![title image](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2021/04/2021-03-31_17.40.22.png)
Кафедра библеистики МДА провела очередной межвузовский научный семинар
31 марта на интернет-платформе Zoom в рамках межсетевого взаимодействия духовных школ Русской Православной Церкви кафедры библеистики Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Перервинской духовной семинарии провели очередной межвузовский научный семинар.
Тема семинара — «Православная библейская наука и библейская критика».
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2021/04/2021-03-31_17.06.35.png)
Заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев обратился к собравшимся со вступительным словом. Секретарем семинара выступил доцент Академии М.В. Ковшов.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2021/04/2021-03-31_17.58.04.png)
Затем прозвучал научный доклад старшего преподавателя кафедры библеистики МДА кандидата экономических наук П.А. Короткова, поставивший вопросы для дальнейшей дискуссии. Тема доклада — «О значении Предания в понимании Слова Божия в православной и критической парадигме библейского исследования».
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2021/04/2021-03-31_17.09.51.png)
Основное содержание доклада можно суммировать в следующих тезисах:
- Имеются существенные различия в подходах и методах интерпретации Священного Писания в православной и критической парадигме библейской науки. Интегрирование церковных и критических подходов в рамках единой интерпретации Священного текста является одним из главных вызовов для православной библеистики.
- Научные библейские теории, характерные для православной и критической библеистики, не могут притязать на значение точного научного знания. С научной точки зрения с той и другой стороны они является гипотезой, но для православной библеистики эта гипотеза освящена авторитетом Священного Предания Православной Церкви.
- Существующие различия между православным и критическим изучением Священного Писания нельзя понимать, как спор науки и слепой традиции. Его истоки глубже. Речь идёт о религиозных принципах толкования Слова Божия.
- Священное Писание — это не только текст, но и Весть, обращенная к церковной общине.
- Божественный смысл, заключенный в Священном Писании, может быть понятен лишь в свете Церковного Предания.
- Рецепция критических методов православной герменевтикой должна предполагать изучение текста в единстве всего Священного Писания, принимая живую традицию Церкви и подвижничество веры.
- Критическое прочтение Священного Писания, интегрированное в Церковную традицию, предполагает все возможные усилия для постижения его божественного смысла.
- Важнейшей частью современной библеистики является библейская текстуальная критика.
- Отдельным вызовом современности является задача интеграции святоотеческой и критической экзегезы в рамках единого процесса толкования Священного Писания.
- Буквальное прочтение текста Священного Писания в церковной традиции позволяет говорить о наличии нескольких смысловых уровней.
- Рецепция критических методов современной библеистики не должна приводить к потере духовного смысла, появляющегося под воздействием Святого Духа в контексте тайны Воскресения Христова и жизни будущего века.
- Духовный смысл божественного текста не может рассматриваться лишь в качестве добавочного к буквальному смыслу.
- Слово Божие, обращенное ко всему миру, требует постоянной актуализации Библии и ее нового прочтения в свете духовных реалий современного мира, что предполагает определенное предпонимание текста и следование Церковному Преданию.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2021/04/2021-03-31_17.02.38.png)
После прочтения доклада состоялась дискуссия. Был представлен спектр позиций и произошел продуктивный обмен мнениями по вопросам, связанным с интерпретацией Священного Писания и научного знания. Запланировано продолжение обсуждения.
MThA Press Office