Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Диакон Димитрий Удод

Христианская любовь

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, каждый из нас призван идти по пути спасения длиною в целую вечность. Многие преуспевают в этом деле, а другие отстают. Наиболее же сложным этапом в этом странствии является момент вступления на путь истинной христианской жизни.

Как младенцу тяжело делать первые самостоятельные шаги, так и новоявленному христианину сложно совершить свой первый шаг ко спасению. Нередко такой человек падает в самом начале пути, претыкаясь об острые камни искушающих страстей. Однако, бывает и так, что мы – православные христиане – становимся для новоначального ближнего нашего самым большим препятствием в его духовных начинаниях.

Каким же образом это происходит? Как избежать подобного бесчинства? И главное, как нам вести себя при встрече с неофитом?

Сегодня, во время Литургии, мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея. В нём говорилось о работниках виноградника, пришедших на служение в разное время. При этом, первые из них, которые пришли раньше других, возмущались против тех, кто пришёл в последний час и получил равную плату [1].

Данная притча весьма ярко описывает происходящие в наши дни события. Так, люди, впервые пришедшие в храм, то есть в виноградник Господень, подвергаются разного рода искушениям от собственных собратьев. Наши бесконечные замечания, строгие взоры, а порой даже едкие насмешки отпугивают ещё неокрепших верующих от Трапезы Господней. В связи с этим возникает справедливый вопрос: а нужно ли вообще прибегать к подобного рода «помощи»? Не к нам ли самим следует обратить наши советы?

Премудрый Соломон говорит: «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притч. 6:20) [2], указывая на заповедь любви, которая передавалась нашими предками из поколения в поколение, от ближнего к ближнему, от человека к человеку. Так, помогая новоявленному христианину, мы должны несомненно руководствоваться этой заповедью.

Примером такой любви может служить для нас подвиг сорока Севастийских мучеников, память которых чтит сегодня Православная Церковь. Рассматривая их подвиг, мы можем отметить для себя весьма поучительный момент. Так, некий стражник-язычник, увидев славные венцы над головами мучеников, с криком «я – христианин» присоединился к святому собранию  и вошел в холодное Севастийское озеро [3].

Но что же здесь поучительного? При чем здесь любовь?

Мы видим, что святые мученики не отвергли новообретённого христианина и не осудили его языческое происхождение и духовную безграмотность. Они помогли ему во всей полноте разделить венец своей мученической славы. Они помогли ему встать на путь спасения и стойко перенести предстоящие искушения.

«Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех» (Евр. 12:1) [4]. С терпением и любовью взойдем на великопостный путь нашего духовного совершенства, воздавая славу, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Список источников и литературы:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: 1989 – 2535 с.

2. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых: Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии // Сайт: «Азбука Веры». Электронный ресурс: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/225 (дата обращения: 12 марта 2019).


[1]Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: 1989 – C.1529.

[2] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: 1989 – C.851.

[3] Димитрий Ростовский, свт. Жития святых: Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии // Сайт: «Азбука Веры». Электронный ресурс: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/225 (дата обращения: 12 марта 2019).

[4] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: 1989 – C.1817.