Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

Иерей Иоанн Кечкин, И.С. Рязанов

Московская духовная академия в период ректорства архиепископа Филарета (Вахромеева) (1966–1973): исторический очерк

Московская духовная академия во второй половине 60-х годов XX века продолжала активно развиваться после своего возрождения в послевоенное время. К этому времени уже закончились открытые гонения на Церковь, но внимание со стороны советского государства оставалось довольно пристальным, а влияние на духовные школы оказывалось посредством многих факторов. В это время должность ректора Московских духовных школ занял епископ Филарет (Вахромеев), молодой и талантливый архипастырь Русской Церкви, воспитанный в родной Академии и последовательно прошедший все ступени иерархического роста.

В статье на основании ранее не публиковавшихся архивных документов и воспоминаний профессоров Академии — протоиерея А. Остапова [1], К.Е. Скурата [2] и М.Х. Трофимчука [3] — попытаемся описать некоторые аспекты жизни Московских духовных школ в период ректорства архиепископа Филарета (Вахромеева).

 Личность ректора архиепископа Филарета (Вахромеева)

14 мая 1966 года ректором Московской духовной академии Священный Синод определил быть епископу Тихвинскому Филарету (Вахромееву), викарию Ленинградской епархии [4]. На этом посту он сменил епископа Филарета (Денисенко), которого Синод назначил архиепископом Киевским и Галицким, экзархом Украины.

Епископ Филарет (Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в г. Москве. После окончания мужской средней школы № 557 Москворецкого района г. Москвы [5], поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1957 году по первому разряду. Во время обучения в семинарии исполнял обязанности иподиакона Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Обучаясь в Московской духовной академии, на II курсе, в 1959 году, был пострижен в монашество и Патриархом Алексием I был рукоположен в сан иеродиакона. В 1961 году закончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам» и был оставлен профессорским стипендиатом с поручением чтения лекций по Истории и разбору западных исповеданий, а впоследствии Гомилетики и Священного Писания Нового Завета. В конце 1961 года Патриархом Алексием I иеродиакон Филарет (Вахромеев) был рукоположен в сан иеромонаха, и с этого времени начинается очень стремительный взлет по карьерной лестнице молодого выпускника. В октябре 1962 года иеромонах Филарет занял должность старшего помощника инспектора [6], а уже с мая 1963 года был назначен врио инспектора Московской духовной академии [7] (утвержден в должности в июне 1963 года [8]). В истории послевоенной Академии 28-летний иеромонах Филарет (Вахромеев) стал самым молодым инспектором. В добавление к должности инспектора, в сентябре 1963 года был назначен заведующим аспирантурой Московской духовной академии. За должностными назначениями последовали и богослужебно-иерархические награды: в самом начале августа 1963 года возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями, а уже в начале октября того же года возведен в сан архимандрита.

Обязанности инспектора архимандрит Филарет выполнял только два года, и в октябре 1965 года был рукоположен во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию возглавлял митрополит Ленинградский Никодим (Ротов). В мае 1966 года епископ Филарет (Вахромеев) стал самым молодым ректором Московских духовных школ в послевоенный период истории. На этой должности он пробыл почти семь лет, оставив после себя добрую память как у преподавателей, так и у студентов.

При епископе Филарете высшая администрация Академии осталась прежней: инспектором был архимандрит Симон (Новиков) (1965–1972) [9], а секретарем Ученого совета протоиерей Алексий Остапов (1958–1975). В конце августа 1966 года по предложению Ректора на Ученом совете было принято решение о регулярном проведении воспитательских совещаний [10]. Произошли постепенные изменения в подборе кадров помощников инспектора. Если в предшествующие годы помощниками становились, в большинстве случаев, выпускники в возрасте и с жизненным опытом и исполняли свои обязанности на протяжении долгого времени, то с середины 60-х годов ситуация постепенно меняется. Должность помощника инспектора воспринимается и администрацией и Академией в целом как необходимая ступень для молодого преподавателя или административного иеромонаха, на которой обычно долго не задерживаются. Возможно, что молодость ректора также влияла на этот процесс. Так, уже в 1967 году помощником стал отец Евлогий (Смирнов) (род. 1937), а менее чем через два года он стал старшим помощником инспектора (декабрь 1968–1972) [11]. Игумена Евлогия в должности старшего помощника в октябре 1972 года сменил иеромонах Валентин (Мищук) (род. 1941) [12].

Изменение административного состава Академии коснулось и других должностей. В самом конце декабря 1966 года был назначен новый заведующий Сектором Заочного отделения — протоиерей Серафим Соколов, который руководил СЗО более тридцати лет, до 1997 года. В 1970 году благочинным Покровского академического храма был назначен молодой иеромонах Иона (Карпухин) (род. 1941), который исполнял свои обязанности более двадцати лет [13]. А заведующим академической библиотекой в том же, 1970 году был назначен также молодой священник Владимир Кучерявый (род. 1940), который плодотворно потрудился на этом послушании [14]. Эти примеры наглядно показывают, что административные назначения владыки Филарета определили будущее Московской духовной академии на несколько десятилетий.

Учебный процесс и научная жизнь Московских духовных школ

Советская власть, несмотря на относительную нормализацию отношений с Церковью в эти годы, не благоприятствовала образовательному процессу в Духовной школе. Существовал запрет на поступление в Академию и Семинарию с высшим образованием, был установлен лимит на количество студентов на одном курсе — не более сорока человек [15]. Но, несмотря на все трудности, чинимые со стороны государства, этот этап в истории Московских духовных школ наполнен высоким профессионализмом профессоров, преподавателей и наставников Академии.

К этому времени уже почти вся профессорско-преподавательская корпорация состояла из новых преподавателей — выпускников возрожденной Духовной академии. Из старых профессоров, пришедших преподавать в Московскую духовную академию в 40-е годы, остались только протоиерей Иоанн Козлов (1887–1971), М.А. Старокадомский (1889–1973), протоиерей Александр Ветелев (1892–1976), И.Н. Шабатин (1898–1972) и А.И. Георгиевский (1904–1984).

В это время продолжала действовать практика оставления лучших выпускников Академии в качестве профессорских стипендиатов. Это происходило следующим образом: тех, кто оканчивал Академию по первому разряду, оставляли профессорскими стипендиатами при одной из кафедр. И на ближайшем заседании Совета Академии стипендиат должен был прочесть пробную лекцию по предмету той кафедры, куда он был определен. После положительного отзыва профессоров, ректор, как председатель Ученого совета, благословлял новому стипендиату преподавать одну из дисциплин. Первые лекции новый преподаватель должен был вести под присмотром старшего коллеги, чаще всего профессора, который также назначался на Совете. В течение рассматриваемого периода каждый год при Московской духовной академии оставляли лучших выпускников. Ректор владыка Филарет и члены Ученого совета старались, чтобы только наиболее талантливые выпускники входили в профессорско-преподавательскую корпорацию. И можно констатировать, что в ректорство архиепископа Филарета при Академии были оставлены способные выпускники, которые на протяжении нескольких десятилетий самоотверженно несли преподавательский подвиг в стенах alma mater.

В следующей таблице хронологически представлены профессорские стипендиаты, оставленные при Академии в период ректорства владыки Филарета (Вахромеева):

1967 год  Борис Пушкарь (род. 1938) [16]
иеродиакон Иона (Карпухин) (род. 1941)
Алексей Ширинкин (род. 1939) [17]
1968 годдиакон Вадим Смирнов (род. 1940) [18]
Анатолий Просвирнин (1940–1994) [19]
1969 годигумен Иоанн (Маслов) (1932–1991) [20]
священник Владимир Кучерявый (1940–2010)
1970 годсвященник Александр Грязнов (1934–2011) [21]
иеромонах Валентин (Мищук) (род. 1940)
1971 годиеромонах Александр (Тимофеев) (1941–2003) [22]
Михаил Иванов (род. 1941) [23]
Анатолий Матвеев (род. 1942) [24]

С начала 1967 года были введены ознакомительные лекции и экскурсии для вновь поступивших, чтобы студенты смогли лучше познакомиться с традициями и порядками в Московских духовных школах. Проводились беседы о культуре, которые в эти годы читал профессор-протоиерей Алексий Остапов [25], также были обязательны экскурсии в академическую библиотеку и Церковно-археологический кабинет. Такая традиция в Академии сохраняется и в настоящее время.

С начала 1969 года несколько музыкальных кружков, существовавших в Академии, были объединены в Регентский класс, который возглавил известный церковный регент Николай Васильевич Матвеев (1909–1992). Обучались в нем воспитанники Семинарии и студенты Академии, добровольно пожелавшие внеурочное время посвятить изучению регентского искусства.

В феврале 1972 года на Ученом совете, по инициативе Учебного комитета, было принято решение о введении двух новых дисциплин в Академии: «История СССР» и «История древних Восточных Церквей» [26].

Также продолжала развиваться научная деятельность профессорско-преподавательской корпорации Московской духовной академии. Об этом могут свидетельствовать защиты докторских и магистерских диссертаций, а также немалое количество статей преподавателей Академии в Журнале Московской Патриархии.

В конце 1967 года прошла успешная защита докторской диссертации профессора протоиерея Александра Ветелева на тему «Божественная литургия (опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности)». Данная работа представляла собой пятитомный труд, а сама защита продолжалась около пяти часов [27]. А через два года состоялась защита докторской диссертации профессора Михаила Агафангеловича Старокадомского на тему «Обоснование умозрительного теизма в трудах богословов Московской духовной академии» [28]. Нужно отметить, что маститому профессору к этому времени исполнилось 80 лет.

Также в означенный период прошло несколько защит магистерских диссертаций преподавателей, выпускников возрожденной Академии. В 1967 году прошла успешная защита магистерской диссертации доцента Василия Дмитриевича Сарычева, а в 1969 году защитили свои магистерские диссертации сразу четыре доцента Академии: протоиерей Андрей Сергиенко, игумен Марк (Лозинский), Дмитрий Петрович Огицкий и Анатолий Васильевич Ушков. В 1970 году магистерскую диссертацию защитил доцент Константин Ефимович Скурат [29]. После защиты магистерской диссертации доценты утверждались в звании профессора Московской духовной академии.

Кроме преподавателей Академии, предоставляли к защите свои магистерские диссертации некоторые архиереи. В 1968 году защитился архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплёв) (1910–1988), выпускник Академии 1955 года. В 1969 году — архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров) (1924–1990), выпускник МДА 1951 года. В апреле 1970 года — митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) [30].

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные защиты научных трудов проходили на открытых заседаниях Совета Академии. Поэтому на них очень часто присутствовали молодые преподаватели и учащиеся. По меткому замечанию Марка Харитоновича Трофимчука, в этот период преподавательский состав Московских духовных школ пополнялся учеными мужами, о чем свидетельствовали магистерские диспуты и защиты диссертаций, проходившие в эти годы, что безусловно способствовало укреплению богословской науки [31].

 Внешняя церковная деятельность Московской духовной академии

Московская духовная академия в рассматриваемый период играла важную роль во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Все многочисленные приемы различных иностранных и советских делегаций, международные и всесоюзные выставки и конференции, проходившие в стенах Духовной школы, являлись элементом внешней церковной политики. Администрация Академии должна была представлять иностранным делегациям церковную жизнь в Советском Союзе как свободную, опровергая любые намеки на репрессии против верующих со стороны государства. Под предлогом необходимости иметь подготовленные кадры для международной деятельности у Московской духовной академии появилась возможность улучшать качество духовного образования [32].

В этот период Духовную академию посетило значительное количество самых разнообразных делегаций. В разное время посещали: итальянские и швейцарские корреспонденты (июнь 1966 [33]), послы различных европейских стран, заместитель Генерального секретаря ООН (март 1967 [34]), генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей (март 1967 [35]), делегация ректоров университетов Чили. В основном гостям показывали Покровский академический храм и Церковно-археологический кабинет. Организовывались трапезы и, при необходимости, пресс-конференции, где представитель Московской духовной академии рассказывал об учебном заведении и отвечал на вопросы гостей. Огромное множество делегаций принимал непосредственно ректор. Также в стенах Академии проходили заседания Христианской Мирной Конференции (1966–1967 [36]), заседания Рабочего комитета департамента Всемирного Совета Церквей (август 1966 [37]) и Конференция в защиту мира всех религий в СССР (июль 1969 [38]).

Свято-Троицкую лавру и Московскую духовную академию посещало огромное количество иностранных делегаций, что способствовало улучшению позиции Академии в советском государстве. Нужно отметить, что архиепископ Филарет несколько лет параллельно с должностью ректора Академии исполнял обязанности второго заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (1968–1971). Это совмещение накладывало на Академию особую ответственность во внешней церковной деятельности.

Image gallery

Bibliography

  1. Архив МДА. Личное дело архиепископа Филарета (Вахромеева).
  2. Евфимий (Моисеев), игум. Летопись Московской духовной академии за 1965 –1995 годы // Московской Духовной Академии 325 лет. Юбилейный сборник статей. Сергиев Посад; Москва, 2010. Т. 1. Кн. 1. С. 395–467.
  3. Остапов А., прот. Дневник 1966. [Машинописный текст].
  4. Остапов А., прот. Дневник 1967. [Машинописный текст].
  5. Остапов А., прот. Дневник 1968. [Машинописный текст].
  6. Остапов А., прот. Дневник 1969. [Машинописный текст].
  7. Остапов А., прот. Дневник 1970. [Машинописный текст].
  8. Пушков С., свящ. Начальный период возрождения Московских Духовных школ (1944–1964). Профессорско-преподавательская корпорация: диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия: МДА. Сергиев Посад, 2002.
  9. Симон (Новиков), архим. Магистерский диспут в МДА (Митр. Никодим) // ЖМП. 1970. №7.  С. 39–41.
  10. Скурат К.Е. Воспоминания. Труды по патрологии (I–V века). Яхрома, 2006.
  11. Трофимчук М.Х. Академия у Троицы: Воспоминания. Сергиев Посад, 2005.

Авторы: Иерей Иоанн Кечкин, кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии; Рязанов Илья Сергеевич, студент 4 курса бакалавриата Московской духовной академии.

 (Статья опубликована в академическом журнале Церковный историк Том 1. № 1. 2019, С. 104-113)

Сноски:


[1] Профессор-протоиерей Алексий Остапов (1930–1975) оставил после себя многотомные дневники, в которых описал жизнь Московских духовных школ с начала 50-х годов.

[2] Константин Ефимович Скурат (род. 1929) — заслуженный профессор Московской духовной академии. Является автором воспоминаний, начиная с 1947 года.

[3] Марк Харитонович Трофимчук (1919–2005) — многолетний преподаватель и регент хора Московской духовной академии. После его кончины были изданы воспоминания о жизни Академии с середины 40-х гг. XX века.

[4] Определения Священного Синода // ЖМП. 1966. №6. С. 1.

[5] Архив МДА (далее АМДА). Личное дело архиепископа Филарета (Вахромеева). С. 5.

[6] АМДА. Личное дело архиепископа Филарета (Вахромеева). С. 86.

[7] АМДА. Личное дело архиепископа Филарета (Вахромеева). С. 91. Примечательно, что вместо себя помощником инспектора иеромонах Филарет рекомендует Ивана Васильевича Воробьева (1933–2008), который будет исполнять возложенное послушание в течение 45 лет, вплоть до своей кончины (см. АМДА. Личное дело архиепископа Филарета (Вахромеева). С. 93).

[8] АМДА. Личное дело архиепископа Филарета (Вахромеева). С. 94.

[9] Архимандрит Симон (Новиков) был назначен инспектором Академии после архимандрита Филарета (Вахромеева), в октябре 1965 года, в ректорство епископа Филарета (Денисенко).

[10] Евфимий (Моисеев), игум. Летопись Московской духовной академии за 1965–1995 годы // Московской Духовной Академии 325 лет. Юбилейный сборник статей. Сергиев Посад; Москва, 2010. Т. 1. Кн. 1. С.402.

[11] Назначение на должность старшего помощника, можно предположить, состоялось из-за знакомства ректора епископа Филарета с отцом Евлогием, когда они оба с середины 50-х годов исполняли послушание иподиаконов Святейшего Патриарха Алексия I.

[12] Митрополит Валентин (Мищук) — архиерей на покое. Исполнял обязанности старшего помощника в 1972–1976 годы. С 1976 по 2015 год возглавлял разные епархии Русской Православной Церкви.

[13] Владыка Иона (Карпухин) на протяжении более 20 лет был благочинным Покровского академического храма (1970–1991). С 1992 по 2016 год возглавлял Астраханскую кафедру. В настоящее время митрополит на покое.

[14] Протоиерей Владимир Кучерявый с 1970 по 1983 год был заведующим библиотекой МДА. Впоследствии принял монашеский постриг.

[15] Трофимчук М.Х. Академия у Троицы: Воспоминания. Сергиев Посад, 2005. С. 319–320. Марк Харитонович так описывал выход из этой ситуации: «Итак, чтобы во всех классах семинарии было по сорок человек, администрация Академии провела такой эксперимент. Если на начало учебного года в 4-м классе было, например, 35 учащихся, пятерых переводили их 3-го класса. В третий класса – из 2-го и так далее… Такая практика существовала довольно долго…».

[16] Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) преподавал в МДА вплоть до своей архиерейской хиротонии в 1992 году.

[17] Протоиерей Алексий Ширинкин, доцент МДА, преподавал Церковное пение до своей болезни в 2013 году.

[18] Игумен Никон (Смирнов), младший брат митрополита Владимирского Евлогия (Смирнова). Преподавал в МДА до середины 90-х годов. Был заведующим Регентской (1989–1995 с перерывом) и Иконописной школами (1990–1993). С 2004 по 2018 год был настоятелем Афонского подворья в Москве.

[19] Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) — выдающийся церковный историк и археограф.

[20] Архимандрит Иоанн (Маслов) — известный духовник и церковный ученый. Преподавал в МДА до 1985 года.

[21] Архиепископ Георгий (Грязнов) преподавал в Академии с 1971 года до своей архиерейской хиротонии в 1989 году. В разные годы исполнял обязанности старшего помощника, инспектора (1982–1989) и первого проректора МДА (1989).

[22] Архиепископ Александр (Тимофеев) — инспектор (1972–1982) и ректор (1982–1992) Московских духовных школ.

[23] Заслуженный профессор Михаил Степанович Иванов с 1983 по 2018 год был проректором по учебной работе Московской духовной академии. Преподает по настоящее время.

[24] Доцент Анатолий Алексеевич Матвеев — преподаватель с 1973 года, доцент МДА. Преподает по настоящее время.

[25] См.: Остапов А., прот. Дневник 1967. [Машинописный текст]. С. 143,145.

[26] Преподавание курса «История древних Восточных Церквей» было поручено доценту Б.А. Нелюбову, который и сейчас, уже в звании заслуженного профессора, читает эту дисциплину.

[27] См.: Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. С. 316; Остапов А., прот. Дневник 1967. С. 219.

[28] См. Остапов А., прот. Дневник 1969. [Машинописный текст]. С. 100; Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. С. 326.

[29] Профессор Константин Ефимович Скурат так вспоминает свою защиту магистерской диссертации: «Заседание Совета проводил ректор Академии владыка Филарет (Вахромеев). О его доброте, о его заботе о нас, преподавателях, свидетельствует, и весьма убедительно, уже то, что он решением одного и того же заседания Совета Академии провел и присвоение мне степени магистра богословия, и звания профессора. Я всегда это вспоминаю с глубочайшей благодарностью». Скурат К.Е. Воспоминания. Труды по патрологии (I–V века). Яхрома, 2006. стр. 91.

[30] Симон (Новиков), архим. Магистерский диспут в МДА (Митр. Никодим) // ЖМП. 1970. №7. С. 41.

[31] См.: Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. С. 329.

[32] Пушков С., свящ. Начальный период возрождения Московских духовных школ (1944–1964). Профессорско-преподавательская корпорация: диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия: МДА. Сергиев Посад, 2002. С. 215–216.

[33] См.: Остапов А., прот. Дневник 1966. [Машинописный текст]. С. 65.

[34] См.: Остапов А., прот. Дневник 1967. С. 49.

[35] 29 марта 1967 года Московскую духовную академию посетил генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей Ю.К Блэйк (1906–1985), известный американский деятель экуменического движения. Ему был показан академический храм, затем в Актовом зале состоялся концерт. Потом экскурсия по Церковно-археологическому кабинету и  прием в ректорском кабинете. См.: Остапов А., прот. Дневник 1967. С. 62.

[36] См.: Остапов А., прот. Дневник 1966. С. 84;

Остапов А., прот. Дневник 1967. С. 122.

[37] См.: Остапов А., прот. Дневник 1966. С. 98-100.

[38] Остапов А., прот. Дневник 1969. С. 114.