Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

Conference "Monastic Theology and the Humanistic Philosophy on the Example of the XI century Byzantine Authors"

December 24, the Greek Christian literature profile of the Philology Department at the Moscow Theological Academy organised a conference "Monastic Theology and the Humanistic Philosophy on the Example of the XI century Byzantine Authors". 

Hegumen Dionisiy (Shlenov), Professor of the Philology Department at the Moscow Theological Academy, started the conference with a report on "St. Nikita Stifatus and Michael Psellus’s views on virtues". In their doctrines, they use similar images from philosophical and patristic traditions, as well as geometric comparisons (circle, line). Stifatus and Psellus’s positions allow a deeper understanding of a state of Byzantine theological and secular culture in the XI century.

В докладе была раскрыта аретология двух авторов XI века — преподобного Никиты Стифата и Михаила Пселла. В учении о добродетелях они пользуются сходными образами из философской традиции (например, понятие о четырех «родовых добродетелях») и патристической традиции (учение святителя Григория Богослова и Ареопагитского корпуса об осиянии Божественным светом), так же как и геометрическими сравнениями (круг, прямая). Однако каждый по-своему интерпретирует понятия и образы: в описаниях преподобного Никиты Стифата можно констатировать приоритет богословия над философией, а у Михаила Пселла, наоборот, — ярко выраженное следование аретологии Аристотеля и неоплатоников Плотина и Порфирия. Различные позиции двух авторов наиболее отчетливо видны на примере разного учения о «родовых добродетелях», которые описываются Михаилом Пселом на четырех уровнях: политические или практические добродетели, очистительные или созерцательные, умные и парадигматические, а преподобным Никитой Стифатом соотносятся со всем человеческим бытием, или с душой, или с высшей частью души — разумом. Позиции Стифата и Пселла позволяют более глубоко представить уровень византийской духовной и светской культуры в XI веке.

Associate Professor Priest Mikhail Zheltov presented "Features of a monastic tonsure rite in the XI century". In his report he compared the Jerusalem and Studite practices and analyzed a gradual formation of these rank: from the initial wearing of monastic attire to the final completed rites of initiation into the ryasophor and the great schema.

Доклад был посвящен рассмотрению различных чинов посвящения в монашеский образ XI века, истории их возникновения. Проводилось сравнение Иерусалимской, Студийской практики пострижения. В докладе был проведен анализ постепенного формирования этих чинов: от изначального ношения монашеской одежды до конечных завершенных чинов посвящения в рясофор и великую схиму. Были рассмотрены прототипы и древнерусских иноческих чинов пострижения XI века. Также иерей Михаил показал, что современный чин малой схимы не имеет древних аналогов, а является, по сути, выборочным сокращением чина великосхимного пострижения.

E.V. Tkachev, Lecturer of the Philology Department, made a presentation gave a report on "Critical Edition of Mikhail Psellus’s Letters", in which he presented a new critical edition of the complete corpus of texts (553 letters, including 500 genuine), published in 2019 in "Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana ".

В докладе было представлено новое критическое издание полного корпуса писем Михаила Пселла (553 письма, включая 500 подлинных), вышедшее в 2019 году в серии  «Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana». Издание подготовил Стратис Папаиоанну, посвятивший изучению эпистолярного наследия Пселла более 20 лет. В докладе были изложены методологические принципы нового издания, а также акцентировано внимание на значении корпуса писем Михаила Пселла для изучения истории Византии в ΧΙ веке и жанра писем в средневизантийский период.

Priest Alexander Larionov, Senior lecturer of the Philology Department, made a presentation on " Michael Psellus’s attitude to monastic Theology in the 11th century." Michael Psellus lived in the era called the birth of Byzantine humanism. He was an encyclopedist and wrote on all types of knowledge including theological works. The research examined various points of view on his theological heritage.

Михаил Пселл жил в эпоху, которую называют зарождением византийского гуманизма. Главный вопрос при изучении богословского наследия Пселла, в чем его богословие отличается от богословия современных ему монахов-мистиков, которых можно назвать представителями протоисихазма: преподобного Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата? Церковная патрологическая наука привыкла противопоставлять Пселла и Никиту Стифата: приверженцев античной философии и созерцателей божественных озарений, византийский гуманизм и христианский мистицизм. Пселл был энциклопедистом, то есть писал по всем существовавшим в то время категориям знания, в том числе оставил и довольно внушительные богословские произведения. В докладе рассматривалось, как относиться к его богословскому наследию, отвергнуть как имеющее горькую примесь языческого философского мудрования и отнести его к категории христианского эллинизма, поместив в одном ряду с осуждëнным учением Иоанна Итала, или же оно достойно принятия и изучения в рамках патрологической науки, по примеру других «эллинизирующих» произведений, как например «Ареопагитик».

V.S. Korobov, a postgraduate student of the Philology Department, presented a topic of “Confrontation between monastic theology and humanistic philosophy on the example of John Ital”, in which he pointed out the difference between Byzantine monasticism and secular Hellenism.

Докладчик обзорно освятил проблему противостояния византийского монашества и светского эллинизма. В монашеской среде настороженно смотрели на попытку очередного синтеза между христианской верой и античной философией. На примере осуждённого в 1082 году византийского философа Иоанна Итала рассматриваются возможные причины анафемы. Помимо доктринальных заблуждений встречаются мнения о политическом подтексте событий и о противлении властей возрождению классической культуры.

Deacon Sergiy Kozhukhov, Associate Professor at the Moscow Theological Academy, gave a report on “The Image of the “Earth” in the writings of St. Simeon the New Theologian and earlier Christian Authors”. The image of the “earth” in patristic literature has rather long history of usage and goes down to Old Testament books. The report presents an analysis of this concept in St. Simeon’s writings and gives a brief look at its use by St. Justin the Martyr, St. Irenaeus of Lyons, Origen, St. Basil the Great, St. Cyril of Alexandria, St. Maximus the Confessor.

Образ «земли» в патристической литературе имеет довольно долгую историю употребления и берет свое начало еще в ветхозаветных книгах. Преподобной Симеон Новый Богослов также использует его в своих многочисленных наставлениях. В докладе представлен анализ данного понятия в трудах преподобного Симеона с кратким взглядом его употребления у святого Иустина Мученика, святителя Иринея Лионского, Оригена, святителя Василия Великого, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Максима Исповедника.

A.G. Nakaidze, a post-graduate student at the Philology Department, finished the session with his report on “St. Nikita Stifatus in Georgian traditions and “About the Firstborn”, an unknown work attributed to Mikhail Psellus”. The report emphasized that Byzantine writing, especially the heritage of the holy fathers and philosophers, had a great influence on Georgian theological literature. It was in the 11th century, approximately 40-50 years after the St. Nikita Stifatus’ works, when first translations appeared in Georgia.

В докладе было подчеркнуто, что византийская письменность, наследие святых отцов и философов служило главным основанием для обогащения грузинской богословской литературы. Грекофильство для мыслителей эпохи XI века византийского гуманизма стало основным ориентиром для развития грузинской культуры. Прекрасное знание классического и византийского греческого языка позволило грузинским переводчикам точно передать смысл богословско-философской литературы этого времени. Во множестве богословско-философских сочинений немалое место уделялось наследию преподобного Никиты Стифата. Именно в XI веке, примерно через 40–50 лет после написания преподобным своих трудов, в Грузии появились первые переводы его основных сочинений.

MThA Press Office