Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

Archbishop Ambrose

Предназначение Церкви в этом мире — привести людей к обожению

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы завершаем чтение Великого канона. Мы только начали идти по пути сорокадневного Святаго Поста, но уже сейчас стоит заглянуть в тайники своего сердца и постараться понять, что произошло с нами в прошедшие первые дни Четыредесятницы.

В монашеской традиции главным плодом молитвы считается мир в сердце — умиротворенность. «Мир души» — как говорит святитель Игнатий, епископ Кавказский, есть «свидетель испытаний, плод духовной жизни человека». И если мы обнаружим в себе не мир, но раздражительность, недовольство, обиду, возмущение или вражду — значит нужно признать, что пост начал свое действие в нас с того, что показал нам наше истинное лицо, подлинное состояние: уснувшие на время страсти проснулись и словно звери набросились на нас, чтобы сделать ещё одну попытку отвернуть нас от предпринятых усилий и повернуть назад.

Однако, сознавая свое истинное состояние, каким бы неудачным оно не оказалось, мы настойчиво пойдём дальше, вперед, в смирении осознавая свою зараженность гордостью, нетерпеливостью, самомнением. Мы не должны позволить греху и страсти лишить нас равновесия. Наше немирное состояние мы способны мудро сделать пищей для покаяния, в котором осознание падшести привлекает благодать Божию, а в душе водворяется мир Христов.

Пережить кризис видения себя таким, каким «я» есть на самом деле, бывает непросто. Это болезненный, но нужный нам путь. В этом переживания в крах разбивается мнимое, созданное гордыней «я». Без осознания своего подлинного состояния невозможно приблизиться к жизни в Святом Духе.  Таково правило духовной жизни, проходящей в глубинах внутреннего мира христианина.

Христианская жизнь без жизни внутренней, духовной, немыслима. Как никто это должны понимать священники и те, кто готовится ими стать. Ибо главное предназначение Церкви в этом мире, при всей необходимости жертвенно служить людям, состоит не в громких массовых мероприятиях, не в молодёжных акциях и движениях, не в стабилизации общества и не в социальной деятельности, не в пастырском душепопечении, а в том, чтобы привести людей к опыту богопознания, к жизни в Боге, к установлению личных отношений со Христом, переживаемых в евхаристическом общении, к участию в Божественной жизни — к обожению. В этом и состоит, по слову прп. Серафима Саровского, цель христианской жизни.

Христианская жизнь не сводится только к нравственным поступкам, иначе это привело бы к обессмысливанию веры, зовущей принявших ее в свою жизнь к восхождению в Горний Иерусалим. Вера призвана привести к опытному познанию Бога. Тот, кто имеет опыт этой жизни, знает, как он увлекает идти дальше, изумляет и восхищает.

Бывает и другое: когда духовный опыт христианина знаменуется молчанием Бога, пустотой, отсутствием ответа. Но даже в этом молчании Бог не оставляет нас. В этом повседневном молчании Он не бездействует. Именно таким образом Он обращается к нам.

Духовная жизнь разворачивается в сердце человека — в этом сокровенном естестве, в котором сосредоточены все наши желания и решения.

Сердце — это Святая Святых нашего тела, призванного быть употребленным как сосуд для Божественной благодати. Сердце — это и поле битвы Бога и дьявола за нашу вечную жизнь.

Дай, Господи, всем нам хранить этот алтарь внутреннего человека, в мире с Богом и ближними.

Духовный путь, проложенный в эти дни Великим Покаянным каноном, не заканчивается. Он только начался. Мы еще много раз будем в изумлении, а то и в ужасе обнаруживать, каково наше подлинное лицо и что обитает в нас. Но круг этого поиска не замкнутый. Это даже не круг. Это захватывающее переплетение, в котором мы будем продолжать познавать самих себя и окружающих нас людей, помнить о прошлом и стремиться в будущее, продолжать искать и познавать Бога, Который нашу жизнь освящает Духом Своим Святым, сообщая ей главный и единственный смысл — обожение. Аминь.