Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Иерей Павел Лизгунов: Мы предоставили определенную свободу преподавателю в выборе формы обучения

В связи с профилактикой коронавируса  Московская духовная академии перешла на дистанционную форму обучения. О том, как реализуется обучение по новой форме, рассказал проректор по учебной работе иерей Павел Лизгунов. 

Отец Павел, расскажите, пожалуйста, о том, как в Академии реализуется дистанционное обучение? 

Прежде всего, мы руководствуемся приказами Министерства образования и науки и циркулярами Учебного комитета. 

Обучение у нас организовано на базе Электронной информационно-образовательной среды, разработанной специально для Академии. Она создана на платформе Moodle и предоставляет все необходимые функции. Например, можно добавлять задания для студентов и проверять их выполнение, публиковать любые материалы, размещать тесты и т.д. Также есть функция видеоконференции, которая позволяет проводить онлайн-занятия в группе студентов. Словом, здесь достаточно удобный и разнообразный функционал. 

Информационно-образовательная среда у нас существует давно, но прежде она использовалась в гораздо меньшей степени, чем сейчас. Из-за того, что ситуация с карантином возникла внезапно, мы столкнулись с некоторыми техническими сложностями. Сейчас происходит отладка системы и проводятся дистанционные консультации для преподавателей и студентов, выкладываются видеоуроки по ее использованию. Однако уже сейчас многие преподаватели ведут курсы посредством этой системы.

Чтобы образовательный процесс не останавливался из-за обновления некоторых модулей академической информационной среды, мы совершенно открыты для использования других программных средств. Например, кому-то удобнее проводить занятия по Skype, особенно в небольших языковых группах, или пересылать задания студентам по электронной почте. Но все эти программные средства уступают единой среде, потому что и в плане сохранения нужной информации, и в плане контроля меньше возможностей. Но в качестве временной меры мы это тоже допускаем. 

Помимо этого, мы подключаемся к системе дистанционного обучения Учебного комитета. Она помогает обеспечить материалами первые три курса бакалавриата. Большая часть из них создавалась нашими преподавателями, которые читают эти курсы на заочном отделении Академии. 

То есть мы стараемся предоставлять максимум возможностей, чтобы преподаватели могли взаимодействовать со студентами.

По какому расписанию проходят дистанционные занятия?

Образовательные организации в разном режиме решают вопрос о том, в какой форме организовывать дистанционное обучение. Некоторые его организуют в форме обучения в соответствии с действующим расписанием или с небольшой его корректировкой, чтобы все занятия проходили в режиме реального времени посредством вебинаров. 

Но мы не пошли по этому пути. У нас достаточно большие курсы — по 70-90 человек. И для них обучение по действующему очному расписанию очень неудобно по ряду причин. Во-первых, большая география мест проживания наших студентов. Многие из них живут в разных часовых поясах, всем одновременно подключаться к лекции крайне неудобно. 

Во-вторых, условия жизни студентов абсолютно разные: у кого-то интернет слабый и он не может в режиме онлайн постоянно находиться на лекции, у кого-то бытовые условия не позволяют. Например, если человек живет в многодетной семье (а у нас таких немало), в которой несколько членов семьи во время карантина учатся дистанционно и постоянно вынуждены сидеть за компьютером, то это создаст для них огромные проблемы. 

Условия жизни в семье, дома и условия жизни в стационаре образовательной организации — это совершенно разные вещи, и пытаться искусственно переносить порядок одних условий обучения на другие мне кажется не очень целесообразным. 

По этим причинам мы не стали жестко привязываться к расписанию и предоставили определенную свободу преподавателю в выборе формы обучения. Для кого-то удобнее проводить вебинар, для кого-то удобнее давать темы для эссе, а потом проверять их. Но главное, к чему мы обязываем преподавателей, — это то, чтобы занятия проходили с той частотой, которая соответствует установленному расписанию. То есть если занятия по расписанию проходят два раза в неделю, то нужно, чтобы материалы давались также два раза в неделю. Если семинар проходит один раз в неделю, то и преподаватель должен проводить опрос один раз в неделю и оценивать студентов.

В принципе, ничего в жизни случайно не происходит, и любая ситуация, даже самая негативная, открывает нам новые возможности. Во-первых, в данном случае мы можем отладить нашу электронную систему, а во-вторых, можем приучить студентов работать в тех формах, которыми мы обычно пренебрегаем, в частности, в написании эссе. Эта форма не так часто используется в очном обучении, а здесь мы будем вынуждены использовать ее чаще. К сожалению, у большинства студентов не хватает навыков письменной речи.

Есть ли система «дежурных помощников» в дистанционном варианте? Кто-то следит за присутствием студентов у их мониторов во время вебинаров, например?

Нет, конечно. Я уже рассказал, по какой причине мы в принципе не внедряем систему обязательного онлайн-режима. Я считаю, что это нереально и неоправданно строго. По этому поводу мы консультировались с Учебным комитетом и нашли поддержку нашей позиции. 

Технически в вебинаре видно, кто присутствует, но понятно, что 100% посещаемости добиться не сможем, да и не будем. Но мы можем контролировать выполнение студентами заданий: преподаватель дал задание, отвел на их выполнение определенный срок, проверил, поставил оценки студентам. Если студент не выполнил задание, то он получает отрицательную оценку, вот и всё.

Как Вы считаете, повлияет ли сложившаяся ситуация на усвоение студентами учебного материала?

Безусловно, очное обучение ничто не заменит. Здесь, помимо информации, много других факторов, влияющих на успешную учебу. Для духовного образования, например, здесь играет огромную роль возможность пребывания в Лавре преподобного Сергия и общение с преподавателями, имеющими определенный  духовный и жизненный опыт. Это нельзя заменить никакой дистанционной системой. В этом отношении, ущерб для образования огромный. Но мы, по крайней мере, стараемся минимизировать потери. Чтобы хотя бы с точки зрения получения знаний, информации, они много не потеряли.

Беседовала Анастасия Сергиева