Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Протоиерей Александр Горский

«Грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком» (Мф. 4, 19)

Слышали ли вы, ученики Христовы, готовящиеся выйти на дело Божие, – слышали ли в ныне чтенном Евангелии, что требуется от призываемых послужить слову Христову и что им обещается? Не пропускайте мимо слуха вашего напутственных наставлений Того, Кто Единому Себе предоставил именоваться Учителем и Наставником всех человеков. Он и теперь, как тогда, из ладии Церкви поучает народы; и теперь, как тогда, готов сказать новым рыбарям: поступите на глубину и закиньте вашу мрежу; Он и теперь, как тогда, готов достойных сотворить ловцами человеков.

Кто же эти достойные? – Конечно, никто не усомнится в том, что достойными могут быть только те, которые в духе приближаются к первым ученикам Христовым, получившим обетование сделаться ловцами человеков. Евангельская история знакомит нас с расположением и духом особенно одного из призванных тогда четырех апостолов, именно ап. Петра. Постараемся раскрыть себе черты тогдашнего состояния его духа, чтобы самим научиться, что требуется для того, чтобы быть ловцами человеков.

Внимательность к слову Христову – первое качество верного ловца человеков. Чем же и уловлять души, как не этим Божественным орудием? Когда хочу говорить о внимательности к слову Предвечной Премудрости, невольно припоминается мне часто слышимое из уст Ее изречение: имеяй уши слышати, да слышит. Не всегда, но в особенных случаях слышалось оно, именно, когда Господь хотел обратить особенное внимание своих слушателей на Его слова. К этому всего чаще вызывала притча, или приточная речь, хотя и само это изречение имеет приточный характер: имеяй уши слышати, да слышит

В Ветхом Завете и Моисей и пророки нередко обличали народ свой, что они, имея очи, не видят, имея уши, не слышат; т. е. дел Божиих не хотят признавать делами Божиими; заповедей, повелений, обличений, пророчеств Духа Божия не хотят принимать за слова Божии, не повинуются им, не исправляются в своей жизни. Не этот строгий, укорительный тон слышится из уст кроткого и смиренного сердцем Учителя, но тем не менее глубоко возбуждает ко вниманию Его слово. В самом деле: у кого нет ушей? И для чего же даны Богом уши, как не для того, чтобы слышать? И что же с большим вниманием должно быть слушаемо, как не слово Божие, – слово благодати и спасения, – нашего и наших ближних? 

Как неизвинительна невнимательность к глаголам Божиим. Что подумали бы мы о человеке, который, владея хорошим зрением, произвольно закрывает глаза и пускается по улицам неизвестного ему города, претыкается, падает, ударяется о столпы и заборы? Добровольный слепец сам себя подвергает опасности жизни. – Не так ли же неразумно, не так ли же гибельно смежать очи и закрывать слух своего сердца для наставлений Спасителя человеков? 

Вниманию должно соответствовать беспрекословное повиновение слову Божественной истины, полная преданность водительству Учителя истины. Мы не знаем хорошо ни своих нужд, ни своего положения. Часто об нощь всю труждшеся ничесоже успеваем (Лк. 5, 5). Гоняемся за тем, что нам не приносит никакой пользы. При своем деле, которое поручил нам Господь, хватаемся за постороннее. – Симон еще при первом явлении своем Господу Иисусу Христу, когда был приведен к нему братом Андреем, уже получил преднаречение на почетное звание в царстве Мессии; но почему-то отошел от Него и обратился снова к своему рыболовству. Теперь на опыте он увидел, что напрасно не послушался первого призывного голоса. Море отказывает ему в своих дарах. – Не так ли же часто и нас вразумляет Господь, когда мы отвлекаемся от своего призвания, – чтобы направить нас на настоящий путь? 

Когда же благословит Господь успехом твое дело, не забывай смирения Петрова, припади к стопам Христовым и скажи Ему: «Господи, изыди от мене, яко муж грешен есмь». Без Твоего указания я не знал бы, как сделать первый шаг на пути своего призвания; не знал бы, как и откуда подступить к этой многообразной и разнохарактерной толпе, то сонливой и беспечной, то нерассудительно взыскательной, то непонятливой и погруженной в чувственные интересы, привыкшей на веру смотреть с презрением, – не знал бы как совладеть с их разнообразными наклонностями и требованиями, как удовлетворить и души простые, алчущие и жаждущие правды, сам не имея праведности, – и души возвышенные, требующие твердой пищи, – как мне и слабого поддержать, и с сильным идти не только наряду, но и впереди его. – Тайным движением своего промысла Господь располагает сердца людей к принятию слова спасения, и на его зов текут мытари и грешники. 

Други и братия, не отделяйте знания от жизни; ищите в самой науке точек соприкосновения с жизнью, – и всё укрепляйте во Христе. Кто знает, как глубоко может запасть в нежную душу доброе слово любимого наставника. «Словеса мудрых, – говорит древний мудрец, – якоже остны воловыя, и якоже гвоздие вонзено», т. е. слова мудрых – как иглы и как гвозди вонзенные (Еккл. 12, 11). Они не дают дремать, или и задремавшего, и заснувшего скоро будят. Уповайте на силу слова истины: она не умирает. Верьте Тому, Кто сказал: «Якоже аще спадет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дóндеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь: тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощь, дóндеже совершит вся елика восхотех, и поспешу пути Моя и заповеди Моя» (Ис. 55,10-11). 

Не говорите, что значит мое слабое слово, мои ничтожный усилия! Вы не слабы, как скоро за вас истина. Вся земля истину призывает, и небо оную благословляет, и вся дела трясутся и трепещут ея, и несть с нею обиды ни единыя (2 Ездр. 4, 36). Посмотрите на жалкое положение простых собратий наших. Чем стали ежедневные листы нашего общества, как не летописью злодеяний, обмана, всякого рода пороков? И кто будет отвечать за это безобразие нравственное? Прежде всего пастыри Церкви, учители будущих пастырей, которые не позаботились вложить в них духа ревности, которые смотрели на свои обязанности только с формальной стороны.

Ап. Павел, потрудившись в Коринфе около трех месяцев и встретив там упорные сопротивления со стороны евреев, а с другой стороны, видя население языческое утопающим в разврате, в пустых, мелких интересах жизни, уже помышлял оставить город н найти себе других более расположенных слушателей. Но Господь Иисус Христос, явившись ему ночью, сказал ему: «Не бойся, но глаголи и да не умолкнеши; зане Аз есмь с тобою, и никтоже приложит озлобити тя: зане людие суть Ми мнози во граде сем» (Деян. 18, 9 -10). – И следствием этого повеления было то, что апостол провел в Коринфе как нигде столько прежде, около полутора лет, – и своею проповедью не столько между знатными, богатыми и мудрыми, сколько среди простых, бедных и необразованных основал здесь великую Церковь. – Вот пример, вот ободрение для призванных действовать словом в пользу Царства Христова. 

Не бойтесь препятствий: они побеждаются силою Того, Кто обещал пребыть с своими учениками до скончания века. «Аз с тобою, – говорит ап. Павлу, – всё равно, как и с Петром, и с Иоанном». Глаголи и да не умолкнеши! Не приходи в отчаяние после первых неблагоприятных опытов. Ты не знаешь, а я вижу, что и в этом городе, несмотря на всю его испорченность, народ мног будет мне, нет, – и не будет только, а уже есть. Твоя усиленная проповедь, твоя настойчивость, твоя ревность должны вызвать этих сокровенных рабов Божиих, чтобы они открыто заявили себя последователями Христовыми. Какими же благотворными приобретениями обогатилась бы наша Церковь, когда бы не один, но вдруг несколько десятков с живым участием сердечным, по примеру Павлову, не в премудрости слова, но в духе простой апостольской проповеди, по живому убеждению в истинах спасения, простым языком сердца стали действовать на вверенное им, еще неиспорченное, юное поколение. 

Семя будет расти, только посадите и поливайте. – Чего, по-видимому, было ожидать для Церкви в городах Ликаонских после того, как Апостол в одном из них был побит камнями и замертво вытащен за город. Но здесь-то и нашел Апостол юношу Тимофея, своего верного ученика, свое любимое чадо, самого ревностного сотрудника в деле Евангелия.

Да дарует Господь и будущим деятелям Церкви усердие поискать и счастье найти между своими слушателями, измлада обучающимися Писанию, горячих к делу Божию тимофеев, которые искали бы не своих си, а яже Христа Иисуса (Флп. 2, 21). – Аминь.

Отрывок из слова, произнесенного ректором МДА протоиереем Александром Горским в академическом храме в 1872 г. при окончании учебного года.