В научном журнале Калужской духовной семинарии вышла статья «Триадологическая терминология в святоотеческом богословии: опыт систематизации»
В 2024 г. в Богословско-историческом сборнике, научном журнале Калужской духовной семинарии, в двух частях вышла статья старшего преподавателя кафедры Богословия МДА В.Е. Елиманова и заведующего кафедрой, профессора игумена Адриана (Пашина) на тему: «Триадологическая терминология в святоотеческом богословии: опыт систематизации»[1].
В первой части статьи кратко и в общих чертах рассматривается значение терминов «сущность» и «ипостась» в античной философии и святоотеческом богословии. Было обнаружено, что святые отцы определяют значение термина сущность в четырех значениях: сущность — это 1) субстрат (материя), из которой состоит вещь; 2) Божественные логосы (λόγοι), или иначе Божественные энергии, которые присутствуют в каждой вещи, сообщают и поддерживают её бытие; 3) форма (εἶδος) вещи; 4) общие понятия, охватывающие собой определенный класс предметов. Понятие ипостась в святоотеческом богословии имеет следующие три значения: ипостась — это 1) конкретный предмет или лицо; 2) «то, в чем сущность», или, иначе, «резервуар» сущности; 3) сумма «сущности» и «ипостасных свойств». При определении всех указанных значений понятий сущности и ипостаси святые отцы опирались на учение о сущности и ипостаси в философии Платона, Аристотеля, платоников, перипатетиков, стоиков, неоплатоников. Кроме этого, в статье предлагается обзор терминов «природа» и «лицо» в святоотеческом богословии как синонимов к терминам «сущность» и «ипостась» в определенных контекстах.
Во второй части статьи кратко и в общих чертах рассматривается значение следующих богословских терминов «свойство», «тропос существования», «воля», «гномическая воля», «самовластие», «энергия», «действие». Свойства, энергия (действие) и воля (для личных существ) святыми отцами делятся на природные, ипостасные и случайные, привходящие. «Язык свойств» хорошо показывает, чем одно индивидуальное бытие отличается от другого, а «язык тропоса бытия» позволяет говорить о том, каким образом природа существует внутри ипостаси. Энергия (действие) определяется как движение сущности, а не сущность. Не обладают энергией только небытие. В каждой конкретной ипостаси единая природная энергия раскрывается во множестве тропосов, то есть имеет множество разных проявлений. «Воля» есть один из тропосов природной энергии разумных существ (Бога, человека, ангелов и бесов). Волю отцы определяют как устремленность мыслящей и разумной сущности к желаемому. Гномическая воля — это состояние природной воли (самовластия), которое предполагает постоянное выбирание и, в частности, колебание между добром и злом. Самовластие — это данная нам власть делать то, что зависит от нас; это свобода воли, то есть природная воля, но не свобода выбора, то есть не гномическая воля. Все категории сущего, высказываемые о Боге, указывают на реальности, на нечто реально существующее в Самом Боге, не вносящие, тем не менее, разделение в Боге. Все различия в Боге, описываемые с помощью перечисленных категорий, существуют в Нем реально, именно это позволяет помыслить и выразить эти различия вербально в виде понятий и категорий.
[1] Елиманов В. Е., Адриан (Пашин А. В.), игумен. Триадологическая терминология в святоотеческом богословии: опыт систематизации (часть 1) // Богословско-исторический сборник. 2024. № 1 (32). С. 84-115; Елиманов В. Е., Адриан (Пашин А. В.), игумен. Триадологическая терминология в святоотеческом богословии: опыт систематизации (часть 2) // Богословско-исторический сборник. 2024. № 2 (33). С. 83-106.