Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Вышел 3-й (38) номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»

Вышел 3-й (38) номер научно-богословского журнала «Богословский вестник» за 2020 год. Главный редактор журнала — ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит. 

В новом номере, за третий триместр 2020 года,  опубликованы 16 статей и ряд рецензий. Среди авторов журнала — преподаватели и аспиранты Московской духовной академии, митрополит Костромской и Галичский Ферапонт (Кашин), а также представители других духовных учебных заведений, а именно: Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Православного Свято-Тихоновского государственного университета и Оренбургской и Пермской духовных семинарий.

Раздел «Библеистика» содержит статью «Пролог книги Бытия 1, 1 — 11, 26: пророческое откровение, история, миф или метаистория?», написанную М.А. Скобелевым. Михаил Скобелев согласовывает традиционное церковное понимание Пролога с метаисторической концепцией епископа Кассиана (Безобразова) и мифическим подходом протоиерея Сергия Булгакова, А.Ф. Лосева, Б.П. Вышеславцева. Для этого автор рассматривает богословие, композицию и литературную форму Пролога, анализирует термины «история», «миф» и «метаистория».

В этом же разделе находится статья И.А. Хангиреева «Документальная гипотеза происхождения Пятикнижия в творчестве Герхарда фон Рада». Автор анализирует статью «Формально-историческая проблема Шестикнижия», комментарии к Бытию и Второзаконию и первый том «Богословия Ветхого Завета», сравнивает взгляды Герхарда с традиционно православными и составляет таблицу источников Пятикнижия по фон Раду.

Раздел «Сравнительное богословие» содержит статью «Роль протоиерея Евгения Попова в укреплении англикано-православного диалога», написанную иеродиаконом Ярославом (Очкановым). На основании писем протоиерея Евгения обер-прокурорам Святейшего Синода Н.А. Протасову и А.П. Толстому отец Ярослав описывает деятельность отца Евгения по распространению Православия в Англии и знакомству Русской Церкви с вероучением и особенностями англиканства.

Раздел «Патрология и восточно-христианская литература» содержит статью «Θεωρία в древней греческой христианской экзегетической литературе» протоиерея Бориса Тимофеева. Автор приводит основные значения слова θεωρία в древнегреческой экзегетической литературе, которые отличаются от современного понимания слова, и ракрывает θεωρία как мистический метод духовного толкования.

В этом же разделе находятся статьи А.Г. Накаидзе «Сотворение человека по образу и подобию Божию в свете антропологических воззрений Иоанна Филопона в контексте византийской литературы» и А.Д. Макарова «Распространение Первого собрания святого Исаака Сирина за пределами Церкви Востока. Часть I: История изучения вопроса». Александр Накаидзе раскрывает учение Иоанна Филопона о создании человека по образу и подобию Божию на основании четвертой книги трактата «О сотворении мира». Автор сравнивает понимание слов «образ» и «подобие» у Иоанна и Феодора Мопсуестийского. Кроме этого, автор приводит сравнение Иоанном переводов Быт. 1, 26–27 у Акилы, Симмаха, Феодотиона и Семидесяти. Алексей Макаров изучает рецепцию Первого собрания сочинений Исаака, епископа Ниневийского, христианами других конфессий; рассматривает причины, по которым Исаак Сирин стал считаться одним из наиболее авторитетных святых Сиро-Халкидонской и Сиро-Яковитской Церквей; и отдельно разбирает вопрос о конфессиональной принадлежности святого Исаака.

Раздел «История Русской Православной Церкви: дореволюционный период» содержит статью архимандрита Макария (Веретенникова) «Месяцесловные памяти РПЦ». Автор описывает устройство и особенности календаря Русской Церкви и его отличия от византийского оригинала.

В этом же разделе находятся статьи А.А. Рудченко «Практика награждения священнослужителей РПЦ богослужебными наградами в XIX — начале XX века» и священника Георгия Безика «Задачи военного духовенства в период боевых действий в Первой мировой войне и методы их решения». Алексей Рудченко изучает установление и развитие наградной системы в это время. Для этого автор изучает характеристики и обстоятельства появления наград, установленных Павлом I и его последователями, а также рассматривает конкретные случаи награждения некоторых священнослужителей. Отец Георгий исследует, как расширились задачи военного духовенства после начала Первой мировой войны. Например, они должны были оказывать медицинскую помощь и эвакуировать раненых.

Раздел «История Церкви: новейший период» содержит статью «Кадровый состав Московской епархии с 1945 по 1961 год» А.А. Копылова. На основании делопроизводства уполномоченного Совета по делам РПЦ по Москве и области, личных документов, исторической литературы автор описывает возраст к моменту хиротонии, образование, национальность и другие характеристики 356 священнослужителей Московской епархии. Кроме этого, в статье показывается передача богослужебных традиций от дореволюционных священников советским.

В этом же разделе находятся статьи А.А. Григоряна «Состояние Армянской Апостольской Церкви на момент прихода к власти Н.С. Хрущёва» и священника Петра Панова «Вклад митрополита Леонтия (Бондаря) в развитие приходской жизни Оренбуржья 1960–1990-х годов». Арсен Григорян описывает состав армянского духовенства в СССР, количество приходов Армянской Церкви в мире и церковные проблемы: финансовый дефицит, конфликт армянских католикосов, стремление СССР и США использовать ее. Автор использует ранее неопубликованные документы Государственного архива России и Национального архива Армении. Отец Пётр приводит ранее неопубликованные дневниковые записи владыки Леонтия, рассматривает документы уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Оренбургской области.

Раздел «Агиография» содержит статью «Минейная (милютинская) редакция “Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери” XVII века», написанную митрополитом Ферапонтом (Кашиным). Владыка Ферапонт изучает историю создания, редакции и публикации «Сказания», сравнивает Минейную редакцию с Пространной и приводит текст самого раннего списка Минейной редакции.

В этом же разделе находится статья инокини Екатерины (Копыл) «Богословие святых мест в сочинениях палестинских агиографов VI–VII веков: темы, истоки, традиция. Часть II». Инокиня Екатерина продолжает исследовать богословие святых мест Палестины на основании «Жития преподобного Феодосия Киновиарха» епископа Феодора Петрского, серии житий Кирилла Скифопольского и «Луга духовного» блаженного Иоанна Мосха.

Раздел «Русская литература» содержит статью «Эсхатологические аспекты православной поэтики. Роман Ф.М. Достоевского “Бесы”», написанную О.И. Сыромятниковым. Олег Сыромятников изучает художественные средства Достоевского, позволяющие изображать духовные процессы. На примере «Бесов» автор размышляет о связи личного спасения и судьбы России в творчестве писателя. Так, одну из причин революции Достоевский видит в апостасии русской интеллигенции из-за гордыни, эгоизма и гедонизма.

Раздел «Классическая филология» содержит статью «“Законы” Платона как релевантный контекст школьного диалога “Евтифрон”», написанную Р.С. Соловьёвым. Роман Соловьёв рассматривает проблемы датировки «Евтифрона», который, вероятно, является поздним произведением платоновского корпуса. Сравнивает его с «Законами» и показывает зависимость «Миноса», «Алкивиада I» и «Критона» от поздних диалогов Платона.

После статей в журнале опубликованы две рецензии. Первая рецензия — священника Михаила Юрова на «Словарь библейского иврита» А.Э. Графова. «Словарь» — второе в истории лексикографическое древнееврейско-русское издание; причем он полнее аналога, вышедшего 140 лет назад. «Словарь» Графова содержит 8300 лексем, что полностью охватывает ветхозаветную лексику. Каждая статья содержит полный перечень словоформ с указанием конкретных мест в библейском тексте по Масоретскому тексту, что выгодно отличает «Словарь» от BDB и HALOT. В рецензии отец Михаил подробно разбирает устройство «Словаря», его характеристики и особенности. Во второй рецензии, священника Андрея Выдрина, рассматривается книга «Иисус и иудаизм», написанная М. Хенгель и А.М. Швемер. Главной задачей авторов книги было опровергнуть утверждение, что христианство возникло лишь после смерти Иисуса. Поэтому отец Андрей рекомендует эту книгу, ибо она содержит много фактов, а ее авторы являются специалистами новозаветных исследований, которые отстаивают в определенной степени традиционный взгляд на подлинность, достоверность и непреходящую историческую и богословскую ценность Евангелия.

Печатную или электронную версию журнала можно приобрести в интернет-магазине Московской духовной академии shop.mpda.ru

Пресс-служба МДА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: