Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

«Ничто так не приятно Богу, как душа, признательная и благодарная»

Еще в детстве мамы и папы учат нас волшебным словам: «спасибо», «пожалуйста», «прости». Кто-то эти уроки усваивает на отлично, а кто-то, увы, забывает поблагодарить за вкусный ужин, за свежую рубашку. И надо признать, мы не так часто говорим слова благодарности нашему Спасителю. Мы чаще просим, иногда просто требуем и редко произносим от души: «Спасибо, Господи! Слава Богу за всё». Святая Церковь говорит нам о нескольких видах молитв: прошении, благодарении и славословии. С первой — просительной — всё просто. Мы просим здоровья себе и близким, материального достатка, любви. Но часто ли мы духовно дорастаем до молитвы-благодарности?

11 января, в Международный день «спасибо», о благодарности к Творцу рассуждает иерей Антоний Борисов, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии. 

— Отец Антоний, заходя в церковную лавку и видя количество подаваемых треб, мы понимаем, что люди чаще просят помолиться о здравии и об упокоении, а благодарственных молебнов при этом совсем мало. Можно ли говорить о том, что благодарность — это свойство человека, которое должно нарабатываться? Или это какая-то внутренняя настроенность человека на умение разговаривать с Богом и быть благодарным за всё?

— Довольно сложно обобщать. Я не готов говорить за весь род человеческий и пытаться вывести какие-то общие черты человеческой природы, присущей всем нам. Я, наверное, вначале оттолкнулся бы от евангельского текста. Вспоминая те чудеса, которые совершил Христос в течение Своей земной жизни, в первую очередь я упомянул бы о чуде исцеления десяти прокаженных. Как помнят внимательные читатели евангельского текста, когда десять прокаженных, получив от Христа исцеление, почувствовали, что они наконец-то здоровы, девять из них устремились к своей обычной жизни, радостные, что наконец-то они могут вернуться домой. А один из прокаженных вернулся ко Христу и поблагодарил Его за исцеление. Этим прокаженным оказался самарянин, человек несколько иной национальности, нежели Господь Иисус. И Христос с некоторым удивлением спросил у этого человека: «Не десять ли очистились? Где же девять?» (Лк. 17:17). Почему только один иноплеменник пришел для того, чтобы возблагодарить Бога? 

Благодарность — это, действительно, некий навык, над которым приходится довольно усердно работать. Когда нам плохо, тоскливо, всё наше состояние неизбежно подталкивает нас к тому, чтобы обратиться за помощью к людям ли, к Богу ли. Мы боимся это состояние горя переживать одни. Но когда у нас в жизни всё, как нам кажется, хорошо, нам почему-то представляется, что этой радостью, этим светом и этой любовью не нужно ни с кем делиться и не нужно за душевные мир и радость никого благодарить. Жадность, которую мы испытываем в этот момент, в конечном счете не позволяет нам сохранить то состояние, которое мы имеем. И даже хуже — эгоизм в конечном счете его поедает, превращает в ничто. А когда мы благодарим Бога или человека за оказанное нам добро, то это добро не только не исчезает, не уменьшается, но, наоборот, расширяется, прибавляется, увеличивается. Всё происходит в точности так, как говорит книга Екклесиаста, «отпускай хлеб твой по водам, потому что… опять найдешь его» (Еккл. 11:1). Благодарение не только не уменьшает радость и свет, но, наоборот, позволяет обладать ими в истинном ключе. Но подобное нужно испытать на практике. В теории этому довольно сложно научить. 

Если посмотреть на высказывания святых отцов по теме благодарения, то можно убедиться в том, насколько серьезное внимание святые отцы уделяли теме благодарения и благодарности. И преподобный Максим Исповедник, и святитель Василий Великий, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и многие другие. И как они при этом осуждают черствость, неблагодарность. Потому что умение или неумение благодарить является очень верным признаком того, ведет ли человек по-настоящему духовную жизнь. Или же он воспринимает Бога или ближнего как некоего идола или джина, который только исполняет желания, является всего лишь инструментом для достижения наших «хотелок». А когда эти «хотелки» получены, то этот инструмент благодарить как-то странно. Мы же не благодарим, например, гаечный ключ за то, что он нам позволил открутить какую-нибудь гайку. Если человек замыкается на своем счастье, забывая о Том, Кто является источником этого счастья, то он низводит Бога на уровень средства осуществления своих желаний. Средства, которое, выполнив надлежащее, стоит до времени убрать на полку.

— Еще апостол Павел призывал: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите» (1 Фес. 5:16–18). Но чаще мы можем поблагодарить Бога за какие-то большие события: за успешную операцию, за выздоровление кого-то из членов семьи, а за какие-то ежедневные мелочи мы иногда забываем Богу сказать спасибо. Мы читаем в утреннем и вечернем правилах слова благодарности, которые написаны отцами — составителями этих молитв, но они, как правило, в нашем сердце не отзываются. Умение благодарить за всё тоже нарабатывается? 

— Конечно, как нарабатываются многие другие добродетели. Надо понимать, что, к сожалению, так проявляет себя один из законов искаженной злом реальности, — всё дурное с легкостью к нам прилепляется. Иногда даже не замечаешь, как приобрел то или иное греховное качество. А всё доброе всегда достается с трудом. И это не потому, что Бог такой жадный, что не может наделить нас этими великими дарами добродетели, а потому, что такова человеческая природа. Мы ценим исключительно то, что приобрели с трудом.

Возвращаясь к святоотеческому пониманию благодарности и благодарения, приходят на ум замечательные слова святителя Иоанна Златоуста: «Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная». А в другом месте он пишет: «Благодарность ничего не прибавляет Богу, но приближает нас к Нему». Это очень важное замечание святителя Иоанна, которое указывает на то, что Бог не нуждается в нашем благодарении. Он вообще ни в чем не нуждается. Но Бог очень хочет, чтобы Он нам понадобился. Не потому, опять же, что Господь своенравен или эгоистичен. Вовсе нет. А потому, что только в единении с Богом мы способны обрести истинное счастье. Даже тогда, когда внешние обстоятельства этому препятствуют. В лице Господа Иисуса Христа, Сына Божия, пришедшего в наш мир, ставшего Человеком, мы видим пример удивительной благодарности Богу. Когда в Евангелии от Иоанна мы читаем слова так называемой первосвященнической молитвы Христа, где Господь Иисус, ощущая всю скорбь испытаний и мучений, которые Его ожидают, тем не менее благодарит Бога Отца за тот удивительный дар благодати, который был вновь подан миру через Божественное воплощение. В лице Христа мы видим, как страх перед Голгофой отступает, сменяясь чувством доверия и благодарения Божественному Родителю.

— Если Господь в нашей благодарности как таковой, по Вашим словам, не нуждается, то что будет лучшей благодарностью от человека, желающего сказать спасибо Господу: слова молитвы, милостыня, какое-то доброе дело? Что будет тем самым уподоблением, которого Он от нас просит?

— Хорошо всё перечисленное. Самое главное, чтобы оно исходило от сердца и не было просто формальным исполнением определенных предписаний, списка правил. Чтобы это не выглядело, как инструкция из мебельного магазина: если хочешь собрать тумбочку, то выполняй действия следующим образом. Православная Церковь, безусловно, дает пастырские советы в лице тех же святых отцов, но при этом критикуя любое проявление формальности и магизма. Например, преподобный Никодим Святогорец о том, как можно воздавать благодарность Богу, говорит: «Богу не нужны благодарения твои, но тебе необходимы Божии благодеяния. Вместилище и хранилище этих благодеяний — благодарное сердце». Эти слова означают: только человек, обладающий благодарным сердцем, может быть одновременно и хранителем Божественных даров благодати, и их проводником в мир. Когда мы благодарим Бога, пусть и самым, как нам кажется, простым образом, не будем смущаться. 

Если мы поступаем искренне, даже если мы молимся как-то неказисто, с нашей точки зрения, и не можем проявлять молитвенное творчество, если нам наши поступки кажутся незначительными и милостыню мы подаем не большими суммами, а посильно, с желанием таким образом отблагодарить Бога за благодеяния, которые Он нам подает, то это маленькое неказистое благодарение обязательно Богом будет принято. В этом и состоит смысл одного из любимых высказываний старца Иоанна (Крестьянкина). На вопросы людей, которые просили у него совета, он отвечал: «Спасайтесь малыми добрыми делами». Потому что человек подчас живет иллюзией, что сегодня он ничего доброго не сделал и вчера поступал так же, но настанет в его жизни прекрасный значимый день, когда он совершит глобальное доброе дело, и за это Господь введет его в Свое Царствие. Но это печальный самообман, которым часто люди себя внутренне пленяют и живут в его сетях, ничего, по большому счету, в жизни не сделав.

— А правильно ли я понимаю, что лучше один раз искренне сказать: «Спасибо, Господи», чем механически что-то делать, не вкладывая ни душу, ни сердце, ни ум?

— Да, безусловно.

— Если посмотреть внимательно на утреннее и вечернее правила, то можно увидеть, что они пронизаны благодарностью к Богу. Но зачастую человек всё больше просит о спасении родных, об упокоении близких, об успокоении на день или благодарит за уже прожитый день, а слова благодарности проходят постольку, поскольку их кто-то написал. Может быть, нужно еще больше внимания на этом сосредотачивать, и это тоже будет формой разговора с Господом?

— Важно отметить следующую деталь. Часто ко мне приходят люди, спрашивающие, почему же определенного рода молитвы для них в тягость, и подчас они не понимают, чего же на самом деле хотят, не знают, как правильно молиться. Я уточняю у этих людей, а что, собственно, они имеют в виду, когда говорят «молитвенное правило»? Обычно мне отвечают, что правило — это обязанность, послушание, то, что необходимо исполнять. Но на самом деле, если мы посмотрим славянское значение слова «правило», то обнаружим интересную вещь. Это слово переводится как «образец» или «лекало». Это означает, что Церковь, исходя из педагогических соображений, собрала в книге под названием «Молитвослов» лучшие образцы святоотеческой молитвы.

Но несмотря на то, что это лучшие образцы, эти слова всё равно будут оставаться для нас чужими, потому что это чужой молитвенный опыт. И смысл молитвенного правила состоит в том, чтобы мы, соприкоснувшись с опытом святоотеческой молитвы, научились молиться самостоятельно. И благодарение, конечно, — это высшая форма молитвы, которая нам заповедана Богом и Церковью. Ведь самое главное Таинство Церкви — это Таинство Евхаристии, а Евхаристия в переводе на русский язык означает «благодарение».

— Немногие, к сожалению, дорастают молитвенно и духовно до благодарственной молитвы. Но испытывать благодарность мы должны не только к Богу, но и к окружающим людям. В этой связи возникает вопрос по поводу того, как мы ведем себя в храме. Тема благодарности к молящимся с тобой остается актуальной.

— Я так понимаю, что здесь речь идет больше не о благодарении, а о вежливости. Вежливость подчас у нас не в чести, потому что часто оказывается под подозрением в человекоугодии, неискренности, фальшивости. Многие думают, что лучше уж сказать прямо и в лицо, что думаешь о человеке, чем проявлять дипломатичность. Действительно, прямота характера иногда бывает нужна. Но вот какое печальное обстоятельство. Чаще всего осуждением вежливости оправдывается не правдолюбие, а самое настоящее хамство, которое выдается за прямодушие, чистосердечие и отсутствие какого-то лукавства. О том, как на самом деле важно быть вежливым по отношению к любому человеку, а не только к собрату по вере, нам свидетельствует Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Например, в книге Притчей царя Соломона, в 18-й главе, мы находим замечательное высказывание: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат» (Притч. 18:24). А апостол Павел в послании к Колоссянам пишет: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» и «…снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:15, 13).

Если говорить о важности вежливости и теплого отношения, у апостола Павла в послании к Римлянам есть высказывание: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Как это на практике может быть реализовано? В трудах святителя Амвросия Медиоланского сохранилось описание Богоматери. Амвросий, конечно же, своими глазами Пресвятую Деву не видел, но он стал тем, кто зафиксировал древнее церковное предание о том, как выглядела и как вела себя Богородица. И вот что мы читаем: «Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей и любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела или была вне согласия с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях». 

Какие замечательные слова использует святитель Амвросий Медиоланский в отношении Богородицы Девы! По большому счету на этой цитате можно заканчивать обсуждать тему вежливости. Если уж Пресвятая Дева вела себя в отношении других людей вежливо, благодарно и всячески избегала того, чтобы кого-то чем-то обидеть или задеть, то и нам необходимо так поступать. Важность быть вежливым и дружелюбным отмечали даже такие суровые отцы-пустынники, как, например, преподобный Ефрем Сирин. Он в своих творениях, обращаясь к другим монахам, говорит: «Не делай того, что печалит ближнего, но будь вежлив в обращении со всякими». Если уж суровые отцы-пустынники советуют нам поступать таким образом, то нам, живущим в миру, тем более необходимо руководствоваться этими наставлениями.

— Осталось только принять все эти наставления сердцем и не печалиться по каким-то мелким поводам, которые зачастую нас могут вывести из себя. К сожалению, так часто бывает, что ты пришел в храм, наполненный счастьем и радостью, но чуть что-то пошло не по-твоему, ты сразу выплеснул из себя всё то, что у тебя есть на самом деле. В сердце от этого возникает печаль, потому что понимаешь наносное и показное в себе с сожалением.

— Чтобы не унывать и не становиться жертвой тоски на почве собственного несовершенства, важно помнить вот о чем. Господь не зря Климентом Александрийским называется Великим Педагогом. Бог никогда нас не пытается оскорбить, ввести в уныние. Если так складываются жизненные обстоятельства, что мы проявляем себя не лучшим образом, Он эти обстоятельства нашей жизни выстраивает так, чтобы мы поняли, над чем еще нам стоит поработать.

— То есть нужно воспринимать это не как повод к самобичеванию, а как повод к исправлению?

— Конечно. Как повторяли многие подвижники Православной Церкви, «святой — это не тот, кто не грешит. Святой тот, кто кается». А покаяние, в понимании святых отцов, не просто сожаление, но деятельное исправление себя и своей жизни к лучшему — в соответствии с заповедями Божиими.

Беседовала Наталья Шатова

Пресс-служба МДА/Сайт Московского Сретенского монастыря

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: