Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

Archbishop Ambrose

Nothing can be held back.

Господи, хорошо нам здесь быть! Давай останемся, сделаем шалаши Тебе, Моисею, Илие — слышали мы только что из приоткрытого облака времени слова апостола Петра, обращенные к Господу Иисусу на святой горе, где Христос преобразился: лицо Его сделалось сияющим, одежды Его слепили взор, свет окружал Его.

Это желание «остаться зде» хорошо знакомо мне, как, думаю, знакомо и каждому из нас, здесь присутствующих. Особенно оно ощущается в моменты предчувствия присутствия Господа: иногда за молитвой, в Евхаристии, в общении с ближним. Когда хочется, чтобы ничего не менялось. Когда кажется: вот это и есть тот предел, о котором можно мечтать, к которому только и стремится душа. Когда понимаешь твердо: хорошо нам быть здесь, словно отражая слово Вечного Творца, создавшего всё «хорошо весьма». Когда хочешь остаться вот так, чтобы жить перед Лицем Господа.

Но невозможно ничего удержать на этой земле, даже самого чудесного и святого. Всё здесь совершается хотя и в высшей степени по-настоящему, но текуче, подвержено времени и изменению. Нельзя остановить мгновение, даже самое прекрасное и неповторимое. Нельзя остановить ход времени, даже самого святого. Чем-либо прекрасным, духовным, святым возможно наслаждаться только в тот момент, когда оно происходит. Так, например, присутствием дорогого человека, разговором с интересным собеседником, чтением хорошей книги, музыкой, молитвой или участием в Евхаристии — можно наслаждаться только в тот момент, когда это происходит. Ничего нельзя удержать.

Во временной жизни всё проходит. Всё должно пройти, таков закон преходящего мира. Наверное, неслучайно праздник Преображения Господня находится в преддверии осени, когда уже и плоды собираются, и совершается жатва. И скоро природа вновь начнет примерять свой предсмертный разноцветный саван для того, чтобы погрузиться в холод и сон. Преображение Господа напоминает нам о том, что пройти необходимо всему. Даже самому святому времени встречи с Богом лицом к Лицу, а уж тем более нашим земным временам, событиям и встречам.

Но, казалось бы, если за всяким переживанием наступит отсутствие, если за всякой встречей грядет расставание, если даже самый возвышенный духовный опыт — опыт близости Бога — рассеется со временем, то зачем же всё это происходит? Для чего после радости переживать мучительную пустоту, разлуку, ожидание неповторимого, тягу к чему-то большему? Может быть, лучше было бы, чтобы ничего и не происходило такого, о чём потом придется с сожалением о невозвратности вспоминать? Мне кажутся удивительно подходящими слова из современного романа Евгения Водолазкина «Лавр», где на подобный вопрос о том, для чего же нужны встречи, если за ними грядет неизбежная боль расставания, дается следующий ответ:

«Знаешь, друже, всякая встреча больше ведь, чем расставание. До встречи – пустота, ничто, а после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно. Человек остается в памяти как ее, памяти, часть. Эту часть создал он, и она живет и иногда входит в соприкосновение со своим создателем. Иначе отчего же мы чувствуем дорогих людей на расстоянии?»

Так и Господь, приведший Своих учеников на гору, подаривший им радость Преображения, привел их, видя приближающуюся разлуку и боль. Он подарил им радость, чтобы потом частью их памяти во время Его страданий была и радость этой встречи, Его Преображение, преобразившее навсегда и их жизни. Чтобы после Преображения уже не было пустоты. Потому что, встретившись однажды, полностью расстаться уже невозможно. Прикоснувшись к Божественной благодати, уже невозможно остаться полностью прежним. Почувствовав прикосновение Бога, настоящую радость совместной молитвы, искреннее переживание Евхаристии — уже не быть таким, как до этого. Даже если впереди падения, духовное оскудение, внутренняя слепота. Даже если тьма впереди непроглядная. Всё равно, став глубже после произошедшего, уже невозможно стать вновь плоским. Для этого и даны нам встречи, радостные переживания благодати, желание остаться здесь и сейчас и больше ничего не менять.

Праздник Преображения Господня дан нам как память о Царствии Его, которое готово приоткрыться среди будней. Апостолы не знали, что произойдет на горе. Они пошли, как и в другое время, для молитвы на гору за своим Учителем. Они так же буднично уснули после долгого пути, оставив Христа одного, как это было и до, и будет после. Но вот завеса времени отворяется, и Господь дает увидеть Царствие Свое. И Петр произносит слова, которые звучат, может быть, немного наивно, но они по-человечески искренние и возвышенные: «Господи, хорошо нам здесь быть». Словно бы прося: Господи, давай останемся. В обыкновенные будни неожиданно входит радость праздника. Обыкновенные одежды вдруг становятся белее белого. Обыкновенная гора вдруг становится местом встречи ветхого и нового. Все преображается. И с тех пор мы знаем, что вечное возможно разглядеть и в будничных вещах.

Но вместе с тем мы знаем, что внешние чудеса, даже самые невероятные, такие, как описывает евангельский текст на горе Фавор, не дают безусловного билета ко спасению. После чудес во временном мире бывают такие же будни и искушения, предательства и смерть. И даже Петр, восклицавший: «Хорошо нам быть здесь», уже через короткое время трижды засвидетельствует: «Не знаю Человека Сего», отрекаясь от Учителя. И Христу Преобразившемуся предстоит скоро пройти через тоску и скорбь, через унижения и смерть. И каждому из нас предстоит пройти через боль и сложности, тоску и смерть, ибо такова природа бренного мира. Хотя нам и хорошо вместе здесь и сейчас, это временно.

Это временно, а значит ни к чему не нужно привязываться. Это временно, а значит, что происшедшего никогда не вернуть. Значит, жить для Бога и ближних нужно именно сейчас. Радоваться о Воскресшем Христе стоит сейчас. Удивляться красоте Его творения, благодарить, дарить Ему свое сердце, дарить тепло ближним, стремиться к добрым делам — всё это возможно сделать только сейчас. Ни в прекрасном будущем, в которое мы верим. Ни тем более в прошлом, даже самом святом, этого невозможно сделать. Только сейчас, сегодня, в текущем моменте жизни. Потому что текущий момент для каждого из нас и есть жизнь.

Чудо Преображения на Фаворе напоминает нам еще вот о чём. Когда нам хорошо, так хорошо, как было апостолам, — мы забываем о других. Мы готовы свить кущи и остаться, совершенно не думая, что кому-то не на горе сейчас плохо. Кого-то как раз в момент Преображения не могут исцелить оставшиеся апостолы, и человек страдает. И совершенно необходимо спуститься с горы вновь в юдоль скорби человеческой, потому что человеку, видевшему Божественный свет, есть что отдать другим. Когда мы получаем что-то от обильной благодати Божией, когда Господь помогает нам создать что-то такое, что не дает другим: творчеством ли, талантами ли, либо же сверхъестественным чудесным посещением — Он дает нам это ради других. А значит, всё, что есть у нас экстраординарного в этом мире, мы должны отдать. Потому что это принадлежит не нам, а Богу. Получив благодать на горе Фавор, мы обязательно должны спуститься в юдоль плача, болезней и необходимости быть с другими. Быть для других. Для этого, а не для удовольствия, и тем более не как повод для гордости, дает нам Господь таланты и достижения.

Сегодняшний праздник являет нам образ Преображенного Христа и голос Отца с неба: это Сын Мой, Его слушайте. Христос — наш единственный ориентир в этом мире. Будет происходить разное и в жизни общества, и в жизни общины, и в жизни каждого из нас по отдельности. Будут трудности, будут разочарования и ослабление веры, будут искушения. Через всё это должен пройти каждый из нас. Как прошел апостол Петр и другие апостолы. Помолимся же, чтобы Господь помогал нам несмотря на будничность нашей жизни помнить о свете Преображения, о грядущем преображении каждого из нас в жизни вечной и иметь ориентиром только Его. Ни кого-то из людей, ни чьи-то слова, ни даже чудеса и духовные переживания. Только Господа Иисуса Христа, Которого мы и должны слушать, по откровению Его Небесного Отца. И тогда мы будем, не без трудностей конечно, но оставаясь сильными в вере и в верности Христу преодолевать сложности временной жизни.

Сложности, благодаря которым эта жизнь и прекрасна.

Проповедь ректора МДА, врио ректора Сретенской семинарии архиепископа Верейского Амвросия в храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской Московского Сретенского монастыря в праздник Преображения Господня 19 августа 2019 года