Священник Иоанн Кечкин
«История древней Церкви» в системе духовного образования
Комплекс учебных дисциплин исторической направленности имеет для системы духовного образования значение не меньшее, чем богословский. Объективное восприятие исторического пути, пройденного православным христианством и инославными конфессиями, помогает будущим пастырям здраво воспринимать события дня сегодняшнего. Очередная статья из цикла «Духовное образование сегодня» подготовлена доцентом Московской духовной академии священником Иоанном Кечкиным и посвящена рассмотрению учебной дисциплины «История древней Церкви».
«История древней Церкви» является одной из важных, базовых дисциплин в системе духовного образования, которая формирует у учащихся целостное научное представление об основных этапах жизни христианской Церкви с апостольских времен и до окончания периода Вселенских соборов. В курсе дается представление о распространении христианства, об особенностях внутренней жизни Православной Церкви, о развитии церковной организации и христианского вероучения, об отношениях с государственной властью и существовании внутри общества в историческом времени.
Предмет входит в обязательную часть образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология, профиль «Практическая теология Православия». Изучение истории древней Церкви тесно связано с такими важными дисциплинами, как «Догматическое богословие» и «Патрология».
Изучение истории древней Церкви в отечественной науке
В духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви на протяжении XVIII в. история христианства рассматривалась как вспомогательная историческая дисциплина. Как отмечает Н.Ю. Сухова «в московских школах — Славяно-греко-латинской академии и Троицкой Лаврской семинарии — церковная история появилась в качестве особой дисциплины, при активном содействии митрополита Московского Платона (Левшина)» [1]. Поэтому первый церковно-исторический труд под названием «Liber historicus», посвященный рассмотрению начальных веков христианства, был подготовлен выпускником Лаврской семинарии и ректором Славяно-греко-латинской академии епископом Мефодием (Смирновым) (1761–1815). Сочинение было написано на латыни и издано в Москве в 1805 г. [2]. Проф. А.П. Лебедев дает нелестную характеристику этому труду: «История Мефодия, ко вреду для своего дела, захватывает кроме истории в собственном смысле и церковное право (канонику), и науку о богослужении (литургику) и учение об отцах церкви (патристику). Отсюда, как естественное следствие, сжатость изложения, переходящая в неприятную сухость стиля. Книга Мефодия, тотчас по ее явлении в свет, в 1805 г., была введена в качестве учебного руководства по церковной истории в Славяно-греко-латинской академии, где, как и в других академиях и даже семинариях в то время преподавание велось еще на латинском языке. Но по правде сказать: книга едва ли хоть сколько-нибудь годилась для указанной цели» [3].
В результате реформы духовного образования 1808–1814 гг. церковная история была заявлена одной из важнейших и обязательных дисциплин, непосредственно относящейся к богословским предметам [4]. В связи с этим в 1817 г. было подготовлено профессором Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Иннокентием (Смирновым) [5] сочинение «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века, в пользу духовного юношества». Данный труд был написан на русском языке на основе его собственного лекционного курса, но представлял собой лишь компиляцию немецких протестантских историков, в особенности Х.Э. Вейсмана (+1747). Как замечает проф. А.П. Лебедев, «сочинение Иннокентия во многом не самостоятельно… В особенности обильно Иннокентий пользовался Вейсманом. Он, не церемонясь, выписывает целые тирады из труда немецкого ученого. Мало того: он иногда целиком списывает и самые заглавия разных отделов, встречающиеся у Вейсмана, сохраняя все особенности языка и не пренебрегая его цветистым красноречием» [6]. Но, несмотря на это, «Начертание церковной истории…» святителя Иннокентия почти пятьдесят лет было официальным учебником в духовных академиях и семинариях, выдержав по этой причине множество переизданий. По замечанию того же проф. А.П. Лебедева, «как учебник по церковной истории, (“Начертание”) замечательно тем, что это такой учебник, каких не пишут по этому предмету в наше время: со всем научным аппаратом, со ссылками на источники и пособия, с замечаниями критическими и вообще научными» [7].
Большую роль в выделении истории Церкви как самостоятельной научной дисциплины сыграл протоиерей Александр Васильевич Горский (1812–1875), профессор и ректор Московской духовной академии [8]. Этому способствовало и то, что, согласно уставу духовных академий 1869 г., в академиях образовывалось специальное церковно-историческое отделение. Как пишет проф. А.П. Лебедев, у отца Александра Горского нет «ни одного сочинения, которое давало бы ему особенно видное место среди людей, занимающихся церковно-исторической наукой», а вместе с тем он сумел сделать Московскую духовную академию поистине «академией церковно-исторической науки» [9]. Прот. А. Горский смог подготовить первую серьезную научную школу церковных историков. Среди учеников прот. А. Горского можно выделить епископа Иоанна (Митропольского) (1836–1914), подготовившего труд по истории Вселенских соборов [10].
К научной церковно-исторической традиции прот. Александра Горского относится его прямой наследник по кафедре церковной истории в Московской духовной академии профессор Алексей Петрович Лебедев (1845–1908) [11]. А.П. Лебедев в течение двадцати пяти лет, вплоть до увольнения в 1895 г., занимал кафедру общей церковной истории в Московской духовной академии, а потом продолжал свою научную карьеру профессором Московского университета. К концу жизни он объединил важнейшую часть своих трудов в «Собрании церковно-исторических сочинений», из которого успел издать лишь десять томов, в которых церковная история рассматривается от периода гонений и до XIX в. [12].
Как замечает прот. Г. Флоровский, «Лебедев не был самостоятельным исследователем. Он больше следил за западной литературой своего предмета, чем изучал самый предмет. Он был того мнения, что прежде всего нужно “догнать” западную науку. С ней он и старался познакомить своих слушателей покороче. И в этом его бесспорная заслуга» [13]. Поэтому многочисленные труды А.П. Лебедева в определенной степени компилятивны. Но вклад А.П. Лебедева в изучение церковной истории велик и неоспорим, он также являлся автором первого в отечественной науке серьезного историографического обзора церковной истории [14].
Из церковных историков Санкт-Петербургской духовной академии первым нужно упомянуть профессора Ивана Васильевича Чельцова (1828–1878), который предпринял попытку систематического изложения церковной истории в книге «История христианской Церкви» (Т. 1. СПб., 1861). Это сочинение охватывало только первые три века развития христианства и основывалось на собственных лекциях Чельцова. Проф. А.П. Лебедев выявляет в «Истории…» И.В. Чельцова существенное влияние немецкого протестантского историка Августа Неандера (+1850), вплоть до того что автор «по местам просто копирует немецкий подлинник» [15].
Преемником И.В. Чельцова по кафедре общей церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии стал профессор Василий Васильевич Болотов (1853–1900), член-корреспондент Императорской академии наук (1893), который плодотворно потрудился над созданием церковно-исторической школы [16]. Проф. В.В. Болотов считал своей основной задачей критический пересмотр результатов исследований предшественников и разработку собственных реконструкций исторических событий на основе совокупности доступных источников. Такая исследовательская самостоятельность В.В. Болотова проявлялась в исследовании проблем, относящихся к церковной истории Египта, Эфиопии, Сирии и Персии [17].
Учеником и преемником В.В. Болотова стал профессор Санкт — Петербургской духовной академии Александр Иванович Бриллиантов (1867–1933), выдающийся церковный историк, член-корреспондент Российской академии наук (1919). Под редакцией проф. А.И. Бриллиантова были изданы посмертные «Лекции по истории древней Церкви» В.В. Болотова в 1907 и 1910 гг. Проф. А.И. Бриллиантов оставил после себя отлитографированные лекционные курсы по общей церковной истории, прочитанные в Санкт-Петербургской духовной академии и, кроме этого, отдельные исследования по истории древней Церкви [18].
Церковно-историческая наука в России в XIX в. развивалась также и в университетской среде. Согласно университетскому уставу 1804 г. церковная история вводится в круг университетских дисциплин, но не как самостоятельная наука, а только как дополнение к Священной истории. Самостоятельная кафедра церковной истории была впервые создана на историко-филологическом факультете Московского университета в 1863 г. и просуществовала до 1918 г.
С 1872 и до 1894 г. кафедру церковной истории Московского университета возглавлял доктор богословия, протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов (1835–1894). Прот. А. Иванцов-Платонов защитил докторскую диссертацию по теме «Ереси и расколы трех первых веков христианства», потом расширил свои исследования в труде «Религиозные движения на Востоке в IV и V веках». Широко известны его историографические труды о патриархе Фотии. В 1892 г. за работу «К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском» он был удостоен престижной Макариевской премии. В Московском университете с 1912 г. курс общей церковной истории читал профессор А.И. Алмазов (1859–1920), который также с конца 1913 г. был профессором Московской духовной академии. А.И. Алмазов более известен как историк — литургист и канонист.
Также нужно указать, что, кроме Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, пособия по церковной истории издавались и провинциальными исследователями. Наиболее известным учебником для духовных семинарий стал труд директора Полоцкой учительской семинарии Евграфа Ивановича Смирнова (1842–?) «История христианской Церкви». Сочинение было издано в 1872 г., а уже через год книга была удостоена полной Макариевской премии. Учебник Е. Смирнова стал на несколько десятилетий официальным пособием по истории христианской Церкви в духовных семинариях Русской Церкви. С этим связаны многочисленные переиздания труда Смирнова (10-е изд. в 1915 г.). Проф. А.П. Лебедев называет сочинение Е. Смирнова «бесцветной компиляцией, составленной по тому, что попадалось под руку», а в некоторой степени прямо повторяющей текст труда протестанта А. Неандера.
На смену пособию Евграфа Смирнова пришел труд инспектора народных училищ Гродненской губернии Павла Ивановича Малицкого (1851–1919) под тем же самым названием «История христианской Церкви» [19]. Сочинение П.И. Малицкого было более качественным, но из-за революционных событий менее распространенным.
После революции 1917 г. изучение истории христианской Церкви сохранилось в эмигрантской среде, которая продолжала традиции и принципы российской дореволюционной школы церковно-исторических исследований. И первым нужно упомянуть Михаила Эммануиловича Поснова (1873–1931) [20], который с 1913 г. был профессором по кафедре церковной истории Киевской духовной академии, а после эмиграции был профессором догматики и церковной истории в Софийской духовной академии. После его смерти дочерью были изданы его лекции, которые составили сочинение «История христианской Церкви» [21]. В своих лекциях М.Э. Поснов пытался дать объективное видение прошлого Церкви, хотя, по словам прот. Валентина Асмуса, можно заметить, что автору «свойственна определенная католическая тенденция, особенно в ее заключительной части» [22].
В эмиграции важное значение по изучению истории древней Церкви имеет обобщающий труд по истории Вселенских соборов Антона Владимировича Карташёва (1875–1960) [23], учившегося у проф. В.В. Болотова. А.В. Карташев был обер-прокурором Святейшего Синода и министром вероисповеданий Временного правительства (1917 г.), после эмиграции стал одним из основателей и профессоров Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже. Над своим трудом «Вселенские соборы» А.В. Карташёв работал много лет, но сочинение было издано только после его смерти в 1963 г. [24]. В этом фундаментальном труде Карташёв дал развернутое описание важнейшего периода в истории христианской Церкви в IV–IХ вв.
Из учеников А.В. Карташёва нужно выделить протопресвитера Александра Шмемана (1921–1983) и протопресвитера Иоанна Мейендорфа (1926–1992). Отец Александр Шмеман на основе своего курса по истории Восточной Церкви, прочитанного им в 1945–1951 гг. в Свято-Сергиевском Православном богословском институте в Париже, а затем в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке, опубликовал в 1954 г. труд «Исторический путь Православия» [25]. Отец Иоанн Мейендорф был профессором и ректором Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, он специализировался на истории Церкви и патрологии. Его труды представляют собой новый шаг в систематизации истории Церкви: «Византийское наследие в Православной Церкви», а также «Единство Империи и разделение христиан: Церковь в 450–680 гг. н.э.» и др [26].
В XXI в. в отечественной науке появилось несколько качественных научных учебных пособий по истории Церкви.
В 2003 г. вышли «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» [27] Александра Леонидовича Дворкина (род. 1955), которые основывались на его лекциях в высших учебных заведениях. Впоследствии «Очерки» самим автором несколько раз перерабатывались, исправлялись и переиздавались. В 2020 г. вышло 6-е издание в трех книгах.
В 2012 г. в издательстве Свято-Тихоновского университета под общей редакцией д.ф.н. К.А. Максимовича вышло учебное пособие по истории древней Церкви, предназначенное для студентов духовных учебных заведений [28].
В 2017 г. вышло в свет учебное пособие «Общая история Церкви» в 2 томах и 4 книгах, подготовленное коллективом кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ под редакцией доктора экономических наук архимандрита Филиппа (Вениамина Владимировича Симонова) [29].
Отметим также посвященные различным вопросам истории древней Церкви исследования профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина (род. 1947) [30]; профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Сидорова (1944–2020) [31], протоиерея Валентина Асмуса (род. 1950) [32]; доцента Свято-Тихоновского университета Георгия Евгеньевича Захарова (род. 1986) [33].
Выводы
В заключении хотелось бы выделить некоторые проблемные места в изучении «Истории древней Церкви» в системе духовного образования. Как было показано выше, церковная история стала обязательной дисциплиной для духовных школ Русской Церкви с XIX в. Развитие церковно-исторических дисциплин в поздний синодальный период шло быстрыми темпами. И немалое значение в этом играло продуманное соотношение церковно-исторических дисциплин в учебных планах духовных академий и семинарий. В семинариях проходили общий курс церковной истории под названием «История христианской Церкви», а в академиях изучалась более узкая дисциплина «История древней Церкви», как логичное углубление общего семинарского курса. Примером этому могут служить известные «Лекции по истории древней Церкви» профессора В.В. Болотова (+1900), прочитанные им для студентов Санкт-Петербургской духовной академии. Такая традиция разделения этих церковно-исторических дисциплин сохранялась и на протяжении всего XX в. Но в настоящее время дисциплина «История древней Церкви» читается на первых курсах бакалавриата, а общий обзорный курс по истории христианства упразднен или перенесен на подготовительное отделение, которое в некоторых семинариях просто отсутствует.
Вопрос различной периодизации курса «Истории древней Церкви» также связан с упразднением из бакалавриата общего курса по истории христианской Церкви. И в некоторых семинариях пытаются в курс по истории древней Церкви включить как можно больше материала, иногда доводя даже до XV в. Еще одним недостатком является отсутствие современных учебных хрестоматий с текстами первоисточников, которые так важны для полноценного изучения истории Церкви [34]. Но, несмотря на указание проблемных моментов, необходимо также констатировать, что изучение истории древней Церкви в современных духовных школах становится более глубоким и эффективным по сравнению с предшествующими десятилетиями.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебные пособия (рус. яз.).
Смирнов Е.И. История христианской церкви. Рязань. 1872. 1-е изд.
Малицкий П.И. История христианской церкви. Вып. 1. Первые три христианских века. Тула, 1909; 2-е изд. Вып. I-III. Тула, 1912–1913.
Шафф Ф. История Христианской Церкви. СПб.: Библия для всех, 2007–2008.
Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994.
Дюшен Л. История древней Церкви. Т. 1. М.: тип. М. Меркушева, 1912.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М.: Христианская Россия, 1999.
Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель. 1964.
Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. М.: Паломник, 1993.
Карташев А. В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.
Гонсалес Х. История христианства. Т. 1. СПб.: Библия для всех, 2001.
Асмус В., прот. История Церкви: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 1998.
Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003.
Максимович К.А. История древней Церкви. Ч. 1: 33–843 гг. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012.
Общая история Церкви: учебное пособие / под ред. В. В. Симонова. Т. 1: От зарождения Церкви к Реформации: I–XV в. Кн. 1: Богословское и организационное становление Церкви: I–III в.; Кн. 2. Доктринальные вызовы Церкви: IV–XV века. М.: Наука, 2017.
Захаров Г. Е. История древней Церкви IV — первая половина V века: учебное пособие. М.: ПСТГУ, 2017.
Кечкин И., иер. История древней Церкви: учебно-методическое пособие. Сергиев Посад. 2021.
Энциклопедии и сборники
Православная энциклопедия. М., 2000; более 60 томов http://www.pravenc.ru/
Католическая энциклопедия. М.: Изд-во Францисканцев. 2002–2013, в 5 томах.
Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. В 7 томах. Казань. 1908–1913.
[1] Сухова Н.Ю. Церковная история как богословская дисциплина в контексте исторического образования в синодальный период // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2012. № 4 (47). С. 25.
[2] Полное название сочинения — Liber historicus de rebus in primitiva seu trium primorum et quarti ineuntis seculorum ecclesia Christiana gestis. M., 1805.
[3] Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб., 2-изд. 1903. С. 525–526.
[4] См. Сухова Н.Ю. Церковная история как богословская дисциплина в контексте исторического образования в синодальный период // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2012. № 4 (47). С. 27.
[5] Святитель Иннокентий (Смирнов) (1784–1819), епископ Пензенский. Был выпускником Лаврской семинарии. Пострижен в монашество митрополитом Платоном (Левшиным) в 1809. В 1819 г. — епископ Пензенский и Саратовский.
[6] Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб., 2-изд. 1903. С. 530–531.
[7] Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб., 2-изд. 1903. С. 531.
[8] О нем см.: Попов С.Г. Ректор МДА прот. А. В. Горский: Опыт биогр. очерка. Серг. П., 1897; Прот. А. В. Горский в воспоминаниях о нем МДА в 25-ю годовщину со дня его смерти // БВ. 1900. № 11. С. 369-560; Геннадий (Гоголев), архим. Великан учености: Жизнь и труды прот. А.В. Горского (1812–1875). М., 2004; Мельков А.С. Краса и слава академии: Жизненный путь и научное наследие прот. А.В. Горского. М.; Коломна, 2005.
[9] Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб., 2-изд. 1903. С. 535–536. Среди церковно-исторических работ прот. Александра Горского опубликованы его курсы «Евангельская история» и «История Церкви апостольской», а также статьи, помещенные в «Прибавлениях к Творениям свв. отцев в русском переводе», посвященные жизни Василия Великого, Афанасия Александрийского, Феодорита Кирского, Епифания Кипрского.
[10] История святых Вселенских соборов. Вып. 1. М., 1871; История Вселенских соборов. 2-е изд. СПб., 1906.
[11] О нем см.: Глубоковский Н.Н. Памяти покойного проф. А.П. Лебедева: Под первым впечатлением тяжелой утраты. СПб., 1908; Елеонский Н.А. Алексей Петрович Лебедев: [Краткий биогр. очерк; Список трудов]. М., 1909; Спасский А.А. Проф. А. П. Лебедев // Памяти почивших наставников: …МДА ко дню ее 100-летнего юбилея (1814–1914). Серг. П., 1915. С. 357–374.
[12] Церковно-исторические труды профессора А.П. Лебедева:
1. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX.
2. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом.
3. История Вселенских Соборов. Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V веков: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской.
4. История Вселенских Соборов. Ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков.
5. История разделения Церквей в IX, X и XI веках.
6. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г.
7. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века: (От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.)
8. История Греко-Восточной Церкви под властию турок: (От падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени)
9. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения.
10. Духовенство Древней Вселенской Церкви.
[13] Флоровский Г, прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 373–374.
[14] Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX. 2-е изд., СПб.:1903. Современное издание в изд.-ве Абышко в 2001 году.
[15] Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб., 2-изд. 1903. С. 538.
[16] О нем см.: Бриллиантов А.И. К характеристике ученой деятельности профессора В.В. Болотова как историка. СПб., 1901; Августин (Никитин), архим. В.В. Болотов — богослов, историк, востоковед (1853-1900) // Христианство в регионах мира. СПб., 2002. С. 301–334.
[17] Труды В.В. Болотова можно посмотреть на сайте — https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bolotov/
[18] Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. Пг., 1916; Бриллиантов А.И. К истории арианского спора до Первого Вселенского собора. СПб., 1913; Бриллиантов А.И. Происхождение монофизитства: Речь, предназначенная к произнесению в день годичного акта Санкт-Петербургской духовной академии 17 февр. 1906 г. СПб., 1906.
[19] Малицкий П.И. История христианской церкви. Вып. 1. Первые три христианских века. Тула, 1909; 2-е изд. Вып. I–III. Тула, 1912–1913.
[20] О нем см.: Бурега В.В. Жизненный путь и научное наследие профессора М.Э. Поснова // Труди Київської Духовної Академії. Київ. 2017. № 26. С. 263–277.
[21] Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). София, 1937 (сокращ. изд.); Брюссель, 1964 (и др. изд.).
[22] Асмус В., прот. История Церкви: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 1998.
[23] О нем см.: Мейендорф И., прот. А.В. Карташёв — общественный деятель и церковный историк // Вопросы истории. 1994. № 1. С.169–173; Золаев А.Л. Исторические воззрения А.В. Карташёва и историография русского зарубежья: Канд. дис. М., 2005.
[24] Карташёв А.В. Вселенские Соборы. П., 1963. М., 1994. У А.В. Карташёва есть еще статьи, также посвященные Вселенским соборам. Карташёв А.В. 1500-летняя годовщина IV Вселенского Собора // Православная мысль. 1953. № 9. С. 65–95. Карташёв А.В. 1400-летие Пятого вселенского собора // Православная мысль. 1955. № 10. С. 60–91.
[25] Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. Книга переиздавалась несколько раз.
[26] См. рус. переводы трудов прот. Иоанна Мейендорфа. Иисус Христос в восточном православном богословии. М. 2000. История Церкви и восточно-христианская мистика: Единство Империи и разделение христиан. Святой Григорий Палама и православная мистика. Византия и московская Русь. М. 2000. Рим — Константинополь — Москва: Исторические и богословские исследования. М. 2005.
[27] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003.
[28] История древней церкви: учебное пособие / под общ. ред. К. А. Максимовича Ч. 1: 33–843 гг. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012.
[29] Общая история Церкви: учебное пособие / под ред. В. В. Симонова. Т. 1: От зарождения Церкви к Реформации: I–XV века. Кн. 1. Богословское и организационное становление Церкви: I–III века. М.: Наука, 2017.
Общая история Церкви: учебное пособие / под ред. В. В. Симонова. Т. 1. От зарождения Церкви к Реформации. Кн. 2. Доктринальные вызовы Церкви: IV–XV века (учебник). Наука, М., 2017.
Общая история Церкви: учебное пособие / под ред. В. В. Симонова. Т. 2. От Реформации к веку секулярной глобализации. XVI — начало XXI века. Кн. 1. Организационные вызовы Церкви. XVI — начало ХХ века (учебник). Наука, М., 2017.
Общая история Церкви: учебное пособие / под ред. В. В. Симонова. Т. 2. От Реформации к веку секулярной глобализации. XVI — начало XXI века. Кн. 2. Вызов религиозного синкретизма: проблема экуменизма. XX — начало XXI века (учебник). Наука, М., 2017
[30] Цыпин В., прот. История Европы: дохристианской и христианской: [в 16 т.] / Т. 4: История Рима эпохи принципата. Часть 1. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.
Цыпин В., прот. История Европы: дохристианской и христианской: [в 16 т.] / Т. 5: История Рима эпохи принципата. Часть 2. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.
Цыпин В., прот. История Европы: дохристианской и христианской: [в 16 т.] / Т. 6: Римская империя и переселение народов. Часть 1. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013.
Цыпин В., прот. История Европы: дохристианской и христианской: [в 16 т.] / Т. 7: Новый Рим — центр вселенной. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016.
Цыпин В., прот. Эпоха гонений. Очерки из истории Древней Церкви. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016.
[31] Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник, 1998.
[32] Асмус В., прот. История Церкви: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 1998.
[33] Захаров Г.Е. История Древней Церкви: IV — первая половина V в.: Учебное пособие. М., 2017. Захаров Г.Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV — начало V вв.). М., 2012 (1-е изд.), 2014 (2-е изд.). Захаров Г.Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
[34] См. статью Кечкин И., иер. О проблемах преподавания церковно-исторических дисциплин в духовных заведениях Русской Православной Церкви // Церковный историк. 2019. Т. 2. № 2. С. 305–313.
The MThA Press Office/Study Committee