Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Илья Рязанов, аспирант 2 курса

Памяти 50-летия со дня кончины профессора Московской духовной академии игумена Марка (Лозинского)

29 января 1973 года на 34-м году жизни скончался профессор Московской духовной академии игумен Марк (Лозинский). Скорбная весть о случившемся была сообщена в академию из г. Тулы, где находился в дни своего отпуска отец Марк.

Игумен Марк (Лозинский Сергей Ростиславович) родился 4 июня 1939 года в Ивангороде Ленинградской области в семье священника Ростислава Романовича и Софьи Емельяновны Лозинских. При крещении ему было дано имя Сергий, в честь преподобного Сергия Радонежского.

С 1947 по 1957 год он обучался в средней школе г. Тарту Эстонской ССР, где служил настоятелем Успенского собора и благочинным Тартуского округа его отец. В 1957 году протоиерея Ростислава перевели ключарем в кафедральный Преображенский собор г. Иваново. Отсюда Сергей Лозинский, успешно окончивший среднюю школу, поступил в 3 класс Московской духовной семинарии. Окончив ее по первому разряду, он был принят в 1959 году в Московскую духовную академию.

Он зарекомендовал себя усердным исполнителем различных послушаний, возлагавшихся на него администрацией Академии. Некоторое время он иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Алексия в Московском Богоявленском соборе, был членом академического фотокружка, а потом и его старостой.

По окончании II курса Академии Сергей определил свое отношение к личной жизни переходом 12 мая 1961 года в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 19 декабря этого же года в Троицком соборе наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) было совершено пострижение в монашество Сергея с наречением имени Марк, в честь святого апостола и евангелиста Марка. 31 марта 1963 года архиепископом Можайским Леонидом монах Марк был рукоположен в Богоявленском патриаршем соборе в сан иеродиакона.

Курсовое сочинение отец Марк писал по кафедре церковной археологии, на тему «Образ Господа нашего Иисуса Христа в русской иконографии». Совет Академии высоко оценил данный труд и оставил иеродиакона профессорским стипендиатом на вышеназванной кафедре. А осенью 1963 года Совет поручил ему преподавание гомилетики в 3 и 4 классах семинарии. Одновременно с этим он был назначен сотрудником, а с сентября 1964 года помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом. В 1965 году отец Марк успешно написал стипендиатский отчет по церковной археологии на тему «Основные виды изображений Господа нашего Иисуса Христа в русской иконографии (анализ и классификация памятников)».

4 декабря 1964 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, иеродиакон Марк Святейшим Патриархом Алексием был рукоположен в кафедральном соборе Москвы в сан иеромонаха. С 1965 года его назначили преподавателем гомилетики и в Академии. Одновременно в 1966–1967 годах ему поручали читать лекции по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, а в 1968 году — лекции по пастырскому богословию.

Ученый Совет Академии в январе 1968 года избрал иеромонаха Марка доцентом. Им была прочитана пробная лекция на тему «Всемирный потоп по Священному Писанию, преданиям народов и новейшим научным открытиям», которую высоко оценил Совет.

Большую признательность отец Марк получил за свою научно-богословскую деятельность. С апреля 1967 года, получив утверждение темы избранного им магистерского сочинения «Духовная жизнь монаха и мирянина по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)», иеромонах Марк усиленно и много работал над изложением диссертации и уже через год, 11 июня 1968 года, подал ее для рассмотрения на соискание ученой степени. 12 июня 1969 года состоялась защита этого труда, и отцу Марку было присвоено звание магистра богословия. Он не ограничился только диссертацией и продолжал изучать личность святителя Игнатия. Им была составлена «Практическая симфония по творениям епископа Игнатия (Брянчанинова). Помимо этого, отец Марк часто выступал с докладами перед учащими и учащимися. Позднее, в 1972 году, все свои статьи игумен Марк систематизировал и издал в 3 академических сборниках, озаглавив их «Доклады и статьи». Часть из них попала на страницы богословских журналов — «Богословские труды», «Журнал Московской Патриархии», «Голос Православия», «Единая Церковь».

Ученый Совет Академии в декабре 1969 года избрал игумена Марка профессором кафедры гомилетики. С октября 1972 года отец Марк возглавлял церковно-практическую комиссию Московской духовной академии. А к Пасхе 1971 года он был награжден наперсным крестом с украшением.

Отец Марк проделал огромную работу по приготовлению учебных пособий по гомилетике, всевозможных проповеднических сборников. Им был составлен «Отечник проповедника» в 6 томах в качестве практического руководства для приготовления студентами проповедей. По поручению администрации Академии игумен Марк неоднократно возглавлял экскурсии воспитанников семинарии в центры памятников древней архитектуры. В Церковно-археологическом кабинете он вел большую творческую работу по оформлению выставок и фотовитрин; состоял экскурсоводом ЦАКа; прекрасно сочетал административные обязанности с научной деятельностью.

Смерть игумена для всех стала неожиданной, он находился на рождественских каникулах у отца в Туле. 30 января на похороны преподавателя выехала группа из профессоров и преподавателей Академии, иноков Лавры и учащихся духовных школ во главе с ректором архиепископом Дмитровским Филаретом (Вахромеевым). Отпевание по монашескому чину проходило в кафедральном Всехсвятском соборе г. Тулы 31 января, его возглавил ректор Академии архиепископ Филарет. После отпевания гроб с телом покойного игумена Марка был погребен на Спасском кладбище г. Тулы, возле могилы его матери Софьи Емельяновны.

Так об игумене Марке (Лозинском) отзывался заслуженный профессор Московской духовной академии Константин Ефимович Скурат: «Недолго шел отец Марк по земной дорожке, но оставил глубокий след в сердцах своих современников. Я лично видел в нём больше всего неистощимое трудолюбие, сопровождаемое великой любовью к Богу и человеку — стояние на молитве в храме и домашний подвиг; высота званий игумена, профессора и простота, скромность, доступ­ность; иноческое уединение и чуткое участие в скорбях, нуждах плывущих по бурному житейскому морю; отрицание от мира и пастырское служение живущим в нём…»