«Для Лавры наследие древних иконописцев имеет величайшее значение»
В 2022 году православный мир празднует 600-летие обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского. Со знаменательной датой непосредственно связано основание Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Собор, на протяжении веков являясь местом пребывания мощей Игумена земли Русской, значим для нас не только как духовная святыня, — этот удивительный памятник стал и неким камертоном церковного искусства, славящего Господа и святых Его. Особенно ясно это выразилось в сам день великого праздника, когда по милости Божией на два дня в собор вернулась икона Живоначальной Троицы кисти преподобного Андрея Рублёва.
Представляем вашему вниманию интервью с деканом иконописного факультета МДА архимандритом Лукой (Головковым) по случаю 600-летия основания Троицкого собора Лавры и принесения в обитель иконы Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва.
— Отец Лука, расскажите, пожалуйста, о масштабе празднуемых нынче дат в контексте связи Церкви и русской истории.
Троицкий собор — это главная святыня Лавры и великая святыня всей Русской Православной Церкви. Вместе с тем это также важный образец раннемосковского зодчества. Храмовой архитектуры рубежа XIV–XV веков сохранилось очень немного; чаще всего это лишь фрагменты фундамента и стен, поэтому Троицкий собор является важнейшим памятником архитектуры и имеет очень большое историческое значение. Безусловно, собор — живое воплощение почтения и любви к преподобному Сергию. В начале XV века Лавра была полностью разорена, и только любовь к учителю послужила тому, что братия вернулась на прежнее место и восстановила монастырь. Так, с древнейших времен Троицкий собор стал особо почитаемым наследием святого. Конечно же, он является и уникальным памятником фресковой росписи и иконописи. Сейчас мы не имеем росписей времени преподобного Андрея Рублёва, от них практически ничего не сохранилось. Однако мы знаем от исследователей, Сергея Сергеевича Чуракова (советский художник-реставратор. Член Союза художников СССР. — М.Р.) и иных специалистов, что программа росписей XVII века во многом следовала росписям времени Андрея Рублёва. Об этом в первую очередь свидетельствует композиционное решение. Конечно, в последующее время были и нововведения, однако бóльшая часть сюжетов — замысел преподобного Андрея. Не могу не поделиться очень важным для нас событием: совсем недавно в процессе реставрации на северном столбе за иконостасом был обнаружен небольшой фрагмент росписи, посвященной празднику Благовещения, который датируется XV веком и может принадлежать кругу Андрея Рублёва.
Удивительным является и то, что до наших дней дошел в целостности иконостас собора. Конечно, сохранность икон не идеальна, поэтому эти замечательные произведения нуждаются в реставрационных работах и дальнейшем их изучении. Реставрационная мастерская Троице-Сергиевой лавры отреставрировала почти все иконы местного ряда и часть древних икон в самом соборе. В процессе реставрации художнику очень важно суметь увидеть подлинного автора и не испортить его замысел, и я думаю, что наши специалисты обладают этим навыком.
Безусловно, на Андрея Рублёва ориентировались все последующие поколения иконописцев, и мы знаем, что Стоглавый собор 1551 года постановил, что иконы полагается писать в традиции древних греческих мастеров и — Андрея Рублёва. Мы с уверенностью можем говорить о том, что без творчества преподобного Андрея невозможно представить иконописную традицию Москвы.
— Раз уж мы так прицельно заговорили об искусстве, хочется спросить: каков, по Вашему мнению, путь развития современной церковной росписи и архитектуры? И каково влияние наследия Лавры и особенно Троицкого собора?
Новое время и новейшее время, безусловно, отличается многообразием стилистических и художественных направлений как в светском, так и в церковном искусстве. Для Лавры наследие древних иконописцев имеет величайшее значение. Если же мы обратимся к современной истории, для нашей кафедры иконописи факультета иконописи и церковного искусства Московской духовной академии важнейшим является художественный вклад монахини Иулиании (Соколовой): она очень внимательно изучала древнюю икону. Ею расписана Серапионова палата, написаны иконы для иконостаса Никоновского придела Троицкого собора, образ преподобного Сергия, помещенный у раки с мощами, созданы иконы «Собор Русских святых», «Собор святых града Владимира», «Собор Ярославских святых», «Собор святителей, в земле Российской просиявших» и многие другие. Без ее трудов трудно представить нынешний, хорошо знакомый нам облик монастыря.
Хочу подчеркнуть, что изучение древних икон чрезвычайно важно, потому что частью обучения иконописцев является практика копирования и тем самым изучения цвета и композиции, а также создание образов в рамках изучаемой традиции. И, конечно, всегда важно думать о смыслах — ведь иконный образ призван наглядно показывать глубину и красоту Православия. Если говорить об архитектуре, то сейчас зачастую при строительстве храмов обращаются к современным материалам. В Православии сакральное значение имеет образ твердости, вечности и незыблемости. Поэтому и материалы, из которых строится храм, должны соответствовать этой идее. Патриарх Алексий I говорил о том, что в храме не должно быть ничего искусственного, ничто не должно обманывать, всё должно быть по-настоящему: лучше отсутствие золота, чем его имитация.
— Сейчас в храмовой монументальной живописи достаточно явно выделяется тяга к минимализму, как цветовому, так и композиционному. Многие художники и священники говорят о том, что современному человеку тяжело находиться в храме, который изобилует палитрой или имеет полную программу росписей.
Когда мы находимся в древнем храме, на нас не давит большое количество фресок. Всё потому, что в древних произведениях очень правильно расставлены акценты: есть знаковые композиции, есть второстепенные, всё найдено по композиции, цветовому решению. Сейчас говорят: зачем ковровая роспись? Нужно учитывать то, что существует найденное решение, которое проверено веками, начиная с раннехристианских росписей катакомб. Святитель Григорий Нисский говорил, что Бог по природе Своей — художник. А какой Он художник? Он не скупой. Храм — это наш дар Богу. Как мы подадим его? Скупо ли? Разве мы этого хотим? Не обязательно в храме нужно одновременно смотреть на все росписи. Но бывает, например, момент, когда луч солнца попадает на какую-то композицию, и кто-то ее разглядел, и его это поразило и затронуло душу.
— Уже несколько лет Вы являетесь деканом иконописного факультета Московской духовной академии. Какие они, люди, стремящиеся у Вас учиться? И может ли монах или мирской человек, не имеющий художественного образования, учиться иконописи?
К нам приходят разные люди, но большинство — с хорошим художественным образованием. Дело в том, что практически с самого начала обучения мы формируем достаточно высокие требования. Разумеется, всегда есть исключения. Случается и такое, что насельники монастыря или миряне берут частные уроки, стремятся к художественному образованию, и, если у человека действительно есть потенциал, мы принимаем его в группу. Однако бóльшая часть людей приходит уже с определенным уровнем подготовки.
— Ежедневно монастырь посещают сотни и тысячи паломников и туристов. Часть из них приезжает полюбоваться архитектурным комплексом, но всё же подавляющее большинство едет сюда за помощью преподобного Сергия, молитвой и словом священника. Как братия монастыря несет этот духовный подвиг?
Лавра, особенно в XX веке, стала центром окормления православных людей. В советское время далеко не во всяком храме можно было исповедоваться, в Лавре также светскими властями не приветствовалось духовное руководство. Однако священникам нашего монастыря всегда удавалось совершать и Таинство Исповеди. В послевоенное время, после открытия, Троице-Сергиева лавра стала крупнейшим и одним из самых значимых центров духовной жизни России, каковой и является по сей день. Это миссия нашего монастыря.
Беседовала Мария Расторгуева
Фото: Владимир Ходаков
Source: «Монастырский вестник»