Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

Иеромонах Вячеслав (Сорокин)

Академический период жизни митрополита Симона (Новикова)

Представляем вашему вниманию доклад проректора по воспитательной работе МДА иеромонаха Вячеслава (Сорокина), посвященный академическому периоду жизни митрополита Рязанского и Касимовского Симона (1928–2006). Доклад был произнесен на Актовом дне Московской духовной академии 14 октября 2021 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

***

Настоящий доклад посвящен видному церковному иерарху нашего времени, выпускнику Московской духовной академии митрополиту Симону (Новикову). В этом году 1 сентября исполнилось 15 лет со дня кончины владыки. 49 лет тому назад в день Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском академическом храме была совершена епископская хиротония архимандрита Симона во епископа Рязанского и Касимовского. На протяжении 7 лет владыка Симон был инспектором Академии во время ректорства приснопоминаемого епископа Филарета (Вахромеева). Это был золотой век в истории нашей alma mater.

Стоит сразу оговорить, что в докладе будет затронут лишь тот отрезок жизни владыки Симона, когда он был в стенах Московской духовной академии и семинарии, с 1951 по 1972 г. В качестве эпиграфа хотелось бы вынести слова св. ап. Павла из послания к Евреям: «поминайте наставников ваших и подражайте вере их». А также фразу одного из старейших членов нашей корпорации архимандрита Венедикта (Князева). Отец Венедикт тоже преемник владыки Симона, и не только по должности, но и по келье. Кроме этого, он еще застал его инспекторство, будучи семинаристом. Живой носитель традиции — непрерывающаяся связь времен. Эта фраза меня потрясла и заставила о многом задуматься.

Рассказывая о своих студенческих годах и об инспекторе архимандрите Симоне, отец Венедикт сказал: «Для нас он был святым старцем». Об инспекторе, как мне казалось, можно говорить в категориях «строгий», «требовательный», «суровый», ну или, на крайний случай, «добрый», «внимательный», «участливый». Но чтобы как о святом старце, — это никак не укладывалось в моем сознании. Это было слишком.

Владыка Симон, в миру Новиков Сергей Михайлович, родился в 1928 г. в крестьянской семье. Своими благочестивыми родителями был назван Сергием, в честь преподобного Сергия Радонежского. 

Именно так, стандартно, можно было бы начать описание биографии владыки, но позволим самому митрополиту Симону рассказать о себе. 

Владыка поступил в Московскую духовную академию в начале 50-х гг. Если быть более точным, то прошение на зачисление в семинарию Сергеем Новиковым было подано 3 июня 1951 г. Ниже представлены фотографии автобиографии, рекомендации для поступления и прошения. 

На фото владыка еще совсем молодой человек. В 1955 г. Сергей Новиков окончил семинарию, а в 1959 г. по первому разряду окончил Академию.

Вот весьма красноречивые выдержки из документов того времени: 

«За отличные успехи в регентском классе, за руководство пением в десятках и столовой премировать студента 1 курса академии Новикова Сергея в размере 150 рублей из ректорского фонда». 

«Советом Московской духовной академии Сергею присваивается звание регента церковного хора».

6 декабря 1958 г. студент 4 курса Академии Новиков Сергей подал прошение о постриге в монашество.

Руководство Академии ходатайствовало перед Святейшим Патриархом Алексием I, чтобы постриг был совершён Рождественским постом в Покровском академическом храме. 

12 декабря 1958 г. Святейший Патриарх наложил следующую резолюцию на прошение: «Бог благословит с дальнейшим причислением к братству Лавры, поэтому постриг совершить в Лавре отцу-наместнику».

В связи с постригом на Новикова Сергея была написана характеристика инспектором архимандритом Леонидом. 

28 декабря 1958 г. наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) был совершён постриг с наречением имени Симон. В связи с переходом в братию Лавры отца Симона освободили от обязанностей старосты 4 курса Академии и назначили студента Богуту Анатолия.

18 января 1959 г. монах Симон был рукоположен в иеродиакона, а 12 апреля того же года в иеромонаха. Хиротонии были совершены епископом Дмитровским Пименом, будущим Святейшим Патриархом. По окончании Академии отец Симон написал кандидатское сочинение по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на тему «Митрополит Московский Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета».

Будучи оставленным при Академии, он преподавал в различные годы следующие дисциплины: церковный устав, историю Церкви, практическое руководство для пастырей, византологию (по данному предмету составил учебное пособие), а также был наставником у разных курсов. 

27 октября 1965 г. архимандрит Симон был назначен инспектором Московской духовной академии и семинарии и ответственно нес это нелегкое послушание на протяжении 7 лет. За усердные труды ко дню Святой Пасхи в 1967 г. он был удостоен Патриаршей грамоты, а в 1969 г. — права служения Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш».

Ярким примером очень теплых и искренних взаимоотношений между членами корпорации Академии является официальная переписка. Ниже приведено поздравление от профессорско-преподавательской корпорации Академии, адресованное архимандриту Симону. 

Ответ архимандрита Симона был следующий: «Прошу принять сердечную благодарность за всё доброе, истинно христианское, чем окружен был с вашей стороны во всё время пребывания посреди вас, дорогие коллеги».

В то время Академия еще не была такой большой, как сейчас, число учащихся не превышало 200 человек. И отношения между администрацией и учащимися носили, если так можно сказать, семейный, или домашний, характер. Тогда достать духовную литературу было весьма непросто. А обладатель Библии был просто сказочно богатым счастливчиком. С тех времен и существует традиция вручения ректором поступившим студентам Академии Священного Писания.

Во время вечерней самоподготовки студентов архимандрит Симон в подряснике, без рясы и креста мог запросто зайти в класс с книгой поучений аввы Дорофея или какого-то другого святого отца, прочитать ребятам какой-то отрывок, обсудить его, спросить что-то о жизни, ответить на любые вопросы.

В своих воспоминаниях заслуженный профессор нашей Академии Константин Ефимович Скурат также пишет о простоте и доступности отца Симона. 

«Кабинет инспектора был на том месте, где сейчас приемная ректора Академии, — всех ее отделов. Дверь к инспектору никогда не закрывалась. Почти напротив открытой двери стоял стол, за которым и сидел хозяин комнаты. Его можно было видеть на какие-то мгновения, остановиться у двери и взглянуть, что происходит в кабинете. Если там никого нет, a студенту надо что-то сказать или что-то спросить, — ему достаточно только произнести: “Благословите, отец инспектор” или “Благословите, батюшка”. Ответ практически всегда был один: “Входите” или “Пожалуйста”… Инспектор внимательно слушал пришедшего, если было нужно — ставил вопросы. Продолжалась без всякой спешки откровенная, спокойная, добрая беседа — столько времени, сколько было нужно для решения обсуждаемых вопросов. Удивительно, но это факт, не спешили обе стороны и, кажется, во всём успевали! Со стороны можно было подумать, что люди встретились, чтобы не только что-то решить, а просто — по-родному — поговорить. (Было и это.) И мы, действительно, чувствовали, что встречаются очень и очень близкие люди: за столом сидит добрый опытный Наставник, Отец, Брат, а напротив него — тот, кто в скором времени станет помощником начальника или даже сослужителем, соработником, а лучше всего — сомолитвенником… Если инспектор был доволен беседой, то, как правило, отвечал своему посетителю: “Ты, братец, — молодец”. Если не был доволен —  вставлялось: “Не молодец”…  Имело ли это значение для всех? Несомненно! Мы чувствовали, что есть у нас отец или брат, что есть у нас alma mater!.. А как легко быть, жить, работать в таком благостном месте!..»

В своих воспоминаниях об отце Симоне абсолютно все, с кем мне удалось пообщаться, отмечают один весьма примечательный факт — индикатором настроения инспектора была его борода, а точнее, то, каким образом он ее поглаживал. Если внутренней стороной ладони и сверху вниз, то расположение духа благостное и доброжелательное. Если же снизу вверх, то лучше куда-нибудь укрыться от праведного гнева.

Так, владыка Алексий (Поликарпов) рассказывал: «Заходит отец Симон к нам в класс во время вечерних занятий, смотрит на одного нашего товарища и, поглаживая бороду сверху вниз, говорит: “Иван, Вы вчера выпили бутылку пива”. У студента подкашиваются ноги, холодеют руки, перехватывает дыхание в груди, и от страха и растерянности он может выдавить из себя только одно слово “нет”. Отец Симон хмурит брови, начинает гладить бороду снизу вверх и резко бросает фразу “Врешь, братец, три”».

Будучи инспектором, владыка вынужден был принимать решения и об отчислении студентов. Они давались ему очень трудно. Он сильно переживал и жалел отчисляемого. А если всë-таки отчисление происходило, то чувствовал себя виноватым и испытывал недомогание несколько дней. 

14 октября 1972 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Симона во епископа Рязанского и Касимовского. Хиротонию в Покровском академическом храме возглавил митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, будущий Святейший Патриарх.

На этой дате заканчивается академический период отца Симона протяженностью в 21 год и начинается служение владыки Симона на Рязанской земле. 

В завершение статьи приведем поздравительное письмо владыки Филарета (Вахромеева), ректора Московской духовной академии и семинарии, направленное епископу Симону.