Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Тринитарный субординационизм Оригена: опыт переосмысления

Алексей Русланович Фокин
Доктор философских наук, профессор Московской духовной академии, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия.
Профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия, 115035, Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1.
Ведущий научный сотрудник Института философии РАН, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1., al-fokin@yandex.ru

Вопросы богословия. 2019. Т. 1. № 1. С. 68-94

doi: 10.31802/2658-7491-2019-1-1-68–94

Аннотация
В статье на основе анализа подлинных (в том числе новооткрытых) греческих сочинений Оригена автор показывает, что в богословии александрийского дидаскала Бог Отец рассматривается как Бог в абсолютном, первичном и изначальном смысле, как «Бог Сам по Себе», обладающий Божественной природой во всей полноте её апофатических и катафатических свойств. Сын–Логос наследует эту природу лишь частично и рассматривается Оригеном как «второй Бог», получивший от Отца «Божество» в более широком смысле и обладающий им «по причастию». Он находится в неравном и подчинённом положении по отношению к Отцу, Который больше и выше Сына не только по Своему нарождённому и изначальному Божеству, но и по силе, могуществу, благости, знанию, почитанию и т. д. Установлено, что у Оригена отсутствует ясная концепция единства Божества и единосущия Отца и Сына, а также недостаточно чётко сформулированы онтологические основания Их единства: его богословие предполагает скорее духовно-нравственное и разумно-волевое единство Отца и Сына, чем единство Их сущности или природы. В связи с этим автор высказывает убеждение в том, что, несмотря на все попытки современных западных учёных пересмотреть тринитарное учение Оригена и представить его как некий «реляционный субординационизм» в духе учения Каппадокийцев, его учение об Отце и Сыне представляет собой онтологический субординационизм, или «субординационизм сущности», сходный с субординационизмом Логоса в отношении к Сущему в системе Филона Александрийского или Ума в отношении к Единому в системе Плотина.

Ключевые слова: Ориген, христианство, неоплатонизм, патристика, догматическое богословие, триадология, субординационизм, Бог, Логос, сущность, ипостась, единосущие.

Библиография
Источники
Alcinous. Epitome doctrinae platonicae / Ed. P. Louis. Paris: Les Belles Lettres, 1945.
Athanasius Magnus. De decretis Nicaene synodi // Athanasius Werke / Hrsg. H. G. Opitz. Berlin: De Gruyter, 1940. Bd. 2.1. S. 1–45.
Athanasius Magnus. Epistulae quattuor ad Serapionem // PG. 26. Col. 529–648.
Clemens Alexandrinus. Stromata // Die griechischen christlichen Schriftsteller / Hrsg. O. Stahlin, L. Fruchtel, Treu. Berlin: Akademie-Verlag, 1960, 1970. Bd. 15, 17, 52.
Gregorius Nazianzenus. Oratio 31 // Gregor von Nazianz. Die fünf theologischen Reden / Hrsg. J. Barbel. Dusseldorf: Patmos-Verlag, 1963. S. 218–276.
Gregorius Nazianzenus. Oratio 39 // PG. 36. Col. 336–360.
Gregorius Nyssenus. Ad Ablabium quod non sint tres dei // Gregorii Nysseni opera / Ed. F. Mueller. Leiden: Brill, 1958. Vol. 3.1. P. 37–57.
Hieronymus. Epistola 124 // PL. 22. Col. 325–1224.
Numenius. Fragments / Ed. E. des Places. Paris: Les Belles Lettres, 1974.
Origenes. Commentarii in Genesim // PG. 12. Col. 92–145.
Origenes. Commentarii in Evangelium Johannis // SC. 120, 157, 222, 290, 385 / Ed. C. Blanc. Paris: Cerf, 1966–1992.
Origenes. Commentarii in Evangelium Matthaei // SC. 162 / Ed. R. Girod. Paris: Cerf, 1970.
Origenes. Commentarii in Epistolam ad Romanos // Journal of Theological Studies, 1912. Vol. 13. P. 210–224; 357–368; Vol. 14. P. 10–22.
Origenes. Contra Celsum // SC. 132, 136, 147, 150 / Ed. M. Borret. Paris: Cerf, 1967–1969.
Origenes. De principiis // Origen. On First Principles / Ed. and transl. J. Behr. Oxford: Oxford University Press, 2017. Vol. 1–2.
Origenes. Fragmenta De principiis. = Justinian. Epistola ad Menam // ACO III. Berlin, 1940.
Origenes. De oratione // Die griechischen christlichen Schriftsteller / Hrsg. P. Koetschau. Leipzig: Hinrichs, 1899. Bd. 3. S. 297–403.
Origenes. Disputatio cum Heracleida // SC. 67 / Ed. J. Scherer. Paris: Cerf, 1960.
Origenes. Fragmenta in Epistolam ad Hebraeos // PG. 14.
Origenes. Homiliae in Jeremiam // SC. 232 / Ed. P. Nautin. Paris: Cerf, 1976.
Origenes. Scholia in Cantica Canticorum // PG. 17. Col. 253–288.
Origenes. Selecta in Numeros // PG. 12. Col. 576–584.
Origenes. Selecta in Psalmos [Dub.] // PG. 12. Col. 1053–1320, 1368–1369, 1388–1389, 1409–1685.
Philo. Quaestiones in Genesim // Les oeuvres de Philon d’Alexandrie / Ed. F. Petit. Paris: Cerf, 1978. Vol. 33.
Photius. Bibliotheca // Photius. Bibliotheque / Ed. R. Henry. Paris: Les Belles Lettres, 1959–1977. Vol. 1–8.
Литература
Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице // Он же. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1. М., 1999.
Фокин А. Р. Учение Оригена о Логосе и логосах // Богословский Сборник ПСТБИ. 2001. № 8. С. 197–226.
Bargeliotes L. Origen’s Dual Doctrine of God and Logos // Theologia. 1972. Vol. 43. P. 202–212.
Behr J. The Formation of Christian Theology 1. The Way to Nicaea. Crestwood, N.Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 2001. P. 163–206.
Berchman R. M. Origen on The Categories. A Study in Later Platonic First Principles // Origeniana Quinta. Papers of the 5th International Origen Congress Boston College, 14–18 August 1989 / Ed. R. J. Daly. Leuven, 1992. P. 231–252.
Brox N. Spiritualität und Orthodoxie. Zum Konflikt des Origenes mit der Geschichte des Dogmas // Pietas. Festschrift für Bernhard Kötting / Hrsg. von E. Dassmann, K. S. Frank. Münster, 1980. S. 140–154.
Bruns Ch. Trinität und Kosmos. Zur Gotteslehre des Origenes. Münster, 2013.
Cignelli L. Giovanni 14.28 nell’esegesi di Origene // Studii Bibilici Franciscani Liber Annuus 1975. Vol. 25. P. 136–163.
Crouzel H. Théologie de l’image de Dieu chez Origène. Paris, 1956.
Crouzel H. Les personnes de la Trinité sont elles de puis sance inégale selon Origène, “Péri Archon” I, 3, 5–8 // Gregorianum. 1976. Vol. 57. P. 109–125.
Crouzel H. Le Christ Sauveur selon Origène // Studia missionalia. 1981. Vol. 30. P. 63–87.
Crouzel H. Origène. Paris, 1985.
Daniélou J. Origène. Paris, 1948.
Edwards M. J. Did Origen Apply the Word Homoousios to the Son? // Journal of Theological Studies. 1998. Vol. 49. Nо. 2. P. 658–670.
Faye E., de. Origène, sa vie, son œuvre, sa pensée. Vol. 3. Paris, 1928.
Fedou M. La sagesse et le monde. Essai sur la christologie d’Origène. Paris, 1995.
Hanson R. P. S. Did Origen Apply the Word Homoousios to the Son? // Idem. Studies in Christian Antiquity. London, 1983. P. 53–70.
Heine R. E. God // The Westminster Handbook to Origen / Ed. J. A. McGuckin. Louisville; London, 2004. P. 106–113.
Heine R. E. Epinoiai // The Westminster Handbook to Origen / Ed. J. A. McGuckin. Louisville; London, 2004. P. 93–95.
Holz H. Über den Begriff des Willens und der Freiheit bei Origenes // Neue Zeitschrift für systematische Theologie und Religionsphilosophie. 1970. Bd. 12. S. 63–84.
Ivánka E., von. Origenes // Idem. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedeln, 1990. S. 99–148.
Kannengiesser Ch. Écriture et Théologie Trinitaire d’Origène // Origeniana Sexta. Actes du Colloquium Origenianum Sextum Chantilly, 30 août – 3 septembre 1993 / Ed. G. Dorival, A. Le Boulluec. Leuven, 1995. P. 351–364.
Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1968.
Lettelier J. Le Logos chez Origène // Revue des sciences philosophiques et théologiques. 1991. Vol. 75. P. 587–612.
Lilla S. R. C. The Neoplatonic Hypostases and the Christian Trinity // Studies in Plato and the Platonic Tradition. Essays Presented to John Whittaker / Ed. M. Joyal. Aldershot, 1997. P. 127–189.
Lowry Ch. W. Origen as Trinitarian // Journal of Theological Studies. 1936. Vol. 37. P. 225–240.
Markschies Ch. Trinitarianism // The Westminster Handbook to Origen / Ed. J. A. McGuckin. Louisville; London, 2004. P. 207–209.
Marcus W. Der Subordinatianismus als historiologisches Phänomen. Ein Beitrag zu unserer Kenntnis von der Entstehung der altchristlichen ‚Theologie’ und Kultur unter besonderer Berücksichtigung der Begriffe OIKONOMIA und THEOLOGIA. München, 1963.
Nemeshegyi P. La Paternité de Dieu chez Origène. Tournai, 1960.
O’Leary J. S. Christianisme et philosophie chez Origène. Paris, 2011.
Prat F. Origène. Le théologien et l’exégète. Paris, 1907.
Pazzini D. Figio // Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere / A cura di A. M. Castagno. Roma, 2000. P. 161–168.
Ramelli I. L. E. Origen’s Anti-Subordinationism and its Heritage in the Nicene and Cappadocian Line // Vigiliae Christianae. 2011. Vol. 65. P. 21–49.
Rist J. M. Eros and Psyche. Studies in Plato, Plotinus and Origen. Toronto, 1964.
Rowe J. N. Origen’s Doctrine of Subordination. A Study in Origen’s Christology. Bern, 1987.
Schadel E. Zum Trinitätskonzept des Origenes // Origeniana Quarta. Die Referate des 4. Internationalen Origeneskongresses Innsbruck, 2–6 September 1985 / Hrsg. L. Lies. Innsbruck, 1987. S. 203–214.
Simonetti M. Dio (Padre) // Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere / A cura di A. M. Castagno. Roma, 2000. P. 118–124.
Simonetti M. Spirito Santo // Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere / A cura di A. M. Castagno. Roma, 2000. P. 450–456.
Simonetti M. Trinità // Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere / A cura di A. M. Castagno. Roma, 2000. P. 459–466.
Trigg J. W. Origen. The Bible and Philosophy in the Third-century Church. Atlanta, 1983.
Williams R. Arius. Heresy and Tradition. Grand Rapids, Michigan; Cambridge, 2002.
Ziebritzki H. Heiliger Geist und Weltseele: das Problem der dritten Hypostase bei Origenes, Plotin und ihren Vorläufern. Tübingen, 1994.

Aleksey R. Fokin
Doctor of Philosophy, Professor of the Theology Department of Moscow Theological Academy, Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad 141300, Russia
Professor of Saints Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Studies, 4/2 Pyatnitskaya Str., Moscow 115035, Russia
Leading Researcher of Institute of Philosophy of Russian Academy of Sciences, 12 Goncharnaya Str., Moscow 109240, Russia, al-fokin@yandex.ru

Theological Questions, vol. 1, no. 1, 2019, pp. 68-94 (In Russian)

doi:

Abstract
The article is based on an analysis of authentic (including some newly discovered) Greek writings by Origen. The author demonstrates that Origen understands God the Father as the God in an absolute, primal and original meaning, as “God as he is”, the one who possesses the divine nature in wholeness of its apophatic and cataphatic properties. The Son-Logos adopts this nature only partially and is viewed by Origen as a “second God”, who receives “divinity” in a broader sense from the Father and possesses it “by the means of communication”.  The Son is unequal and subordinate to the Father, who outranks the Son not only by his unbegotten and primal divinity, but also by his power, benevolence, knowledge, worship etc. According to the author, Origen lacks a clear notion of the unity of God and of the coessentiality of the Father and the Son. Also, Origen is not clear enough formulating ontological grounds for their unity as his theology presumes a kind of unity of the Father and the Son, which is rather spiritual/moral and rational/volitional that based upon unity of their essence or nature. The author therefore is convinced that, regardless of all attempts of modern Western scholars to reassess Origen’s trinitarian teaching presenting it as a “relational subordinationism” agreeable to the Cappadocian Fathers, his teaching on the Father and the Son still is an ontological subordinationism or a “subordinationism of essence”, close to Philo’s subordinationism of the Logos in its relation to Existent or to Plotinus’ subordinationism of the Nous in its relation to the One.

Keywords: Origen, Christianity, Neo-Platonism, patristic studies, dogmatic theology, subordinationism, triadology, God, Logos, essence, hypostasis, coessentiality

References
Bargeliotes, L. “Origen’s Dual Doctrine of God and Logosˮ. Theologia, vol. 43, 1972, pp. 202–212.
Behr, J. The Formation of Christian Theology 1. The Way to Nicaea. Crestwood, N.Y., St. Vladimir’s Seminary Press, 2001, pp. 163–206.
Berchman, R. M. “Origen on The Categories. A Study in Later Platonic First Principlesˮ. Origeniana Quinta. Papers of the 5th International Origen Congress Boston College, 14–18 August 1989, edited by R. J. Daly, Leuven, 1992, pp. 231–252.
Bolotov, V. V.Uchenie Origena o Sv. Troit͡seˮ [“Origen’s Doctrine on Holy Trinityˮ]. Sobranie t͡serkovno-istoricheskikh trudov [Collection of Church Historical Works], vol. 1, Мoscow, 1999. (In Russian)
Brox, N. “Spiritualität und Orthodoxie. Zum Konflikt des Origenes mit der Geschichte des Dogmasˮ. Pietas. Festschrift für Bernhard Kötting, von E. Dassmann, K. S. Frank, Münster, 1980, pp. 140–154.
Bruns, Ch. Trinität und Kosmos. Zur Gotteslehre des Origenes. Münster, 2013.
Cignelli, L. “Giovanni 14.28 nell’esegesi di Origeneˮ. Studii Bibilici Franciscani Liber Annuus, vol. 25, 1975. pp. 136–163.
Crouzel, H. Théologie de l’image de Dieu chez Origène. Paris, 1956.
––– “Les personnes de la Trinité sont elles de puis sance inégale selon Origène, “Péri Archon” I, 3, 5–8ˮ Gregorianum, vol. 57, 1976, pp. 109–125.
––– “Le Christ Sauveur selon Origèneˮ. Studia missionalia, vol. 30, 1981, pp. 63–87.
––– Origène. Paris, 1985.
Daniélou, J. Origène. Paris, 1948.
Edwards, M. J. “Did Origen Apply the Word Homoousios to the Son?ˮ Journal of Theological Studies, vol. 49, nо. 2, 1998, pp. 658–670.
Faye, E., de. Origène, sa vie, son œuvre, sa pensée. Vol. 3, Paris, 1928.
Fedou, M. La sagesse et le monde. Essai sur la christologie d’Origène. Paris, 1995.
Fokin, A. R. Uchenie Origena o Logose i logosakh [Origen’s doctrine on logos and logos]. Bogoslovskiĭ Sbornik PSTBI [Theological Collection PSTBI], no. 8, 2001, pp. 197–226. (In Russian)
Hanson, R. P. S. “Did Origen Apply the Word Homoousios to the Son?ˮ Studies in Christian Antiquity, London, 1983, pp. 53–70.
Heine, R. E. “Godˮ. The Westminster Handbook to Origen, edited by J. A. McGuckin, Louisville; London, 2004, pp. 106–113.
––– “Epinoiaiˮ. The Westminster Handbook to Origen, edited by J. A. McGuckin, Louisville; London, 2004, pp. 93–95.
Holz, H. “Über den Begriff des Willens und der Freiheit bei Origenesˮ. Neue Zeitschrift für systematische Theologie und Religionsphilosophie, 1970, vol. 12, pp. 63–84.
Ivánka, E., von. “Origenesˮ. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter, Einsiedeln, 1990, pp. 99–148.
Kannengiesser, Ch. “Écriture et Théologie Trinitaire d’Origèneˮ Origeniana Sexta. Actes du Colloquium Origenianum Sextum Chantilly, 30 août – 3 septembre 1993, edited by G. Dorival, and A. Le Boulluec. Leuven, 1995, pp. 351–364.
Kelly, J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1968.
Lettelier, J. “Le Logos chez Origèneˮ. Revue des sciences philosophiques et théologiques, vol. 75, 1991, pp. 587–612.
Lilla, S. R. C. “The Neoplatonic Hypostases and the Christian Trinityˮ. Studies in Plato and the Platonic Tradition. Essays Presented to John Whittaker, edited by M. Joyal, Aldershot, 1997, pp. 127–189.
Lowry, Ch. W. “Origen as Trinitarianˮ. Journal of Theological Studies, vol. 37, 1936, pp. 225–240.
Markschies, Ch. “Trinitarianismˮ.  The Westminster Handbook to Origen, edited by J. A. McGuckin, Louisville; London, 2004, pp. 207–209.
Marcus. W. Der Subordinatianismus als historiologisches Phänomen. Ein Beitrag zu unserer Kenntnis von der Entstehung der altchristlichen ‚Theologie’ und Kultur unter besonderer Berücksichtigung der Begriffe OIKONOMIA und THEOLOGIA. München, 1963.
Nemeshegyi, P. La Paternité de Dieu chez Origène. Tournai, 1960.
O’Leary, J. S. Christianisme et philosophie chez Origène. Paris, 2011.
Prat, F. Origène. Le théologien et l’exégète. Paris, 1907.
Pazzini, D. “Figioˮ. Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere, a cura di A. M. Castagno, Roma, 2000, pp. 161–168.
Ramelli, I. L. E. “Origen’s Anti-Subordinationism and its Heritage in the Nicene and Cappadocian Lineˮ. Vigiliae Christianae, vol. 65, 2011, pp. 21–49.
Rist, J. M. Eros and Psyche. Studies in Plato, Plotinus and Origen. Toronto, 1964.
Rowe, J. N. Origen’s Doctrine of Subordination. A Study in Origen’s Christology. Bern, 1987.
Schadel, E. “Zum Trinitätskonzept des Origenesˮ. Origeniana Quarta. Die Referate des 4. Internationalen Origeneskongresses Innsbruck, 2–6 September 1985, L. Lies, Innsbruck, 1987, pp. 203–214.
Simonetti, M. “Dio (Padre)ˮ. Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere, edited by A. M. Castagno, Roma, 2000, pp. 118–124.
––– “Spirito Santoˮ Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere, edited by A. M. Castagno, Roma, 2000, pp. 450–456.
––– “Trinitàˮ Origene. Dizionario. La cultura, il pensiero, le opere, edited by A. M. Castagno, Roma, 2000, pp. 459–466.
Strutwolf, H. Gnosis als System. Zur Rezeption der valentinianischen Gnosis bei Origenes. Göttingen, 1993.
Trigg, J. W. Origen. The Bible and Philosophy in the Third-century Church. Atlanta, 1983.
Williams, R. Arius. Heresy and Tradition. Grand Rapids, Michigan; Cambridge, 2002.
Ziebritzki, H. Heiliger Geist und Weltseele: das Problem der dritten Hypostase bei Origenes, Plotin und ihren Vorläufern. Tübingen, 1994.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: