Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Сборный серебряный оклад Евангелия XVI–XVII вв. из Государственного Русского музея: исследование и атрибуция

Валерий Викторович Игошев
Доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации, 107014, Москва, ул. Гастелло, 44, стр. 1, igoshev.valerij@mail.ru

Вестник церковного искусства и археологии. 2019. Т. 1. №1. С. 160-181

doi:

Аннотация
В статье исследуется серебряный оклад Евангелия из собрания Государственного Русского музея с иконописным изображением Распятия на верхней деревянной крышке. Оклад Евангелия, происходящий из коллекции М. П. Боткина, выполнен в разнообразных техниках и имеет очень редко встречающуюся особенность — иконописное «Распятие» расположено в центральной части верхней крышки в заглублении (ковчеге). Аналогичные оклады Евангелий с иконописными изображениями нередко изготавливались псковскими мастерами в конце XIV–XVI вв. Исследуемый оклад состоит из разновременных серебряных деталей, которые свидетельствуют о его неоднократных переделках и «поновлениях». В центральной части верхней крышки Евангелия на гвоздиках крепятся серебряные золочёные пластины, украшенные надписями и растительным орнаментом, а также — семь узорчатых венчиков, выполненных псковским мастером в середине XVI в. Такие детали изготовлены в технике резьбы (оброна) и заполнены черной эмалью. В это же время сделаны литые детали двух застёжек с кожаными ремнями, скрепляющих деревянные крышки Евангелия. Все эти изящно и тонко исполненные серебряные детали по стилю и технике очень близки к работам псковских мастеров середины XVI в. Вероятно, к XVI в. следует отнести также гладкие накладные серебряные дробницы с гравированными изображениями символов евангелистов и святых. Разновременные дополнения оклада появились при его переделках. Обветшавшие, сломанные или утерянные детали изготавливались заново и заменяли оригинальные части оклада. Во второй половине XVII в. сделаны ажурные серебряные пластины со сканым растительным орнаментом и эмалью, закрывающие поля верхней крышки, выполненные псковским мастером в подражании тонким и изысканным образцам эмали по скани работы псковских мастеров XVI в. Во второй половине XVII в. было сделано утраченное иконописное изображение Распятия с фигурами предстоящих и летящими ангелами. В начале XVIII в. был заменён старый книжный блок на новый, а в XIX в. менялся бархат на нижней и верхней крышке Евангелия. Разнообразие деталей, сделанных в разных техниках на протяжении XVI–XVII–XVIII–XIX вв., свидетельствует о многочисленных ремонтах, и в то же время — бережном отношении к древнейшим деталям оклада книги, сохранившимися до нашего времени.

Ключевые слова: Евангелие, оклад, переплёт, серебряное дело Пскова, скань, эмаль, коллекция М. П. Боткина.

Библиография
Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII вв. / ред.-сост. И. А. Стерлигова. М., 2008.
Древний Псков: альбом / Текст И. С. Родниковой. М., 2006.
Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI–XVIII веков. М., 1997.
Игошев В. В. Исследование и атрибуция орнаментального тиснения на кожаном переплёте Евангелия. (ГИМ, Син. 742) // Хризограф. Вып. 2. М., 2005. С. 109–125.
Игошев В. В. Новгородская церковная утварь XVI–XVII веков: типология, стилистические и технологические особенности // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков / редактор-составитель И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 99–193.
Игошев В. В. Драгоценная церковная утварь XVI–XVII веков: Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009.
Игошев В. В. Серебряные и золотые напрестольные кресты «московского» типа XVI–XVII вв. // Искусство христианского мира. Вып. 11. М., 2009. С. 496–497.
Игошев В. В. Ювелирная мастерская Мишуковых и её связи со старообрядческой традицией // Старообрядчество в России (XVII–XX века). Вып. 4 / ред.-сост. Е. М. Юхименко. М., 2010. С. 637–651.
Игошев В. В. К истории серебряного дела мастерских Московского Кремля: два неизвестных оклада Евангелия XVI века // Материалы и исследования. Вып. XXI. Сборник статей ГММК. М., 2012. С. 265–278.
Игошев В. В. Строгановское художественное серебро XVI‒XVII в. М., 2018.
Игошев В. В. Псковские оклады Евангелий с иконописными изображениями на крышке XIV–XVII вв.: типология, стилистические и технологические особенности // Manuscripta Medievalia: От истории бытования к современной реставрации. К 90-летию Г. З. Быковой (1928–2017). Конференция с международным участием. ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря. Москва, 9–10 июля 2018 г. Тезисы докладов. М., 2018. С. 19–21.
Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и прочаго, снятых фотографом Императорской Академии художеств, Императорского Археологического общества И. Ф. Барщевским. М., 1912.
Коллекции Михаила и Сергея Боткиных. Государственный Русский музей. Каталог выставки (электронный вариант). СПб., 2011. Кат. 149. С. 104.
Лифшиц Л. И. Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного Исторического музея // Хризограф. Вып. 2. М., 2005. С. 94–108.
Малков Ю. Г., диак. Псково-Печерские древности: о некоторых памятниках искусства средневековой Руси в ризнице Псково-Печерского монастыря // Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Т. 2 / сост. К. И. Маслов. М., 2011. С. 55–144.
Опись Новгорода 1617 г. / под общ. ред. В. Л. Янина. Ч. 1–2. М., 1984.
Плешанова И. И. О зверином орнаменте Псковских колоколов и керамид // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968.
Покровский Н. В. Заметки о памятниках псковской церковной старины. М., 1914.
ПостниковаЛосева М. М. Серебряное дело Пскова XVI–XVII веков // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968.
Псковский Государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / Авт.-сост. И. С. Родникова. М., 1981.
Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Кн. 2. М., 2003. С. 207–256.
Родникова И. С. Художественное серебро XVI–XIX века из собрания Псковского музея-заповедника. М., 2013.
Собрание М. П. Боткина. СПб., 1911.
Соловьева И. Д. К истории живописного оклада русских напрестольных Евангелий // Остромирово Евангелие и современные исследования рукописной традиции новозаветных текстов: сб. научных текстов. СПб., 2010. С. 181–190.
Сорокатый В. М. Псковская иконопись первой половины-середины XVI в. // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поствизантийской эпохи. М., 2008. С. 337–352.

Valery V. Igoshev
Doctor of Art, Professor, Leading Researcher of State Research Institute of Restoration, 44/1, Gastello str., Moscow 107014, Russia, igoshev.valerij@mail.ru

Church Art and Archaeology Review, vol. 1, no. 1, 2019, pp. 160-181 (In Russian)

doi:

Abstract
The article reflects the research work of the silver oklad, laid on the Gospel book from the Russian Museum’s collection, with the iconographic depiction of the Crucifixion on the top. Originally, the Gospel cover came from the collection of M.P. Botkin and was made in a variety of techniques. It has a rarely encountered feature: the icon of “Crucifixion” is set in the recess, called «covchèg» (or «ark») located on the top of a book cover. Similar oklads on the Gospel books with the iconographic images were often made by Pskov master jewelers at the end of the XIV–XVI centuries. This oklad consists of different silver parts of different time periods, which testify to its repeated alterations and «improvements.» The central part of the upper board is decorated with gilded silver plates, containing inscriptions, floral ornaments and seven patterned halos. They are made in the middle of 16th century by unknown Pskov jeweler in the technique of carving and decorated with a black enamel. The silver cast parts and pieces of two fasteners with a leather straps are made at the same time period. All these gracefully and finely made details are very similar in style and techniques to the works of the Pskov silversmiths active in the mid–16th century. The silver plaques with images and symbols of the evangelists and Saints engraved on them were made around the same time, but multiple additions and replacements, which were made at different periods appeared during its alterations. Broken or lost pieces were made anew, and they have replaced original, but worn out parts. The openwork silver plates and enameled filigree floral ornaments were made in the second half of the XVII century by the Pskov silversmith in imitation of subtle and exquisite enamel works of the 16th century Pskov masters. The Crucifixion with figures of Saints and flying angels was repainted in the second half of the XVII century. The old book block was replaced with a new one in the beginning of the XVIII century. The velvet, which is covering upper and lower book boards has been changed in the XIX century. Variety of parts were made in different technique styles during XVI – XVII – XVIII – XIX centuries; they show evidence of multiple repairs and, at the same time, show assiduous care for the most ancient pieces of the oklad and the book itself, preserved to our time.

Keywords: Gospel, oklad, book binding, Pskov silversmithing, filigree, enamel, Botkin’s collection.