Особенности иконографии Богоматери «Покрый нас кровом крылу Твоею» («Покров») второй половины XVII‒XIX вв. в православной культуре Восточной Европы
Евгения Юрьевна Суворова
Старший научный сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, 141310, Сергиев Посад, Красной Армии просп., 144, старший преподаватель кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия, suvevgeniya@mail.ru.
Вестник церковного искусства и археологии. 2019. Т. 1. №1. С. 74-99
doi: 10.31802/2658-5111-2019-1-74-99
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме ― появлению новых и нетрадиционных икон Пресвятой Богородицы в России в эпоху династии Романовых. Автор поднимает и изучает вопрос о происхождении и развитии новой иконографии Богородицы «Покрый нас кровом крылу Твоею» во второй половине XVII‒XIX вв. в православной культуре Восточной Европы. На рубеже XVII–XVIII вв. в русской культуре появилась новая иконография Богоматери, получившая впоследствии наименование «Покров». Самым ранним русским памятником этой иконографии является, образ Богоматери «Покрой нас кровом крылу Твоею» начала XVIII в., выполненный мастером Оружейной Палаты, из собрания музея МДА (Церковно-археологический кабинет). Мастер Оружейной палаты при создании иконы из собрания музея МДА в качестве образца использовал графический лист малороссийского происхождения. В пятом издании сборника сказаний свят. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» подготовленном к публикации в типографии Лазаря (Барановича) в Чернигове в 1696 г., в качестве иллюстрации была дана гравюра с образом Богоматери «Покрый нас кровом крылу Твоею» иконографически близким к иконе из музея МДА. Практически идентичными иконографическими копиями этой гравюры являются икона «Покрой нас кровом крилу Твоею» второй половины XVIII в. из собрания Исторического музея, шитый медальон для облачения с изображением Богоматери с крыльями из собрания Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого и чудотворный образ Богоматери, написанный на стене храма в 1700–1711 гг. в румынском монастыре Говора.
Ключевые слова: музей Московской духовной академии, иконописец Оружейной палаты, история искусства, иконография, икона, церковная культура, Богоматерь, церковный канон, эпоха династии Романовых, Покров, гравюра украинского происхождения.
Bibliography
Алексеева М. А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII ‒ начала XVIII в. // Русское искусство барокко. М., 1977. С. 7‒29.
Димитрий Ростовский, свят. Книга Житий святых. Киев, 1689.
Звездина Ю. Н. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская» 1696 года ― дар Петру I в память Азовской победы // Филевские чтения. М., 2001. Вып. IX. С. 21‒26.
Звездина Ю. Н. Образ Богоматери Ильинской Черниговской в росписи церкви Илии Пророка в Ярославле и аллегорические гравюры киевской печати // Научные чтения памяти И. П. Болотцевой (XII): сб. статей. Ярославль, 2008. С. 35‒42.
Iканапiс Беларусi XV–XVIII староддзяу / ред. Н. Ф. Высоцкая. Мiнск, 1992.
Карэлін Ў., Мельнікаў М. Асаблівацсці ізводаў Пакроў і Апёка на Брэстчыне. Волинська ікона: дослідження та реставрація. Науковий збірник. Луцьк, 2003. В. 10.
Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. Париж, 1959. Т. I.
Комашко Н. И. Ильинская Черниговская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. 2010. Т. 22. С. 360‒365.
Кривцов Д.Ю. Образ двуглавого орла в символикезападнорусских посвятительных предисловий XVII – начала XVIII века (на материалах изданий типографии Киевопечерской лавры) // Геральдика: материалы конференции «10 лет восстановления геральдической службы в России». СПБ., 2002. С. 58‒66.
Летнянчин Л. Покров Богородицi в Дрогобицькому iконописi XVII–XVIII ст. // Сакральне мистецтво Бойкiвщини. Науковi читання пам`яти Мiхайла Драгана. Дрогобич, 1997. Вып. 1. С. 57–65.
МоскваПравославная. Октябрь / ред. М. И. Вострышев. М., 2004.
Островский Г. С. Захарий Зограф. Л., 1987.
Памятникилитературы Древней Руси. Конец XV ‒ первая половина XVI века / ред. Д. С. Лихачев. М., 1984.
Плохiй С. Покрова Богородиця в Украiнi // Пам`ятки Украiни: історія та культура. Київ, 1991. № 5. С. 34‒39.
Погосян Е. А., Сморжевских-Смирнова М. А. «Я Деву в солнце зрю стоящу…»: образ апокалипсической Жены в русской официальной культуре 1695‒1742 гг. // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia. История и историософия в литературном преломлении. Тарту, 2002. VIII. С. 9‒37.
Сазонова Л. И. Украинские старопечатные предисловия конца XVI – первой половины XVII в. (особенности литературной формы) // Русская старопечатная литература XVI – первая четверть XVIII в. Тематика и стилистика предисловий и послесловий. М., 1981. С. 153‒187.
Смирнов Н. А. Орел Российский: творение Симеона Полоцкого / Общество Любителей Памятников Древней Письменности ОЛДП. Петроград, 1915.
Стасенко В. Христос I Богородиця у дереворiзах кирилличных книг Галичини XVII столiття: особливостi розробки та iнтерпретацii образу. Киiв, 2003.
Степовик Д. В. Украiнська графiка XVI–XVIII столiть. Еволюцiя образноi системi. Киiв, 1982.
Суворова Е. Ю. Иконография “Salus Populi Romani” в культуре России конца XVII‒XIX вв. // CLIO-SCIENCE. Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. М., 2016. Вып. VII. С. 287‒298.
Суворова Е. Ю. Образы российских государственных и церковных деятелей в иконографии Покрова Богородицы конца XVII‒XVIII вв. // CLIO-SCIENCE. Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. М., 2018. Вып. IX. С. 263‒273.
«Угодно в очах Божиих дело сие…». Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии / ред. Л. П. Тарасенко. Сергиев Посад. 2004.
Украинские книги кирилловской печати XVI‒XVIII вв. (1574 г. – I половина XVII в.): каталог / ред. Т. Н. Каменева. М., 1976. Вып. I.
Украинские книги кирилловской печати XVI‒XVIII вв. Киевские издания 2-ой половины XVII в.: каталог / ред. А. А. Гусева. М., 1981. Вып. II. Ч. 1.
Украинские книги кирилловской печати XVI‒XVIII вв. Киевские издания 2-ой половины XVII в.: каталог/ ред. А. А. Гусева. М., 1990. Вып. II. Ч. 2.
Украiнський iконописXII‒XIX ст. з колекцii НХМУ / ред. В. Бурлюк. Киiв. 2005.
Флоря Б. Н. Воссоединение Украины с Россией в оценке современников // Славянский альманах 2004. М., 2005. Вып. 9. С. 4‒10.
Чаврыков Г. Болгарские монастыри. Памятники истории, культуры и искусства. София, 1974.
Чинякова Г. П. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI–XVII веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись. М., 2017.
Щербань В. Генеза iконографiї Покрови Богородицi на теренах України // Вiсник Львiвского Унiверситету. Мистецтвознавство. Львiв, 2005. Вип. 5. С. 138‒147.
Chodynicki K. Kosciol prawoslawny a Rzecz Pospolita Polska 1370‒1632. W., 1934.
Evgeniia Iu. Suvorova
Senior Researcher of the Sergiev Posad State Historical and Art Museum-Reserve, 144 Red Army Ave, 141310, Sergiev Posad141300, Russia, Senior Lecturer of the Department of History and Theory of Church Art of Moscow Theological Academy, Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad, 141300, Russia, suvevgeniya@mail.ru.
Church Art and Archaeology Review, vol. 1, no. 1, 2019, pp. (In Russian)
doi:
Abstract
The article is devoted to a topical problem — the appearace of new and non-traditional icons of the Theotokos in Russia in the epoch of the Romanovs dynasty. The author of the article raises and studies the question concerning the origin of a new iconography of the Theotokos «Cover us with the shelter of Thy wing» in the end of the XVII-th century. At the turn of XVII–XVIII centuries there is a new iconography of the Theotokos in the Russian culture, which later received the name «The Protecting Veil». The earliest Russian icon of this iconography is the image of the Theotokos «Cover us with the shelter of Thy wing» of the beginning of XVIII century, made by the master of the Armory chamber, from the collection of the название Museum of Moscow Theological Academy (Church-Archeological Room). The icon-painter of the Kremlin Armoury used an engraving of Ukrainian origin. In the fifth edition of the collection of legends of Holy Dimitry of Rostov «Bedewed fleece» (Chernigov, 1696), an engraved image of the Theotokos «Cover us with the shelter of Thy wing» was published, which are close to the icon of the Museum of Moscow Theological Academy. The almost identical iconographic copies of this engraving are the icon «Cover us with the shelter of Thy wing» of the second half of the XVIII century from the collection of the Historical Museum, the medallion from the collection of the National Museum in Lviv, the miraculous image of the Virgin, painted on the wall in 1700–1711 in the Romanian monastery Govora.
Keywords: Museum of Moscow Theological Academy, icon-painter of the Kremlin Armoury, history of art, iconography, icon, church culture, the Theotokos, church canon, epoch of the Romanovs dynasty, The Protecting Veil, engraving of Ukrainian origin.
References
Alekseeva, M. A. “Zhanr konkliuziĭ v russkom iskusstve kontsa XVII ‒ nachala XVIII v.ˮ [“Genre of Allegorical Engravings («Conclusions») in Russian Art of the Late XVII Early XVIII Centuryˮ]. Russkoe Iskusstvo Barokko [Russian Art of the Baroque], Moscow, 1977, рр. 7–29. (In Russian)
Burliuk, V., ed. Ukrains′kyǐ ikonopys XII‒XIX st. z kolektsii NKhMU. Kyiv, 2005. (In Ukranian)
Chavrykov, G. Bolgarskie monastyri. Pamiatniki istorii, kulʹtury i iskusstva [Bulgarian Monasteries. Monuments of History, Culture and Art]. Sofia, 1974. (In Russian)
Chiniakova, G. P. Drevniaia Rusʹ i Zapad. Russkiĭ litsevoĭ Apokalipsis XVI‒XVII vekov. Miniatiura, graviura, ikona, stenopisʹ. [Russia and the West. Russian Apocalypse XVI‒XVII Centuries. Miniature, Engraving, Icon, Painting]. Moscow, 2017. (In Russian)
Chodynicki, K. Kosciol Prawoslawny a Rzecz Pospolita Polska 1370‒1632. Warsaw, 1934. (In Polish)
Dmitriĭ Rostovskiĭ, St. Kniga Zhitiĭ sviatykh [The Book of Lives of the Saints]. Kiev, 1689. (In Russian)
Floria, B. N. “Vossoedinenie Ukrainy s Rossieĭ v otsenke sovremennikovˮ [“The Reunification of Ukraine with Russia in the Assessment of Contemporariesˮ]. Slavianskiĭ alʹmanakh [Slavic Almanac], vol. IX,Moscow, 2004-2005. (In Russian)
Guseva, A. A., editor. Ukrainskie Knigi Kirillovskoj Pechati XVI‒XVIII vv. Kievskie Izdaniya 2-oj Poloviny` XVII v. [Ukrainian Cyrillic Books of the XVI‒XVIII centuries. Kiev Editions of the 2nd Half of XVII century]. Part 1, Moscow, 1981. (In Russian)
––– Ukrainskie Knigi Kirillovskoj Pechati XVI‒XVIII vv. Kievskie Izdaniya 2-oj Poloviny` XVII v. [Ukrainian Cyrillic Books of the XVI‒XVIII centuries. Kiev Editions of the 2nd Half of XVII century]. Part 2, Moscow, 1990. (In Russian)
Kameneva N., editor. Ukrainskie Knigi Kirillovskoj Pechati XVI‒XVIII vv. (1574 g. ‒ I Polovina XVII v. [Ukrainian Cyrillic Books of the XVI‒XVIII centuries. 1574 th ‒ Ist Half of the XVII century]. Vol.1, Moscow, 1976. (In Russian)
Kartashev, A. V. Ocherki po istorii Russkoĭ tserkvi [Essays on the History of The Russian Orthodox Church]. Vol. I, Paris, 1959. (In Russian)
Karėlin, Ŭ., Mel′nikaŭ, M. “Asablivatsstsi izvodaŭ Pakroŭ i Apioka na Brėstchyneˮ [“The Peculiar Properties of the Iconographic Types of the Icons of the Mother of God «The Intercession» and «Mercy» in the Brest Regionˮ]. Volиns′ka ikona: doslidz͡henni͡a ta restavratsii͡a. Naukovиĭ zbirnиk [Volynskaya Icon: studying and restoration. Science studies], vol. 10, Luts′k, 2003. (in Belarus.)
Komashko, N. I. “Ilʹinskaia CHernigovskaia ikona Bozhieĭ Materiˮ [“’Iliinskaya Chernigovskaya’ Icon of the Mother of Godˮ]. Pravoslavnaia ėntsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], vol. XXII, 2010, рр. 360–365. (In Russian)
Krivtsov, D. Yu. “Obraz dvuglavogo orla v simvolike zapadnorusskikh posviatitelʹnykh predisloviĭ ХVII ‒ nachala ХVIII veka (na materialakh izdaniĭ tipografii Kievopecherskoĭ lavry)” [“Depiction of the of the Double-headed Eagle in the Symbolism of the West Russian Dedicatory Preface of XVII ‒ Early XVIII Century (on Materials of Publications of the Printing House of Kiev-Pechersk Lavra)ˮ]. Geralʹdika: materialy konferentsii “10 let vosstanovleniia geralʹdicheskoĭ sluzhby v Rossii” [Heraldry. Materials of the Conference “10 years of the Recovery of Heraldic Service in Russia”], St. Petersburg, 2002. (In Russian)
Letnianchyn, L. “Pokrov Bohorodytsi v Drohobyts′komu ikonopysi XVII‒XVIII st.ˮ [“The iconography of the Icons of the Mother of God ‘The Protecting Veil’ in the Drohobych Regionˮ]. Sakral′ne mystetstvo Boǐkivshchyny. Naukovi chytannia pam`iaty Mikhaǐla Drahana. [Sacral art of Bojkiv region. Science conference in memory of M. Dragan], vol. 1, Drohobych, 1997. (In Ukranian)
Likhachev, D. S., ed. Pamiatniki literatury Drevneĭ Rusi. Konets ХV ‒ pervaia polovina XVI veka [Works of Literature in Russian Medieval Art of the Late XV – Early XVI Century]. Moscow, 1984. (In Russian)
Ostrovskiĭ, G. S. Zakhariĭ Zograf [Zahariy Hristovich Dimitrov Zograf]. Leningrad, 1987. (In Russian)
Plokhiǐ, S. “Pokrova Bohorodytsia v Ukrainiˮ [“The Iconography of the Icons of the Mother of God «The Protecting Veil» in Ukraineˮ]. Pam`iatky Ukrainy: istoriia ta kul′tura [Ukranian Memories: History and Culture], vol. 5, Kyïv,1991. (In Ukranian)
Pogosian, E. A., Smorzhevskikh-Smirnova, M. A. “’Ia Devu v solntse zriu stoiashchu…’: obraz apokalipsicheskoĭ Zheny v russkoĭ ofitsialʹnoĭ kulʹture 1695‒1742 gg.ˮ [“Depiction of the ‘Woman Clothed With The Sun’ in Russian Governmental Cultureˮ]. Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia. Istoriya i istoriosofiya v literaturnom prelomlenii [Russian Studies in Helsinki and Tartu. History and Historiosophy in Literature], vol. VIII, Tartu, 2002. (In Russian)
Sazonova, L. I. “Ukrainskie staropechatnye predisloviia kontsa XVI – pervoĭ poloviny XVII v. (osobennosti literaturnoĭ formy)ˮ [“Ukrainian Prefaces of the End of XVI – the First Half of XVII century (the Peculiar Properties of the Literary Form)ˮ]. Russkaia staropechatnaia literatura XVI – pervaia chetvertʹ ХVIII v. Tematika i stilistika predisloviĭ i poslesloviĭ [Russian Old-printed Literature of the XVI ‒ First Quarter of the XVIII century. Themes and Style of the Prefaces and Epilogues], Moscow, 1981. (In Russian)
Shcherban′, V. “Heneza ikonohrafiï Pokrovy Bohorodytsi na terenakh Ukraïny” [“Genesis of the Iconography of the Icons of the Mother of God ‘The Protecting Veil’ in Ukraineˮ]. Visnyk L′vivskoho Universytetu. Mystetstvoznavstvo [Lviv University Messenger. Art], vol. 5, Lʹviv, 2005. (In Ukranian)
Smirnov, N. A. “Orel Rossiĭskiĭ: tvorenie Simeona Polotskogo” [“Russian Eagle: Work of Simeon of Polotskˮ]. Obshchestvo Liubiteleĭ Pamiatnikov Drevneĭ Pisʹmennosti [Amators of Monuments of Ancient Literature Society],Petrograd, 1915. (In Russian)
Stasenko, V. Khrystos I Bohorodytsia u derevorizakh kyryllychnыkh knyh Halychyny XVII stolittâ: stolittia: osoblyvosti rozrobky ta interpretatsii obrazu [Christ and the Mother of God on the Woodcuts of the Cyrillic Books of Galicia of the XVIIth Century: the Peculiar Properties of the Design and Interpretation of the Depiction]. Kyiv, 2003. (In Ukranian)
Stepovik, D. V. Ukrains′ka hrafika XVI‒XVIII stolitʹ. Evoliutsiia obraznoi systemi [Ukrainian Graphics of the XVI‒XVIII centuries. Evolution of the Figurative System]. Kyiv, 1982. (In Ukranian)
Suvorova, E. Yu. “Ikonografiia «Salus Populi Romani» v kulʹture Rossii kontsa XVII‒XIX vv.” [“Iconography ‘Salus Populi Romani’ in Russian Culture of the Late XVII‒XIX centuriesˮ]. CLIO-SCIENCE. Problemy istorii i mezhdistsiplinarnogo sinteza [Problems of History and Interdiscipilinar Synthesis], vol. VII, Moscow, 2016. (In Russian)
––– “Obrazy rossiĭskikh gosudarstvennykh i tserkovnykh deiateleĭ v ikonografii Pokrova Bogoroditsy kontsa XVII‒XVIII vv.”[“Depictions of the Russian State and Church Leaders in the Iconography of the Mother of God ‘The Protecting Veil’ of the late XVII‒XVIII Centuriesˮ]. CLIO-SCIENCE. Problemy istorii i mezhdistsiplinarnogo sinteza [CLIO-SCIENCE. Problems of History and Interdiscipilinar Synthesis], vol. IX, Moscow, 2018. (In Russian)
Tarasenko, L. P., ed. “Ugodno v ochakh Bozhiikh delo sie…”. Sokrovishcha Tserkovno-arkheologicheskogo kabineta Moskovskoĭ Pravoslavnoĭ Dukhovnoĭ Akademii [“And God was Pleased with this Thing…” Treasures of the Church-archaeological Cabinet (Department) of Moscow Orthodox Theological Academy]. Sergiev Posad, 2004. (In Russian)
Vostryshev, M. I., ed. Moskva Pravoslavnaia. Oktiabrʹ [Orthodox Moscow. October]. Moscow, 2004. (In Russian)
Vysotskaia, N. F., ed. Ikanapis Belarusi XV–XVIII staroddziau [Icon Paiting in Belorussia]. Minsk, 1992. (In Belarussian)
Zvezdina, Yu. N. “Ikona «Bogomaterʹ Ilʹinskaia CHernigovskaia» 1696 goda ― dar Petru I v pamiatʹ Azovskoĭ pobedyˮ [“’Iliinskaya Chernigovskaya’ icon of the Mother of God (1696), a Gift to the Emperor Peter I in the Memory of the Azov Victory”]. Filevskie chteniia [Conference at Fili], vol. IX, Moscow, 2001, pp. 21–26. (In Russian) ––– “Obraz Bogomateri Ilʹinskoĭ Chernigovskoĭ v rospisi tserkvi Ilii Proroka v IAroslavle i allegoricheskie graviury kievskoĭ pechatiˮ [“’Iliinskaya Chernigovskaya’ Icon of the Mother of God in the Painting of the Church of Elijah the Prophet in Yaroslavl and Allegorical Engravings of Kiev Editionsˮ]. Nauchnye chteniia pamiati I. P. Bolottsevoĭ [Science Conference in Memory of I. P. Bolotceva], vol. XII, Iaroslavlʹ, 2008, рр. 35–42. (In Russian)