Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

Дмитрий Федоров

О неосуждении

Когда мы поступали в Академию, большинство из нас горячо ожидало увидеть горящие сердца старших собратьев, увидеть примеры благочестия и любви. Но иногда, как может показаться на первый взгляд, реальность может больно ударить по нам. Приходилось наблюдать, как человек терял веру в Церковь, а иногда и в Бога, именно потому, что не увидел подтверждения своих ожиданий. 

Не один раз многие из нас слышали от преподавателей ушедшей эпохи мысль о том, что учащиеся первых курсов горят Богом гораздо сильнее выпускников. И так происходит каждый год. Когда видим внешний дурной пример, появляется соблазнительная мысль, как бы говорящая нам: «В этом поступке ничего страшного нет. Вот, видишь, ребята постарше так поступают; значит, можно и тебе». Помимо соблазна может возникнуть диаметрально противоположная линия мыслей: осуждение. Видя слабость ближних, мы невольно можем начать осуждать, считая себя чуть ли не единственным светильником Православия. 

Когда я поступал в Академию, мой духовник дал мне очень важное наставление: «Главное – никогда никого не осуждай и не считай себя выше других». И когда я открыл для себя академический мир, то был поражен, как быстро плохое всплывает наружу, и как неприметно совершается добро. Давайте попробуем разобраться, почему так часто бывает виден грех, но сокрыт подвиг.

Когда кто-то из нас грешит, и этот грех становится видимым, то словно по сарафанному радио передается новость из уст в уста. И совершивший вчера духовное преступление студент сегодня становится героем чуть ли не местных мемуаров. Когда тот же горе-герой совершит тот или иной подвиг, то останется совершенно вне нашего внимания просто потому, что совершается он по Заповеди Спасителя: Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они получают награду свою (Мф. 6:2). Подвиг сокрыт, ибо только тогда он приобретает значение в глазах Господа, когда совершается не напоказ.

В Нагорной проповеди Господь говорит нам: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7:3). Толкуя эти слова, прп. Авва Дорофей говорит, что «грех ближнего (Господь) уподобил сучку, а осуждение — бревну: так тяжело осуждение, что превосходит всякий грех». Осуждая, мы становимся на место Судии, ведь Отец весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22), а мы, получается, отнимаем у Бога возможность вершить праведный суд, мы как бы говорим: «Господи, оставь мне это, я знаю лучше». Осуждая товарища, мы не видим его покаяния. Мы как бы теряем возможность это покаяние увидеть. Ведь как можно узреть то, что с самого начала отрицаешь? А если и не отрицаешь, то почему осуждаешь?

Вчерашний разбойник сегодня входит в рай, блудница достигает небывалых высот святости, а хулиганы-семинаристы становятся прекрасными священниками. Господь творит чудеса. В каждом человеке есть как минусы, так и плюсы. И в каждом из нас есть то, чему можно поучиться. Взирая на добродетели каждого, а не на недостатки, мы будем стараться им подражать. И в нашем сердце изначально будет правильное устроение, которое будет служить компасом нашей духовной жизни.

Проповедь студента 3 курса бакалавриата Дмитрия Федорова, произнесенная на вечерних молитвах в Покровском академическом храме 6 ноября 2019 года