Вениамин Кривоногов
Жизнь праотца Авраама как образец решимости в исполнении заповедей Божиих
Вот и подошел к концу первый месяц зимы. Это время года всегда воспринимается особенно радостно. Именно зимой мы празднуем с детства полюбившийся нам праздник Рождения Богомладенца. Этот праздник нарушает обычный ход вещей, всё становится особенным, праздничным и волшебным. Снежные хлопья, падающие на дома, окутывают их, делая похожими на снежные замки. Застывшие на окнах снежинки рисуют неповторимые узоры, делая наши окна произведением искусства. Радостные крики играющих детей невольно воздействуют на наше сердце, заставляя сорадоваться им. Взрослые хоть и ненадолго снова возвращаются в детство, украшая дома елочками, приготавливая друг другу рождественские подарки. Как сейчас, так и много лет назад люди ожидали этого великого праздника — Рождения Мессии. Из поколения в поколение, от отца к сыну передавалось это трепетное состояние ожидания Спасителя.
Сегодня Церковь вспоминает праотцов, которые своей праведной жизнью приуготовляли всё человечество к этому непостижимому событию. Одним из ярких примеров богоугодной жизни является жизнь праотца Авраама. Он, будучи 75-летним старцем, оставляет дорогие сердцу места, домашний быт, друзей и отправляется, по воле Божией, в чужие земли, претерпевая то голод, то домашние распри, то страх оказаться умерщвленным. На протяжении своей жизни этот угодник Божий явил яркий пример веры Богу, которая для современного человека может показаться полным безумием. Оставить всё, идти неизвестно куда, не раз подвергаться опасности потерять собственную жизнь, и ко всему этому решиться собственными руками убить долгожданного сына.
Каждый человек проходит путь, ведущий к становлению его личности. Праотец Авраам не был исключением. Он также прошел путь духовного становления, о котором нам повествует бытописатель Моисей. Авраам на протяжении всей своей жизни поднимался по лестнице добродетелей, которую описывает для нас апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет. 1:5-8). Первоверховный апостол рисует нам лестницу, ведущую к Богу. Ее первая ступень — вера, вторая — дела веры, третья — рассудительность, четвертая — воздержание, пятая — терпение, шестая — благочестие, седьмая — братолюбие, и завершающей ступенью является жертвенная любовь. Все эти добродетели Авраам приобрел постепенно, поднимаясь от одной ступени к другой. Именно благодаря решимости праведник смог стяжать все эти добродетели.
Но зададимся вопросом: возможно ли в наше время проявить такую решимость?
Ответ будет положительным.
Подобное рвение каждый из нас испытывал в юношеском возрасте, когда был очарован возлюбленной. Решимость Авраама можно уподобить чувствам влюбленного человека, который готов ради возлюбленной пройти сквозь огонь и воду. Как молодой человек верит, что его чувства не будут отвержены возлюбленной, так и Авраам верит в истинность обещаний Бога. И действительно, Авраам, как молодой юноша, рвется исполнить волю Божию. Его не страшит ни неизведанность, ни голод, ни страх быть убитым, ни домашние распри, ничто.
На протяжении всей жизни праведника Господь испытывает твердость его намерений. Последним и самым сложным испытанием стало принесение собственного сына в жертву Богу. Только взрастив в себе наивысшую добродетель любви, можно было решиться на подобный поступок. Конечно, Бог не допустил, чтобы Авраам убил собственного сына, так как Сам является источником жертвенной любви. Решимость Праотца, по слову святителя Иоанна Златоуста, стала принятой Богом жертвой. Господь через Праотца показал всем последующим поколениям, какая должна быть у нас решимость в исполнении Его заповедей.
Сам Христос в сегодняшнем Евангельском чтении о званых на пир сподвигает каждого из нас задуматься, готовы ли мы сейчас решиться и оставить наши житейские заботы и через исполнение Его заповедей, подобно праотцу, прийти на Его званый пир.
Каждый день через окружающих нас людей Спаситель взывает к нашей душе. Нам нужно только услышать Его голос и в очередной раз на просьбу братьев или сестер внять их просьбе. Решиться не пройти мимо грязного, просящего милости, бедняка, зовущего нас. Решиться прийти в детский дом к одиноким, нуждающимся в заботе детям. Решиться хотя бы на то, чтобы придержать дверь при входе в метро ради идущего следом за нами человека. Решиться не осуждать недавно пришедших в храм. Этот список можно продолжать до бесконечности, но главное — Христос ждет от каждого из нас решимости в совершении дел любви.
Так не будем жестоковыйны и глухи к Его призыву, а уподобимся праотцу Аврааму в его стремлении исполнять волю Божию, и через это станем достойными возлечь на вечере Господней со всеми любящими Его. Аминь.
Источники:
«Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», Брюссель, 1989.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Эл. источник.: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/47
Проповедь произнесена на Литургии 29 декабря 2019 года