Митрополит Филарет (Амфитеатров), святитель
Первая заповедь блаженства
Из всех мест Святого Евангелия нет другого, в котором бы с такой подробностью и полнотой, и в таком порядке и совокупности изложены были все обязанности христианина, как в той поучительной проповеди, которую Господь и Бог наш Иисус Христос, вступая в великий подвиг спасения рода человеческого, говорил на горе избранным двенадцати ученикам Своим и великому множеству собравшегося к Нему народа. Проповедь сия начертана в пятой, шестой и седьмой главах евангелиста Матфея. В ней Спаситель с Божественным искусством и премудростию изложил всё то, что нужно для начала, возрастания и совершенства истинно христианской жизни. Желательно, чтобы всякий, кому дорого спасение души своей, сколь можно чаще и внимательнее читал ее в назидание своего сердца.
Какое начало проповеди Своей полагает небесный и всеведущий Учитель? «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5.3).
Небесного Учителя и учение есть небесное. На земном языке называются блаженными и счастливыми стяжавшие земное богатство, которые, живя в довольстве и изобилии, в роскоши и веселостях провождают дни свои; стяжавшие земную славу и честь, которые довольствуются и восхищаются похвалами людей; стяжавшие земную силу и могущество, которые находят пищу гордости своей в преобладании над другими; стяжавшие земную мудрость, которые гордятся остротой ума своего, своей ученостью и своим многознанием. Но не так говорит вечная и непреложная Истина, Иисус Христос. Он говорит: «Блажени нищии духом». Кто же эти истинно блаженные? в чем состоит их блаженство? и почему Спаситель в основание его полагает нищету духа?
Есть нищие, которые нуждаются в необходимых потребностях для жизни и, не имея дневного пропитания, испрашивают себе милостыни. Таковая нищета и бедность, хотя сама по себе не есть порок, если она не происходит от порочной жизни, но и не есть еще добродетель, составляющая блаженство человека. Почему и Спаситель не просто сказал: блажени нищии, но «блажени нищии духом». То есть, как изъясняет свт. Иоанн Златоуст, те смиренныя и богобоязненные души, которые во глубине сердца своего чувствуют свою ничтожность пред Богом и, сознавая естественную бедность духа своего в потребностях для духовной, добродетельной и святой жизни, прибегают к Богу и у Него беспрерывно испрашивают даров благодати, так же как нищие милостыни.
Они помнят, что истинное просвещение начинается от познания своего невежества и ничтожности всех человеческих познаний без света, сходящего свыше от Бога Отца светов; сии наконец нищие духом, хотя бы обогащены были всеми добродетелями, хотя бы исполнили всю волю Божию, то во смирении сердца своего считают себя рабами «ничего не стоящими» (Лк.17.10). И вот таких людей Иисус Христос называет блаженными.
Блаженство их состоит в том, что им принадлежит Царство Небесное. Сие не то означает, чтобы истинно смиренные и Бога боящиеся христиане, живя на земле, не имели еще в себе блаженства. Царства Небесного же в высотах видимого неба должно искать: видимое всё временно, и преходит, а вечное «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17.21), как говорит Иисус Христос. Оно есть в сердцах истинно смиренных христиан, которые, живя еще на земле в бренном теле, имеют небесное «сокровище сие в скудельных сосудах» (2 Кор. 4.7) своих, по выражению св. ап. Павла. Оно есть в них сокровище истинной живой веры в Бога Отца и Сына и Святого Духа; сокровище твердой и несомненной надежды, что милосердный Отец небесный, ради возлюбленного Сына Своего, усыновит их Себе и соделает их наследниками всех благ вечного Царства Небесного.
Сокровище чистой, святой и блаженнотворной любви к Богу и ближнему, излиянной в смиренные сердца их Духом Святым, которая есть в них источник всех добродетелей и которая исполнение Евангельских заповедей любви делает для них не только легким но и неизреченной сладостью растворенным. Сокровище истинной свободы души от мучительного рабства греху и страстям, которую даровать один только может Сын Божий, Господь наш Иисус Христос (Ин. 8.36). Вот блаженство истинно смиренных и Бога боящихся душ еще в сей жизни! Будущая жизнь будет для них раскрытием того, что они имеют уже сокровенным в духе своем.
Из книги «Беседы на Евангелие от Матфея» ректора МДА святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского