Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

Чтец Вадим Елиманов

Слово в Неделю Крестопоклонную о Кресте Христовом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Как путник, идущий по сухой, безжизненной пустыне, останавливается отдохнуть у раскидистого дерева; так ныне и мы, совершая свое духовное путешествие к Пасхе Христовой, останавливаемся на середине пути Великого поста под Крестным Древом, чтобы набраться духовных сил для дальнейшего пути[1].

Но так ли хорошо мы понимаем, что такое Крест Христов? Что значат, прозвучавшие сегодня слова о несении креста? Как понять, что есть мой крест; что значит, взять и нести его?

Для того, чтобы понять, что есть наш крест, надо сначала понять, что есть Крест Христов. А Сам Христос говорит о Своем Кресте именно как об исполнении заповеди Отца Своего Небесного, а не как о Своих страданиях: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). На предложение апостола Петра не идти в Иерусалим на крестные страдания Христос отвечает: «Отойди от Меня, сатана (то есть противник), ты мне соблазн, ибо призываешь меня исполнять человеческую, а не Божественную волю» (ср.: Мк. 8:33). И сразу после этого Христос произносит знаменитые слова о Кресте: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Поэтому Крест есть торжество исполнения закона Божьего; несение Креста – это исполнение воли Божией, несмотря ни на какие препятствия и трудности[2]. Именно так понимал Свой Крест Христос, и именно так призван каждый христианин понимать свой крест.

И если мы будем понимать Крест как символ исполнения воли Божией, то становится понятным смысл Евангельского чтения о несении Креста. В начале слов о Кресте Христос говорит: если кто хочет идти за Мной, быть со Мной, тому неминуемо придется отвергнуться себя. Отвергнуться себя значит отказаться от эгоизма, саможаления и лени; отвергнуться себя значит отбросить себя в сторону и обратить свой взор на ближнего, не созерцать свою красоту, но научиться видеть красоту в ближнем. Такой человек становится способным взять и нести свой крест, то есть в любых обстоятельствах своей личной жизни всегда выбирать то, что Божие, а не то, что человеческое.

Каждый христианин идет крестным путем Христа. И, образно говоря, каждому необходимо распять себя на кресте заповедей Христовых, чтобы умертвить в себе ветхого человека, свои страсти и воскреснуть духовно обновленным. Конечно, распинать себя, то есть соблюдать заповеди вопреки своим греховным желаниям и многолетним привычкам, – это больно и неприятно, потому что страсти сделались как бы нашей второй природой. Но иного пути в рай, кроме крестного, – нет. Как нет воскресения без смерти и погребения, так не может быть и нашего духовного воскресения без умерщвления в себе греха. Именно поэтому преподобный Максим Исповедник писал о том, что каждый человек должен пройти через крест, через духовное погребение, чтобы уже в этой жизни воскреснуть обновленным для иной радостной бесконечной жизни[3].

Поистине удивительным примером несения креста в современной семейной жизни может служить жизнь последней царской семьи. В своих «Записках о семейной жизни» царица Александра Феодоровна пишет о том, как нести крест заповедей Христовых в семейной жизни, как достичь любви, теплых отношений между мужем и женой, каким должно быть отношение родителей к детям, как воспитывать детей. Она отмечала, что в семье «каждый должен забыть свое «я», посвятить себя другому, каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так»[4]. Важнейшим элементом семейной жизни должна стать «любовь именно в повседневной, в бытовой жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. В доме всегда, несмотря ни на что, должна присутствовать любезность, не формальная, а искренняя и естественная»[5].

Вся жизнь царской семьи была несением креста, исполнением заповедей Божиих, несмотря ни на какие скорби. Придворная суета, слава со стороны почитателей и клевета со стороны завистников, предательство и даже смерть – ничто не смогло сломить эту семью. Они до конца являли любовь к Богу, друг другу и даже к своим предателям и изменникам. В свидетельствах о последних днях жизни семьи отмечается их поразительное спокойствие, присутствие глубокого духовного сердечного мира перед лицом смерти. Потому их Церковь и прославила как страстотерпцев, ибо они явили покорность воле Божией даже до смерти и полное беззлобие в отношении убийц и предателей[6]. Для царской семьи несение креста было не только скорбью, но, в первую очередь, радостью встречи со Христом, радостью жизни с Ним и в Нем. Они стяжали ту истинную радость, о которой Христос сказал, что ее никто и ничто не смогут отнять.

В конце Евангельского отрывка прозвучали слова: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:11). Эти слова были сказаны Христом апостолам, но они обращены и ко всем нам: есть некоторые из нас, здесь в храме стоящих, которые не вкусят смерти, как уже испытают Царство Небесное в своем сердце, испытают ту тихую, небесную радость, которую Господь дарует тому, кто неленостно, мужественно и в терпении несет Крест Его заповедей. Аминь.


[1] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 4 URL: https://pravoslavie.ru/1645.html (дата обращения: 13.03.19).

[2] Тихон (Шевкунов), архим. Слово на Неделю Крестопоклонную. URL: https://pravoslavie.ru/45592.html (дата обращения: 13.03.19).

[3] Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и о домостроительстве Воплощения Сына Божия. 1, 67. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/9 (дата обращения: 13.03.19).

[4] Александра Феодоровна, страстотерпица. Записки о семейной жизни. URL: https://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-semejnoj-zhizni/ (дата обращения: 13.03.19).

[5] Там же.

[6] Иов (Гумеров), иером. В чем различие между страстотерпцем и мучеником? URL: https://pravoslavie.ru/6661.html (дата обращения: 13.03.19).