 558 (Коллекция древних рукописей). Оп. 2. Д. 561 (Синодик Богоявленского монастыря. Первая четверть XVII в.). Л. 13.
ГАКО. Ф. 558 (Коллекция древних рукописей). Оп. 2. Д. 559 (Кормовая книга или Трапезный устав Костромского Богоявленского монастыря. Первая половина XVII в.). Полуустав. Л. 7 об.
ГАКО. Ф. 707 (Богоявленский монастырь). Оп. 1. Д. 1529 (Исторические замечания о Костромском Богоявленском монастыре. Конец XIX в.). Л. 2, 4 об.
ГАКО. Ф. 707 (Богоявленский монастырь). Оп. 1. Д. 1519 (Опись зданиям и инвентарю Крестовоздвиженского монастыря. Начало XX в.). Л. 11‒24 об. (Список погребенных в церквах и на кладбищах Костромскаго Богоявленскаго монастыря).
ГАКО. Ф. 707. Оп. 1. Д. 1507 (Историческое описание Костромского Богоявленского монастыря. XIX в.). Лл. 1‒141.
ГАКО. Ф. 707 (Богоявленский монастырь). Оп. 1. Д. 414 (Переписка о возобновлении Богоявленского монастыря. 1866 г.). Л. 2. об.
ГАКО. Ф. 707 (Богоявленский монастырь). Оп. 1. Д. 414 (Описание Богоявленского монастыря. 1863 г.). Л. (Исцеление от Преподобнаго в Богоявленском монастыре).
Российская Национальная библиотека (РНБ), СПб.:
РНБ. Отдел рукописных фондов. Коллекция А. А. Титова. № 3996.
Ύλη
Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2-е изд. Кострома: Издание Богоявленско-Анастасииного монастыря, 2012.
Акафист Преподобному Никите Костромскому // Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина женского монастыря г. Костромы. Кострома: Издание Богоявленско-Анастасииного монастыря, 2013. С. 62‒66.
Житие преподобного Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным / Изд. и вступ. статья А. П. Кадлубовского // Сборник Историко-филологического общества при Институте князя Безбородко в Нежине. Нежин: типо-литография М. В. Глезера, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 119.
3емля Серпуховская: сборник документов и материалов по истории города. Серпухов: Серпуховской историко-художественный музей, 2000.
Извлечение из исторических известий о Костромском Богоявленском монастыре // Костромские епархиальные ведомости. 1838. № 11. Часть неофициальная. С. 38.
Императорская Археологическая Комиссия. Вып. 31. СПб.: тип. Главного Управления Уделов, 1909.
Императорская Археологическая Комиссия. Вып. 48. СПб.: тип. Главного Управления Уделов, 1913.
Историческое описание Серпуховского Владычного общежительного монастыря / сост. В. А. Рождественский. М.: тип. В. Готье, 1866.
Летопись Костромского Богоявленского монастыря, написанная после разгрома 7117 (1609) году месяца мая 6 числа. По рукописи XVII века. С предисловием А. Н. Титова. [Б. м.]: [Б. и.], 1775.
Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII и XIX вв. Сергиев: Комиссия по охране памятников искусства и старины ТСЛ, 1920.
Островский П. Исторические записки о Костроме и её святыне. Кострома: тип. Андроникова, 1864.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.: Наука, 1981.
Писцовая книга г. Костромы 1627/28 ‒ 1629/30 гг. Кострома: Костромаиздат, 2004.
Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома: Губернская тип., 1879.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. Keln; W.: [б. и.], 1990.
Титов А. Летопись Костромского Богоявленского монастыря. М.: [б. и.], 1909.
Толстой М. В. Книга, глаголемая описание о российских святых, где и в котором граде или области, или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых. М.: Изд-во «Москва», 1887.
Фрески Богоявленско-Анастасииного монастыря. Кострома: Издательство Богоявленско-Анастасииного монастыря, 2016.
Александр (Могилев), архиеп. Костромская Одигитрия. Чудотворная Смоленская икона-фреска Божией Матери. Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2005.
Баженов И. Костромской Богоявленско-Анастасинский монастырь. Исторический очерк. Кострома: Губ. тип., 1895.
Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. М., 1914.
Баженов И. В. Синодики Богоявленского монастыря // Костромская старина. Вып. 4. Кострома: Русское Товарищество печатного и издательского дела, 1897. С. 98.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1882.
Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб.: Типография почтового департамента, 1863.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, г. Кострома. 570 лет (1426-1996). Кострома: Светоч, 1996.
Богоявленско-Анастасиин монастырь, XVI-XIX вв. // Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. I. Г. Кострома, часть вторая. Кострома: Департамент культурного наследия Костромской области, 1997. C. 198.
Васильев Л. С. Богоявленский монастырь // Васильев Л. С. Об архитектурном наследии Костромского края. Кострома: [б. и.], 1914. С. 55‒56.
ВасильевЛ.С. Пояснение к генеральному плану Костромского Богоявленского монастыря на период 1990-х годов с предложениями по его предполагаемому развитию // Васильев Л. С. Об архитектурном наследии Костромского края. Кострома: [б. и.], 1914. С. 57‒61.
Гарин Г. Ф., Савоскул С. С., Шилов В. В. Серпухов. М.: Московский рабочий, 1989.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Университетская типография, 1903, репринт: М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1998.
Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад: Тип. Снегиревой, 1892.
Дроздов А. Исторические известия о Костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX века. СПб.: [б. и.], 1837.
Ерусалимский К. Ю. Сборник Курбского. М.: Знак, 2009. Т. 2.
Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи. Т. I. СПб.: Типография В. Безобразова и К., 1890. № 69.
Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь // Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (1426–2001). К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома: [б. и.], 2001. С. 5‒8.
Зонтиков Н.А. Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь // Благовест. 2001. № 9 (70). С. 4‒7.
Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении Костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. СПб.: [б. и.], 1879.
История города Серпухова и Серпуховского края XIV-XVI вв. (Материалы и исследования). Серпухов: [б. и.], 2009.
Кострома: историческая энциклопедия. Кострома: Костромаиздат, 2002.
Костромские святыни / сост. иеромонах Харитон, А. Семенова. Кострома: [б. и.], 2004.
Кудряшов Е. В. Костромское каменное зодчество XVII в. Его особенности и пути развития: диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. М.: Наука, 1975.
Кузьмин А. В. Происхождение участников заговора 1461–1462 гг. с целью освобождения из заключения боровско-серпуховского кн. Василия Ярославича // Русское Средневековье: сборник статей в честь Ю. Г. Алексеева. М.: Древлехранилище, 2012. С. 292–293.
Кучкин В. А. Из истории генеалогических и политических связей Московского княжеского дома в XIV в. // Исторические записки. 1974. Вып. 94. С. 365‒384.
Кучкин В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10. С. 75‒92.
Лукомские В. К. и Г. К. Кострома. СПб.: Община св. Евгении Красного Креста, 1913.
Лурье Я. С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние летописи об образовании Московского государства. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994.
Маркелов Г. В. Святые древней Руси. Материалы по иконографии (прориси и переводы иконописных подлинников) Т. 2. Святые древней Руси в иконописных подлинниках XVII — XIX веков. Свод описаний. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.
Монастыри Костромской епархии / сост.: священник Андрей Казарин, священник Михаил Шасти, В. С. Смирнов, К. Г. Мартюшов. Кострома: Костромская епархия, 2009.
Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М.: Аспект-Пресс, 1996(переиздание).
Муравьева Л. Л. Летописание Северо-Восточной Руси конца XIII ‒ начала XV века. М.: АН СССР, 1983.
Некрасов А. И. Костромской край в истории древнерусского искусства // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. 1923. № 30. С. 99‒103.
Никандров А. Ю. Серпуховской удел Московского княжества в середине XIV — первой половине XV вв: автореф. дисс… канд. ист. наук. Куйбышев: [б. и.], 2006.
Обитель любви в Костромской земле. Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома: [б. и.], 2015.
Преподобный Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV — нач. XX в: альбом-кат. М.: Лето, 2014.
Приселков М. Д. История Русского летописания XI‒XV вв. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1940.
Прохоров Г. М. Афанасий Высоцкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1988. Вып. 2. Ч. 1.
Русский провинциальный некрополь. Т. 1. М.: типо-литография товарищества И. Н. Кушнерева, 1914.
Русские монастыри. Поволжье. Новомосковск. М.: Очарованный странник, 2003.
Рязановский Ф. Памятники искусства и старины // Прошлое и настоящее Костромского края. Кострома: Северная правда, 1926.
Сиднева О. Место, где свет // Костромская народная газета. 2016. Сентябрь. № 40 (5).
Смирнов С. Преподобный Афонасий Высоцкий. М.: Барсуков, 1874.
Ткаченко В. А. Московские удельные князья и цари. М.: Поиск, 1998.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. М.: изд-е книгопродавца А. Д. Ступина, 1898, репринт: М.: Паломник, 1999.
Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности. М.: Церковно-археол. отд. общ-ва любителей духов. просвещения, 1902.
Уляницкий В. А. Междукняжеские отношения во Владимиро-Московском великом княжестве в XIV-XV вв. М.: Унив. тип., 1893.
Фетищев С. А. Московская Русь после Дмитрия Донского: 1389‒1395 гг. М.: Древлехранилище, 2003.
Фролова Н. Ю. О месте захоронения Василия Ярославича боровско-серпуховского // Боровский краевед. 1990. Вып. 2. С. 12‒16.
Харитон, иером. «Да будет свято это место …» // Благовест. 2001. № 9 (70). С. 8‒10.
“St. Nicetas of Kostroma, Serpukhov, Borovsk: Problems of Personal Identificationˮ.
Therapont (Kashin), metropolitanof Kostroma and Nerekhta. PhD in Theology, 26/37 Simanovskogo str., Kostroma 156000, Russia. ferapontk@yandex.ru
Theological Herald, vol. 32, no. 1, 2019, pp.190-211. (In Russian)
doi: 10.31802/2500-1450-2019-32-210-231
Abstract
In this article, the A. examines in а polemical manner the question of the identification of the St. Nicetas of Kostroma and St. Nicetas of Serpukhov and Borovsk — the disciple and “relative” of St. Sergius of Radonezh. The emergence of a historical problem is connected with the events that took place at the end of the XIV — first half of the XV century on the territory of the Grand Duchy of Moscow, namely the internecine feuds of the princes who claimed the throne, as well as their influence on the formation of monasteries of the Russian Orthodox Church in the Serpukhov-Borovsk and Kostroma principalities. In identifying the historical person, a methodology of comparative analysis of archival and bibliographic sources of the 16th – 20th centuries were applied. Using the example of studying the life of St. Nicetas of Kostroma, Serpukhov, Borovsk, the A. presented the process of formation, preservation and recreation of spiritual memory in several regions of Central Russia.
Keywords:hagiography, St. Nicetas of Kostroma, Serpukhov, Borovsk, monasteries of Kostroma Epiphany, Serpukhov Vysotsky in honor of the Conception of the Most Holy Mother of God, Borovsky Pokrovsky Vysotsky, identity, spiritual life of the metropolis.
References
Akafist Prepodobnomu Nikite Kostromskomu i zhitie [Akathist to st. Nikita of Kostroma and life]. Kostroma: Izdanie Bogoyavlensko-Anastasiinogo monastyrya, 2012. (In Russian)
“Akafist Prepodobnomu Nikite Kostromskomu” [“Akathist to st. Nikita of Kostromaˮ]. Obnovlennaia obitelʹ: Iz zhizni Bogoiavlensko-Anastasiina zhenskogo monastyria goroda Kostromy[Renovated abode: From the life of the Epiphany-Anastasiina convent in Kostroma], Kostroma: Kostroma: Izdanie Bogoiavlensko-Anastasiinogo monastyria, 2013, pp. 62‒66. (In Russian)
Bogoiavlensko-Anastasiin zhenskiĭ monastyrʹ goroda Kostroma. 570 let (1426-1996) [Epiphany-Anastasiin Convent, Kostroma. 570 years (1426-1996)]. Kostroma: Svetoch, 1996. (In Russian)
“Bogoiavlensko-Anastasiin monastyrʹ, XVI-XIX vv.” [“Epiphany-Anastasiin monastery, XVI-XIX centuries”]. Pamiatniki arkhitektury Kostromskoĭ oblasti [Monuments of architecture of the Kostroma region], Kostroma: Departament kulʹturnogo naslediia Kostromskoĭ oblasti, 1997, p. 198. (In Russian)
Garin, G., Savoskul, S., Shilov, V. Serpukhov. Moscow: Moskovskiĭ rabochiĭ, 1989. (In Russian)
Erusalimskiĭ K. Iu.Sbornik Kurbskogo[Collection of Kurbsky]. Vol. 2, Moscow: Znak, 2009. (In Russian)
Fetishchev S. A. Moskovskaia Rusʹ posle Dmitriia Donskogo: 1389‒1395 gg. [Moscow Russia after Dmitry Donskoy: 1389‒1395]. Moscow: Drevlekhranilishche, 2003. (in Russ).
Freski Bogoiavlensko-Anastasiinogo monastyria[The frescoes of the Epiphany Monastery of Anastasia]. Kostroma: Izd. Bogoiavlensko-Anastasiinogo monastyria, 2016. (In Russian)
Frolova, N. “O meste zakhoroneniia Vasiliia IAroslavicha borovsko-serpukhovskogo” [“On the burial place of Vasily Yaroslavich Borovsko-Serpukhovskiy”]. Borovskiĭ kraeved, vol. 2, 1990, pp. 12‒16. (In Russian)
Hariton, ierom. “Da budet sviato ėto mesto …ˮ [“Let this place be holy…ˮ]. Blagovest, № 9 (70), 2001, pp. 8‒10. (In Russian)
Istoriia goroda Serpukhova i Serpukhovskogo kraia XIV-XVI vv. (Materialy i issledovaniya) [The history of the city of Serpukhov and Serpukhov region XIV-XVI centuries. (Materials and studies)]. Serpukhov, 2009. (In Russian)
Kazarin, A., ed. Monastyri Kostromskoĭ eparkhii. [Monasteries of the Kostroma diocese]. Kostroma: Kostromskaia eparkhiia, 2009. (In Russian)
Kostroma: istoricheskaia ėntsiklopediia [Kostroma: historical encyclopedia]. Kostroma: Kostromaizdat, 2002. (In Russian)
Kostromskie sviatyni[Kostroma shrines]. Kostroma, 2004. (In Russian)
Kuchkin, V. “Iz istorii genealogicheskikh i politicheskikh sviazeĭ Moskovskogo kniazheskogo doma v XIV v.” [“From the history of genealogical and political ties of the Moscow princely house in the XIV century”]. Istoricheskie zapiski, vol. 94, 1974, pp. 365‒384 (In Russian)
— “Sergij Radonezhskij” [“Sergius of Radonezhˮ]. Voprosy istorii, no. 10, 1992, pp. 75‒92 (In Russian)
Kudriashov, E. Kostromskoe kamennoe zodchestvo XVII v. Ego osobennosti i puti razvitiia [Kostroma stone architecture of the 17th century. Its features and ways of development]. Moscow: Nauka, 1975. (In Russian).
Kuzʹmin, A. “Proiskhozhdenie uchastnikov zagovora 1461–1462 gg. s tselʹiu osvobozhdeniia iz zakliucheniia borovsko-serpukhovskogo kn. Vasiliia Iaroslavicha” [“The origin of the participants in the conspiracy of 1461–1462 for the purpose of release from imprisonment of the Borovsk-Serpukhov kn. Vasily Yaroslavich”]. Russkoe Srednevekovʹe[Russian Middle Ages], Moscow: Drevlekhranilishche, 2012, pp. 292–293 (In Russian)
Lurʹe IA. S. Dve istorii Rusi XV veka. Rannie i pozdnie letopisi ob obrazovanii Moskovskogo gosudarstva [Two stories of Russia of the XV century. Early and late chronicles of the formation of the Moscow State]. Saint Petersburg: Dmitriĭ Bulanin, 1994. (In Russian)
Markelov, G. Sviatye drevneĭ Rusi. Materialy po ikonografii (prorisi i perevody ikonopisnykh podlinnikov)[Saints of ancient Russia. Materials on iconography (tracings and translations of iconographic originals)]. Vol. 2, Saint-Petersburg: Dmitriĭ Bulanin, 1998 (In Russian)
Mogilev, A. Kostromskaia Odigitriia. Chudotvornaia Smolenskaia Ikona-freska Bozhieĭ Materi [Kostroma Odigitria. The miraculous Smolensk icon-fresco of the Mother of God]. Kostroma: Kostromskaia eparkhiia Russkoĭ Pravoslavnoĭ Tserkvi, 2005. (In Russian)
Mostovskiĭ, M. Хram Хrista Spasitelia[Cathedral of Christ the Savior]. Moscow: Aspekt-Press, 1996. (In Russian)
Muravʹeva, L. Letopisanie Severo-Vostochnoĭ Rusi kontsa XIII ‒ nachala XV veka[Chronicles of North-Eastern Russia of the end of the XIII — beginning of the XV century]. Moscow: AN SSSR, 1983. (In Russian)
Nekrasov, A. “Kostromskoĭ kraĭ v istorii drevnerusskogo iskusstva” [“Kostroma Territory in the history of ancient Russian art”]. Trudy Kostromskogo nauchnogo obshchestva po izucheniiu mestnogo kraia [Proceedings of the Kostroma Scientific Society for the Study of the Local Territory], no. 30, 1923, pp. 99‒103. (In Russian)
Nikandrov, A. Serpukhovskoĭ udel Moskovskogo kniazhestva v seredine XIV — pervoĭ polovine XV vv. [Serpukhov’s inheritance of the Moscow principality in the middle of the XIV — first half of the XV centuries]. Kuĭbyshev, 2006. (In Russian)
Obitelʹ liubvi v Kostromskoĭ zemle. Bogoiavlensko-Anastasiin monastyrʹ [The abode of love in the land of Kostroma. Epiphany-Anastasiin monastery]. Kostroma, 2015. (In Russian)
Olsufʹev, Yu. Opisʹ ikon Troitse-Sergievoĭ lavry do XVIII v. i naibolee tipichnykh XVIII i XIX vv. [Inventory of the icons of the Trinity-Sergius Lavra until the 18th century and the most typical XVIII and XIX centuries]. Sergiev: Komissiia po okhrane pamiatnikov iskusstva i stariny Troitse-Sergievoĭ lavry, 1920. (In Russian)
Perepiska Ivana Groznogo s Andreem Kurbskim [Correspondence of Ivan the Terrible with Andrei Kurbsky]. Moscow: Nauka, 1981 (In Russian)
Pistsovaia kniga g. Kostromy 1627/28‒1629/30 gg. [The written book of Kostroma, 1627/28-1629/30]. Kostroma: Kostromaizdat, 2004 (In Russian)
Prepodobnyĭ Sergiĭ Radonezhskiĭ: Obraz prostoty, pravdy, sviatosti: Ikonografiia XV — nach. XX v: Al’bom-kat.[St. Sergius of Radonezh: The Image of Simplicity, Truth, Holiness: Iconography XV — beginning. XX in: Album Catalog]. Moscow: Leto, 2014. (In Russian)
Priselkov, M. Istoriia Russkogo letopisaniia XI‒XV vv. [History of Russian Chronicles of the XI‒XV Centuries]. Moscow: Gosudarstvennoe sotsialʹno-ėkonomicheskoe izdatelʹstvo, 1940. (In Russian)
Prokhorov, G. “Afanasiĭ Vysotskiĭ”. Slovarʹ knizhnikov i knizhnosti Drevneĭ Rusi[Dictionary of Scribes and Bookishness of Ancient Russia], vol. 2, part 1, Leningrad: Nauka, 1988. (In Russian)
Russkie monastyri. Povolzh’e. Novomoskovsk.[Russian monasteries. Volga region. Novomoskovsk]. Moscow: Ocharovannyĭ strannik, 2003. (In Russian)
Riazanovskiĭ, F. “Pamiatniki iskusstva i stariny” [“Monuments of Art and Antiquitiesˮ]. Proshloe i nastoiashchee Kostromskogo kraia[The Past and Present of the Kostroma Territory], Kostroma: Severnaia pravda, 1926. (In Russian)
Sidneva O. “Mesto, gde svet” [The place where the light]. Kostromskaia narodnaia gazeta, September, № 40 (5), 2016. (In Russian)
Stroev, P. Spiski ierarkhov i nastoiateleĭ monastyreĭ Rossiĭskoĭ tserkvi. [Lists of hierarchs and abbots of the monasteries of the Russian Church]. Keln, Wien, 1990. (In Russian)
Tkachenko, V. Moskovskie udelʹnye kniazhestva i tsari[Moscow specific princdomes and tsars]. Moscow: Poisk, 1998. (In Russian)
Zemlia Serpukhovskaia: sbornik dokumentov i materialov po istorii goroda[Land of Serpukhov: a collection of documents and materials on the history of the city]. Serpukhov: Serpukhovskiĭ istoriko-khudozhestvennyĭ muzeĭ, 2000. (In Russian)
Zontikov, N. “Kostromskoj Kostromskoĭ Bogoiavlensko-Anastasiin monastyrʹ” [“Kostroma Epiphany-Anastasiin Monastery”].Blagovest, no. 9 (70), 2001, pp. 4‒7 (In Russian)
Уляницкий В. А. Междукняжеские отношения во Владимиро-Московском великом княжестве в XIV-XV вв. М.: Унив. тип., 1893.
Фетищев С. А. Московская Русь после Дмитрия Донского: 1389‒1395 гг. М.: Древлехранилище, 2003.
Фролова Н. Ю. О месте захоронения Василия Ярославича боровско-серпуховского // Боровский краевед. 1990. Вып. 2. С. 12‒16.
Харитон, иером. «Да будет свято это место …» // Благовест. 2001. № 9 (70). С. 8‒10.
“St. Nicetas of Kostroma, Serpukhov, Borovsk: Problems of Personal Identificationˮ.
Therapont (Kashin), metropolitanof Kostroma and Nerekhta. PhD in Theology, 26/37 Simanovskogo str., Kostroma 156000, Russia. ferapontk@yandex.ru
Theological Herald, vol. 32, no. 1, 2019, pp. (In Russian) doi:
Abstract
In this article, the A. examines in а polemical manner the question of the identification of the St. Nicetas of Kostroma and St. Nicetas of Serpukhov and Borovsk — the disciple and “relative” of St. Sergius of Radonezh. The emergence of a historical problem is connected with the events that took place at the end of the XIV — first half of the XV century on the territory of the Grand Duchy of Moscow, namely the internecine feuds of the princes who claimed the throne, as well as their influence on the formation of monasteries of the Russian Orthodox Church in the Serpukhov-Borovsk and Kostroma principalities. In identifying the historical person, a methodology of comparative analysis of archival and bibliographic sources of the 16th – 20th centuries were applied. Using the example of studying the life of St. Nicetas of Kostroma, Serpukhov, Borovsk, the A. presented the process of formation, preservation and recreation of spiritual memory in several regions of Central Russia.
Keywords:hagiography, St. Nicetas of Kostroma, Serpukhov, Borovsk, monasteries of Kostroma Epiphany, Serpukhov Vysotsky in honor of the Conception of the Most Holy Mother of God, Borovsky Pokrovsky Vysotsky, identity, spiritual life of the metropolis.
References
Akafist Prepodobnomu Nikite Kostromskomu i zhitie [Akathist to st. Nikita of Kostroma and life]. Kostroma: Izdanie Bogoyavlensko-Anastasiinogo monastyrya, 2012. (In Russian)
“Akafist Prepodobnomu Nikite Kostromskomu” [“Akathist to st. Nikita of Kostromaˮ]. Obnovlennaia obitelʹ: Iz zhizni Bogoiavlensko-Anastasiina zhenskogo monastyria goroda Kostromy[Renovated abode: From the life of the Epiphany-Anastasiina convent in Kostroma], Kostroma: Kostroma: Izdanie Bogoiavlensko-Anastasiinogo monastyria, 2013, pp. 62‒66. (In Russian)
Bogoiavlensko-Anastasiin zhenskiĭ monastyrʹ goroda Kostroma. 570 let (1426-1996) [Epiphany-Anastasiin Convent, Kostroma. 570 years (1426-1996)]. Kostroma: Svetoch, 1996. (In Russian)
“Bogoiavlensko-Anastasiin monastyrʹ, XVI-XIX vv.” [“Epiphany-Anastasiin monastery, XVI-XIX centuries”]. Pamiatniki arkhitektury Kostromskoĭ oblasti [Monuments of architecture of the Kostroma region], Kostroma: Departament kulʹturnogo naslediia Kostromskoĭ oblasti, 1997, p. 198. (In Russian)
Garin, G., Savoskul, S., Shilov, V. Serpukhov. Moscow: Moskovskiĭ rabochiĭ, 1989. (In Russian)
Erusalimskiĭ K. Iu.Sbornik Kurbskogo[Collection of Kurbsky]. Vol. 2, Moscow: Znak, 2009. (In Russian)
Fetishchev S. A. Moskovskaia Rusʹ posle Dmitriia Donskogo: 1389‒1395 gg. [Moscow Russia after Dmitry Donskoy: 1389‒1395]. Moscow: Drevlekhranilishche, 2003. (in Russ).
Freski Bogoiavlensko-Anastasiinogo monastyria[The frescoes of the Epiphany Monastery of Anastasia]. Kostroma: Izd. Bogoiavlensko-Anastasiinogo monastyria, 2016. (In Russian)
Frolova, N. “O meste zakhoroneniia Vasiliia IAroslavicha borovsko-serpukhovskogo” [“On the burial place of Vasily Yaroslavich Borovsko-Serpukhovskiy”]. Borovskiĭ kraeved, vol. 2, 1990, pp. 12‒16. (In Russian)
Hariton, ierom. “Da budet sviato ėto mesto …ˮ [“Let this place be holy…ˮ]. Blagovest, № 9 (70), 2001, pp. 8‒10. (In Russian)
Istoriia goroda Serpukhova i Serpukhovskogo kraia XIV-XVI vv. (Materialy i issledovaniya) [The history of the city of Serpukhov and Serpukhov region XIV-XVI centuries. (Materials and studies)]. Serpukhov, 2009. (In Russian)
Kazarin, A., ed. Monastyri Kostromskoĭ eparkhii. [Monasteries of the Kostroma diocese]. Kostroma: Kostromskaia eparkhiia, 2009. (In Russian)
Kostroma: istoricheskaia ėntsiklopediia [Kostroma: historical encyclopedia]. Kostroma: Kostromaizdat, 2002. (In Russian)
Kostromskie sviatyni[Kostroma shrines]. Kostroma, 2004. (In Russian)
Kuchkin, V. “Iz istorii genealogicheskikh i politicheskikh sviazeĭ Moskovskogo kniazheskogo doma v XIV v.” [“From the history of genealogical and political ties of the Moscow princely house in the XIV century”]. Istoricheskie zapiski, vol. 94, 1974, pp. 365‒384 (In Russian)
— “Sergij Radonezhskij” [“Sergius of Radonezhˮ]. Voprosy istorii, no. 10, 1992, pp. 75‒92 (In Russian)
Kudriashov, E. Kostromskoe kamennoe zodchestvo XVII v. Ego osobennosti i puti razvitiia [Kostroma stone architecture of the 17th century. Its features and ways of development]. Moscow: Nauka, 1975. (In Russian).
Kuzʹmin, A. “Proiskhozhdenie uchastnikov zagovora 1461–1462 gg. s tselʹiu osvobozhdeniia iz zakliucheniia borovsko-serpukhovskogo kn. Vasiliia Iaroslavicha” [“The origin of the participants in the conspiracy of 1461–1462 for the purpose of release from imprisonment of the Borovsk-Serpukhov kn. Vasily Yaroslavich”]. Russkoe Srednevekovʹe[Russian Middle Ages], Moscow: Drevlekhranilishche, 2012, pp. 292–293 (In Russian)
Lurʹe IA. S. Dve istorii Rusi XV veka. Rannie i pozdnie letopisi ob obrazovanii Moskovskogo gosudarstva [Two stories of Russia of the XV century. Early and late chronicles of the formation of the Moscow State]. Saint Petersburg: Dmitriĭ Bulanin, 1994. (In Russian)
Markelov, G. Sviatye drevneĭ Rusi. Materialy po ikonografii (prorisi i perevody ikonopisnykh podlinnikov)[Saints of ancient Russia. Materials on iconography (tracings and translations of iconographic originals)]. Vol. 2, Saint-Petersburg: Dmitriĭ Bulanin, 1998 (In Russian)
Mogilev, A. Kostromskaia Odigitriia. Chudotvornaia Smolenskaia Ikona-freska Bozhieĭ Materi [Kostroma Odigitria. The miraculous Smolensk icon-fresco of the Mother of God]. Kostroma: Kostromskaia eparkhiia Russkoĭ Pravoslavnoĭ Tserkvi, 2005. (In Russian)
Mostovskiĭ, M. Хram Хrista Spasitelia[Cathedral of Christ the Savior]. Moscow: Aspekt-Press, 1996. (In Russian)
Muravʹeva, L. Letopisanie Severo-Vostochnoĭ Rusi kontsa XIII ‒ nachala XV veka[Chronicles of North-Eastern Russia of the end of the XIII — beginning of the XV century]. Moscow: AN SSSR, 1983. (In Russian)
Nekrasov, A. “Kostromskoĭ kraĭ v istorii drevnerusskogo iskusstva” [“Kostroma Territory in the history of ancient Russian art”]. Trudy Kostromskogo nauchnogo obshchestva po izucheniiu mestnogo kraia [Proceedings of the Kostroma Scientific Society for the Study of the Local Territory], no. 30, 1923, pp. 99‒103. (In Russian)
Nikandrov, A. Serpukhovskoĭ udel Moskovskogo kniazhestva v seredine XIV — pervoĭ polovine XV vv. [Serpukhov’s inheritance of the Moscow principality in the middle of the XIV — first half of the XV centuries]. Kuĭbyshev, 2006. (In Russian)
Obitelʹ liubvi v Kostromskoĭ zemle. Bogoiavlensko-Anastasiin monastyrʹ [The abode of love in the land of Kostroma. Epiphany-Anastasiin monastery]. Kostroma, 2015. (In Russian)
Olsufʹev, Yu. Opisʹ ikon Troitse-Sergievoĭ lavry do XVIII v. i naibolee tipichnykh XVIII i XIX vv. [Inventory of the icons of the Trinity-Sergius Lavra until the 18th century and the most typical XVIII and XIX centuries]. Sergiev: Komissiia po okhrane pamiatnikov iskusstva i stariny Troitse-Sergievoĭ lavry, 1920. (In Russian)
Perepiska Ivana Groznogo s Andreem Kurbskim [Correspondence of Ivan the Terrible with Andrei Kurbsky]. Moscow: Nauka, 1981 (In Russian)
Pistsovaia kniga g. Kostromy 1627/28‒1629/30 gg. [The written book of Kostroma, 1627/28-1629/30]. Kostroma: Kostromaizdat, 2004 (In Russian)
Prepodobnyĭ Sergiĭ Radonezhskiĭ: Obraz prostoty, pravdy, sviatosti: Ikonografiia XV — nach. XX v: Al’bom-kat.[St. Sergius of Radonezh: The Image of Simplicity, Truth, Holiness: Iconography XV — beginning. XX in: Album Catalog]. Moscow: Leto, 2014. (In Russian)
Priselkov, M. Istoriia Russkogo letopisaniia XI‒XV vv. [History of Russian Chronicles of the XI‒XV Centuries]. Moscow: Gosudarstvennoe sotsialʹno-ėkonomicheskoe izdatelʹstvo, 1940. (In Russian)
Prokhorov, G. “Afanasiĭ Vysotskiĭ”. Slovarʹ knizhnikov i knizhnosti Drevneĭ Rusi[Dictionary of Scribes and Bookishness of Ancient Russia], vol. 2, part 1, Leningrad: Nauka, 1988. (In Russian)
Russkie monastyri. Povolzh’e. Novomoskovsk.[Russian monasteries. Volga region. Novomoskovsk]. Moscow: Ocharovannyĭ strannik, 2003. (In Russian)
Riazanovskiĭ, F. “Pamiatniki iskusstva i stariny” [“Monuments of Art and Antiquitiesˮ]. Proshloe i nastoiashchee Kostromskogo kraia[The Past and Present of the Kostroma Territory], Kostroma: Severnaia pravda, 1926. (In Russian)
Sidneva O. “Mesto, gde svet” [The place where the light]. Kostromskaia narodnaia gazeta, September, № 40 (5), 2016. (In Russian)
Stroev, P. Spiski ierarkhov i nastoiateleĭ monastyreĭ Rossiĭskoĭ tserkvi. [Lists of hierarchs and abbots of the monasteries of the Russian Church]. Keln, Wien, 1990. (In Russian)
Tkachenko, V. Moskovskie udelʹnye kniazhestva i tsari[Moscow specific princdomes and tsars]. Moscow: Poisk, 1998. (In Russian)
Zemlia Serpukhovskaia: sbornik dokumentov i materialov po istorii goroda[Land of Serpukhov: a collection of documents and materials on the history of the city]. Serpukhov: Serpukhovskiĭ istoriko-khudozhestvennyĭ muzeĭ, 2000. (In Russian)
Zontikov, N. “Kostromskoj Kostromskoĭ Bogoiavlensko-Anastasiin monastyrʹ” [“Kostroma Epiphany-Anastasiin Monastery”].Blagovest, no. 9 (70), 2001, pp. 4‒7 (In Russian)