Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

монахиня Иулиания (Соколова)

Икона – составная часть жизни Церкви

Икона – составная часть жизни Церкви, основанной на земле Христом Спасителем. Христос же, Глава Церкви, сказал о Себе: Царство Мое не от мира сего. (Ин. 18, 36). И Церковь Христова не от мира сего; ее природа иная, нежели у земного мира. Сущность Церкви Христовой духовна, возвышенна, ее жизнь и дыхание есть Господь и Небесная Церковь, ее назначение – продолжение дела Христова, а Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18, 11). Спасение мира и приуготовление его ко грядущему Царствию Божию есть миссия Церкви на земле.

Такая надмирность ее сущности и цели сообщили и всем внешним проявлениям ее жизни особые формы, совсем непохожие на формы и образы мирские, начиная от внешнего вида храма и кончая самыми малыми предметами церковного обихода. Всё в Церкви приведено в соответствие с ее надмирной природой и всё согласованно служит ее конечной цели – спасению мира.

Икона «Все святые, в земле Русской просиявшие». 1934

Поэтому и искусство Церкви, и в частности изобразительное искусство (а оно занимает значительное место в храме), получило особое направление, совсем особое содержание, а содержание обусловило и совсем иные формы, то есть внешность его. Уже этой необычайностью своих форм Церковь служит спасению человека, напоминая, что есть иной мир и что наша настоящая жизнь — лишь малая ступенька к ожидающей нас будущей жизни. Всеми своими установлениями Церковь еще здесь приоткрывает таинственную завесу вечности и ведет к благодатному общению с Богом, Который есть жизнь и дыхание, пища и питие блаженной вечности. Но начало иной жизни должно быть положено здесь на земле. Одним из таких установлений Церкви является церковное изобразительное искусство.

Росписи алтарной преграды Покровского храма МПДА. 1955 г.

Природа Церкви надмирна, ее жизнь течет выше всего земного, колеблющегося, себялюбивого и страстного; и этой величественной надмирностью с самых первых дней существования Церкви Христовой стали постепенно проникаться все внешние проявления ее жизни, и в частности изобразительное искусство.

Мир духовный невеществен, невидим, обычному восприятию и пониманию недоступен. Ни плотский, ни душевный человек не могут проникать в эту таинственную область, ни тем более черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.

Фрагмент росписи алтарной преграды Покровского храма МПДА

Между тем и здесь изобразительное искусство основывается на зрении. И если обычному художнику необходимо научиться видеть. Чтобы что-то изображать, то и иконописцу надо прозреть в духовной области, ожить в ней, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом – молитвой.

Выдержки из книги «Смысл и содержание иконы» монахини Иулиании (Соколовой)