Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Кафедра библеистики МДА провела очередной межвузовский научный семинар

31 марта на интернет-платформе Zoom в рамках межсетевого взаимодействия духовных школ Русской Православной Церкви кафедры библеистики Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Перервинской духовной семинарии провели очередной межвузовский научный семинар.

Тема семинара — «Православная библейская наука и библейская критика».

Заведующий библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев  обратился к собравшимся со вступительным словом. Секретарем семинара выступил доцент Академии М.В. Ковшов.

Затем прозвучал научный доклад старшего преподавателя кафедры библеистики МДА кандидата экономических наук П.А. Короткова, поставивший вопросы для дальнейшей дискуссии. Тема доклада — «О значении Предания в понимании Слова Божия в православной и критической парадигме библейского исследования».

Основное содержание доклада можно суммировать в следующих тезисах:

  1. Имеются существенные различия в подходах и методах интерпретации Священного Писания в православной и критической парадигме библейской науки. Интегрирование церковных и критических подходов в рамках единой интерпретации Священного текста является одним из главных вызовов для православной библеистики.
  2. Научные библейские теории, характерные для православной и критической библеистики, не могут притязать на значение точного научного знания. С научной точки зрения с той и другой стороны они является гипотезой, но для православной библеистики эта гипотеза освящена авторитетом Священного Предания Православной Церкви.
  3. Существующие различия между православным и критическим изучением Священного Писания нельзя понимать, как спор науки и слепой традиции. Его истоки глубже. Речь идёт о религиозных принципах толкования Слова Божия.
  4. Священное Писание — это не только текст, но и Весть, обращенная к церковной общине.
  5. Божественный смысл, заключенный в Священном Писании, может быть понятен лишь в свете Церковного Предания.
  6. Рецепция критических методов православной герменевтикой должна предполагать изучение текста в единстве всего Священного Писания, принимая живую традицию Церкви и подвижничество веры.
  7. Критическое прочтение Священного Писания, интегрированное в Церковную традицию, предполагает все возможные усилия для постижения его божественного смысла.
  8. Важнейшей частью современной библеистики является библейская текстуальная критика. 
  9. Отдельным вызовом современности является задача интеграции святоотеческой и критической экзегезы в рамках единого процесса толкования Священного Писания.
  10. Буквальное прочтение текста Священного Писания в церковной традиции позволяет говорить о наличии нескольких смысловых уровней.
  11. Рецепция критических методов современной библеистики не должна приводить к потере духовного смысла, появляющегося под воздействием Святого Духа в контексте тайны Воскресения Христова и жизни будущего века.
  12. Духовный смысл божественного текста не может рассматриваться лишь в качестве добавочного к буквальному смыслу.
  13. Слово Божие, обращенное ко всему миру, требует постоянной актуализации Библии и ее нового прочтения в свете духовных реалий современного мира, что предполагает определенное предпонимание текста и следование Церковному Преданию.

После прочтения доклада состоялась дискуссия. Был представлен спектр позиций и произошел продуктивный обмен мнениями по вопросам, связанным с интерпретацией Священного Писания и научного знания. Запланировано продолжение обсуждения.

Пресс-служба МДА