
Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл
Пророчество сбылось. Россия стала духовно самостоятельной
По данным социологических опросов, по меньшей мере 70% жителей России считают себя православными. Эти показатели стабильны на протяжении всего периода президентства Владимира Путина.
О том, как за последние 25 лет трансформировались нравственные ориентиры нашей страны, рассказал наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.
За время президентского правления Владимира Владимировича Путина отношения между различными общественными группами и государственными институтами с церковно-религиозными структурами претерпели весьма значительные изменения как в России, так и в мире. После десятилетий официального атеизма правительство дало возможность Православной Церкви не только возрождать приходы и монастыри, но в большой степени восстановить свои исторические позиции в общественной жизни.
В эту эпоху стало возможным участие священнослужителей и активных мирян в государственных и частных образовательных и социальных проектах. Это возрождение было обусловлено здоровым пониманием необходимости возвращения к культурно-нравственным традициям, обретения «духовного иммунитета», онтологических оснований для поддержки моральных ориентиров после распада СССР. Следует отметить законотворческую поддержку верующих благодаря принятию закона о защите чувств верующих (2013 г.) — поправки, внесенные в Уголовный кодекс РФ, ужесточили наказание за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение предметов религиозного почитания.
Все эти тенденции в своем положительном развитии особенно ярко контрастируют с параллельными событиями в христианском мире Запада: секуляризацией, жесткой критикой церковной жизни, явными признаками отказа от христианского наследия, крайностями политики толерантности, нравственным индифферентизмом, постмодернистским отрицанием серьезности самих понятий добра и зла.
Для православных христиан настоящая эпоха нашей Родины, хотя и несет с собой множество общественных и духовных проблем, ярко свидетельствует о подлинности пророчеств великих святых XIX и XX вв. о том, что Россия предназначена быть оплотом против сил антихриста. Насущная необходимость не только экономической и политической, но и духовной самостоятельности и независимости нашего Отечества была как нельзя вовремя осознана нашим президентом, что явилось, по нашему твердому убеждению, проявлением судьбоносного Промысла Бога о нашем народе и стране.
В 2004 г. Владимир Путин направил письмо участникам Архиерейского собора, ставшее ответом на их приветственное послание главе государства. Президент написал следующее: «Вы знаете, на недавнем заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями речь шла об участии Церкви в важнейшем общенациональном деле — в преодолении угрозы терроризма и экстремизма. Насколько мне известно, Церковь в полной мере разделяет нашу тревогу. И полагаю, что сегодня мы должны продолжить этот разговор… Сегодня государству крайне необходимы авторитетные и влиятельные партнеры. Мы рассчитываем на ваше активное участие в совместной работе…»
Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в вопросах противодействия экстремизму и терроризму активно развивается во множестве форм. Здесь и совместные образовательные программы и межрелигиозный диалог, информационная политика и церковная проповедь, духовно-просветительская работа в местах лишения свободы, работа с мигрантами с целью противостояния влиянию экстремистских группировок. Реализуется множество профилактических программ по борьбе с экстремизмом среди молодежи (лекции, семинары и конференции). Представители Церкви входят в состав различных консультативных органов при государственных структурах, занимающихся вопросами противодействия экстремизму и терроризму.
Что касается других сфер взаимодействия Церкви и государства, то здесь следует упомянуть прежде всего социальную сферу, где нуждающимся оказывается разного рода помощь, организуются приюты и центры реабилитации, многие из них получают не только церковное финансирование, но и государственные гранты и субсидии. По очень многим направлениям развиваются волонтерские движения. В сфере образования, в духовно-нравственном воспитании молодежи церковные активности также многоразличны. Благодаря инициативе Церкви в школах преподается предмет, получивший название «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Церковь также занимается сохранением и восстановлением памятников церковной архитектуры, проводит разного рода культурные мероприятия (фестивали, выставки). Государство, со своей стороны, зачастую оказывает финансовую поддержку реставрационным работам, а также способствует проведению культурных мероприятий.
Сотрудничество осуществляется в сферах патриотического воспитания, окормления военных через допуск священников в армию. Многосторонний характер взаимодействия Церкви и государства основан на взаимной заинтересованности в решении социальных проблем, укреплении духовных ценностей и обеспечении безопасности общества.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в целом положительно оценивается со стороны Русской Православной Церкви. ОРКСЭ рассматривается как важный инструмент приобщения детей к традиционным духовно-нравственным ценностям, основанным на православной культуре, помогает сформировать нравственные ориентиры, представления о добре и зле, способствует духовному развитию и повышению религиозной грамотности, знакомит с основами различных религиозных культур, взращивает чувства толерантности и взаимопонимания.
Вместе с тем следует обратить внимание на ряд критических замечаний и предложений по совершенствованию преподавания учебного курса. Так, одного года изучения ОРКСЭ недостаточно для глубокого усвоения материала курса. Кроме того, не все преподаватели имеют достаточную подготовку в области религиоведения. Русская Православная Церковь поддерживает идею введения аналогичных курсов в старших классах и вузах для углубленного изучения вопросов духовно-нравственного воспитания в формате факультативов, интегрированных в литературу, историю, кинематографию, философию, или спецкурсов, адаптированных к специфике различных специальностей. ОРКСЭ — это важный проект в направлении духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Учебный курс способствует также развитию критического мышления и самостоятельности. Важно, однако, чтобы преподавание курса было не формальным, а живым и интересным. Для этого необходима качественная подготовка учителей и разработка интересных сопроводительных учебных материалов.
Значимость личности в истории — вопрос, который веками обсуждался философами, историками и богословами. Некоторые из исследователей особенно подчеркивают роль внешних, социально-экономических факторов и исторических закономерностей. Другие больше акцентируют внимание на роли выдающихся личностей, способных если не изменить, то существенно повлиять на ход истории.
Еще знаменитый Платон (428/427–348/347 гг. до н.э.) в своем труде «Государство» описывал образ идеального правителя-философа, который должен обладать мудростью, справедливостью, постоянством нрава и прочими добродетелями. Философ утверждал, что только такой лидер способен привести государство к процветанию и благополучию, при этом критикуя как демократию, так и тиранию, считая их формами правления, подверженными влиянию невежества и страстей.
Римский философ и политик Цицерон (106–43 гг. до н.э.) также писал о роли добродетельного лидера, подчеркивая важность нравственных качеств правителя, особенно выделяя честность, мудрость, умеренность и справедливость. Философ утверждал, что лидер должен служить интересам государства и народа, а не личным амбициям, умея убеждать и вести за собой людей.
Святые православной Церкви также убедительно подчеркивали важность духовного и нравственного примера первых лиц в обществе (свт. Григорий Богослов (329–389 гг.), свт. Иоанн Златоуст (349–407 гг.) и многие другие). Истинность лидерских качеств всегда определяется как раз по мере воздействия на общество. Для христианской мысли несомненна важность личного примера и моральной ответственности народных лидеров.
В русской философии истории конца XIX — начала XX вв. Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин и Г.П. Федотов также рассматривали личность как активного творца истории, обладающего свободой воли и способностью оказывать значимое влияние на ход событий.
Роль Владимира Владимировича Путина в развитии отношений между российским обществом, государством и религиозными институтами, особенно Русской Православной Церковью, трудно переоценить. Во многом благодаря позиции президента Владимира Путина государство поддерживает Церковь, видя в ней важный институт, способствующий укреплению национальной идентичности, моральных стандартов и традиционных ценностей.
Сам президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность духовных ценностей в жизни россиян. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также отмечал его вклад в укрепление отношений между Церковью и государством, появление возможностей в полной мере осуществлять служение на благо Отечества.
В диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук «Институт президентства в России: эволюция, практика, перспективы», защищенной в Москве в 2006 г., проф. Дегтярев А.Н. ярко показал, что институт президентства в России прошел сложный путь эволюции и его эффективность во многом зависит от личности президента, его политической воли, стратегического видения и способности консолидировать общество для решения национальных задач.
Более того, несомненно, что в переломные моменты общественной истории роль личности возрастает в особой степени. Обладающий сильной волей, стратегическим мышлением, способностью вдохновлять и объединять людей политический лидер может оказать решающее влияние на ход событий. А недооценка личностного фактора в истории не позволяет понять глубинные причины политических изменений, осознать их связь с Божественным промыслом, таинственно влияющим на процесс принятия решений и выбора жизненных приоритетов.
Православные христиане, а также многие верующие других конфессий искренне благодарят Господа Бога за дарование России такого одновременно вдохновенного и трезвомыслящего политического лидера, как наш действующий президент.
Source: Журнал «Евразимут»