Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

«Повесть о чудесах архангела Михаила» Пантолеона Диакона как решающий этап формирования культа архангела Михаила в Византии

Ольга Николаевна Афиногенова
Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия. helgaharen@mail.ru

Вестник церковного искусства и археологии. 2019. Т. 1. №1. С. 10-24

doi: 10.31802/2658-5111-2019-1-10-24

Аннотация
Основная цель статьи ― проследить историю отождествления Ангела Господня с архангелом Михаилом и выявить основной этап формирования культа архистратига. Методом сопоставления текста Священного писания, апокрифов и византийских агиографических текстов выявляется чёткая картина влияния апокрифической традиции на византийский культ архангела Михаила. В Ветхом Завете Михаил упомянут по имени всего три раза — в Книге пророка Даниила; в Новом Завете — только однажды в Откровении ап. Иоанна Богослова. Вместе с тем в Священном Писании есть многочисленные упоминания безымянного Ангела Господня. Ориген впервые отождествил князя Михаила из Книги пророка Даниила с архангелом Михаилом, что было воспринято последующей традицией. В апокрифах, однако, почитание Михаила не всегда наделено теми аспектами, которые будут фигурировать в более позднее время. Возможно, то, что почитание Михаила вобрало в себя функции других архангелов, связано с популярной агиографической традицией, посвящённой архистратигу. Первый текст этой традиции, ставший широко распространённым в Византии, — «Чудо в Хонах» (VIII в.). Но наиболее исчерпывающе традиция почитания архангела отражена в «Повести» Пантолеона Диакона (IX в.). Текст демонстрирует окончательное закрепление отождествления безымянного Ангела Господня из Ветхого и Нового Заветов с Михаилом, а также приводит наиболее полное изложение аспектов почитания архангела в Византии.

Ключевые слова: архангел Михаил, византийская агиография, аспект почитания, Ангел Господень, Пантолеон Диакон, традиция, формирование.

Библиография
Источники
Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители / пер. с греческого, предисловие и комментарий Д. Е. Афиногенова. М.: Индрик, 2005.
Пантолеона диакона и хартофилака Великой Церкви Сказание чудес великого и преславного Михаила Архистратига // ВМЧ. 8 ноября. С. 243–282.
Литература
Афиногенова О. Н. Культ архангела Михаила в Византийской империи: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2008.
Афиногенова О. Н. Энкомий Архангелу Михаилу Пантолеона Диакона // Theodoulos: сборник статей памяти И. С. Чичурова / под ред. П. В. Кузенкова, А. А. Войтенко, М. В. Грацианского. М., 2012. С. 45–52.
Афиногенова О. Н. Богомильское сказание об архангеле Михаиле // Ľudová próza na Slovensku v kontexte dejín slavistiky / Ed. Žeňuchová K. Bratislava, 2015. S. 159–165.
Манукян А. М. Западные и Южные врата собора Рождества Богородицы в Суздале как памятник русской художественной культуры кон. XII – 1-й трети XIII века: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Москва, 2013.
Bonnet M. Narratio de miraculo a Micaele Archangelo Chonis patrato. AnBoll, № 8, 1889, pp. 289–307, pp. 289–293.
Denis A.-M., editor. Assumptio Mosis vel Testamentum Mosis. Fragmenta. Fragmenta Pseudepigraphorum quae supersunt Graeca, Pseudepigrapha veteris testamenti Graece. Leiden, Brill, 1970. frag. H. L. 1.
Charlesworth, J. H., editor. “Ethiopic Apocalypse of Enoch: A new transl. and introd.” The Old Testament Pseudepigrapha, Garden City, N. Y., vol. 1., 1983, pp. 5-89;
Malalas, Johannes. Chronographia. Rec. L. Dindolf, Bonn, 1831.
Nickelsburg, George W. E.,  VanderKam James C.1 Enoch: A new transl., edited by Nickelsburg, G. W. E., VanderKam, J. C. Minneapolis, 2004.
Peers G. Apprehending the Archangel Michael: Hagiographic Methods. Byzantine and Modern Greek Studies, no. 20, 1996, pp. 100–121.
Schwarz U. Amalfi im frühen Mittelalter (9.–11. Jh.). Tübingen, 1978.

Olga N. Afinogenova
PhD in History, Senior lecturer of the Department of History and Theory of Church Art of Мoscow Theological Аcademy (MthA), The Trinity Lavra of St. Sergios, Sergiev Posad, 141300, Russia, vydan83@gmail.com, helgaharen@mail.ru

Church Art and Archaeology Review, vol. 1, no. 1, 2019, pp. 10-24 (In Russian)

doi:

Abstract
The main purpose of the paper is to trace the history of the identification of the Angel of the Lord with the Archangel Michael and to identify the main stage in the formation of the cult of the Archangel. By comparing the text of Holy Scripture, apocrypha and Byzantine hagiographic texts, a clear picture of the influence of the apocryphal tradition on the Byzantine cult of Michael the Archangel is revealed. In the Old Testament, Michael is mentioned by name only three times — in the book of Prophet Daniel; in the New Testament — only once in the Revelation of John the Divine. However, in the Bible there are numerous references to the nameless Angel of the Lord. For the first time Origen identified Prince Michael from the book of the Prophet Daniel with the archangel Michael, which was accepted by the following tradition. In the apocrypha, however, the worship of Michael is not always endowed with those aspects that will appear later. Perhaps the fact that the worship of Michael has absorbed the functions of other archangels relates to the popular hagiographic tradition devoted to the archestrategos. The first text of this tradition, which became widespread in Byzantium, was the “Miracle in the Chonae” (8th century). But the most exhaustively tradition of worship the archangel is reflected in the “Narration” of Pantoleon the Deacon (9th century). The text demonstrates the final consolidation of the identification of the nameless Angel of the Lord from the Old and New Testaments with Michael and provides the most complete exposition of the aspects of veneration of the archangel in Byzantium.

Keywords: Archangel Michael, byzantine hagiography, aspect of worship, Angel of the Lord, Pantoleon the Deacon, tradition shaping.

References
Afinogenova, O. N. Kulʹt arkhangela Mikhaila v Vizantiĭskoĭ imperii [The Cult of the Archangel Michael in the Byzantine Empire]. Moscow, 2008. (In Russian)
— “Ėnkomiĭ Arkhangelu Mikhailu Pantoleona Diakona” [“Encomion to Archangel Michael by Pantoleon The Deaconˮ]. Theodoulos: sbornik stateĭ pamiati I. S. Chichurova [Theoduolos: collected articles in memory of I. S. Chichurov], edited by P. V. Kuzenkov, A. A. Voĭtenko, M. V. Gratsianskiĭ, Moscow, 2012, pp. 45–52. (In Russian)
— “Bogomilʹskoe skazanie ob arkhangele Mikhaile” [“Bogomil Apocrupha about Archangel Michaelˮ], Ľudová próza na Slovensku v kontexte dejín slavistiky, edited by Žeňuchová K. Bratislava, 2015, pp. 159–165. (In Russian)
Bonnet, M. “Narratio de miraculo a Micaele Archangelo Chonis patratoˮ [“The story of the miracle performed by the archangel Micaeleˮ]. AnBoll, no. 8, 1889, pp. 289–307, pp. 289–293.
Charlesworth, J. H., editor. “Ethiopic Apocalypse of Enoch: A New Transl. and Introd.. The Old Testament Pseudepigrapha, vol. 1, 1983, pp. 5-89.
Denis, A.-M., editor. “Assumptio Mosis vel Testamentum Mosis. Fragmenta”[“The assumption of Moses and Testament of Moses. Fragmentsˮ]. Fragmenta Pseudepigraphorum quae supersunt Graeca, Pseudepigrapha veteris testamenti Graece [Pseudepigraph fragments that remain Greek, Pseudepigrapha of the Old Testament in Greek], Leiden, Brill, 1970, frag. H. L. 1.
Georgiĭ. igum. Zhitie prepodobnogo ottsa nashego Feodora, arkhimandrita Sikeonskogo [The Life of Theodore of Sykeon]. Translated and commented by D. E. Afinogenov, Indrik, 2005. (In Russian)
Malalas, Johannes. Chronographia. Rec. L. Dindolf, Bonn, 1831.
Manukyan, A. M. Zapadnye i Iuzhnye vrata sobora Rozhdestva Bogoroditsy v Suzdale kak pamiatnik russkoĭ khudozhestvennoĭ kulʹtury kon. XII – 1-ĭ treti XIII veka [The Western and Southern Gates of the Cathedral of the Nativity of the Virgin in Suzdal as a Monument to of Russian Artistic Culture at the End of the 12th and the First Third of the 13th Century]. Moscow, 2013. (In Russian)
Nickelsburg, George W. E.,  VanderKam, James C. 1 Enoch: A New Transl. Edited by Nickelsburg, G. W. E., VanderKam, J. C., Minneapolis, 2004.
“Pantoleona diakona i khartofilaka Velikoĭ Tserkvi Skazanie chudes velikogo i preslavnogo Mikhaila Arkhistratigaˮ [“Pantoleon of the Deacon and Hartophilacus of the Great Church Legend of the Wonders of the Great and Most Glorious Michael Archestrategosˮ]. The Great Menaion Reader by Makariĭ metr., 8 November, pp. 243–282. (In Russian)
Peers, G. “Apprehending the Archangel Michael: Hagiographic Methods”. Byzantine and Modern Greek Studies, vol. 20, 1996, pp. 100–121.
Schwarz, U. Amalfi im frühen Mittelalter [Amalfi in the early Middle Ages]. (9.–11. Jh.). Tübingen, 1978. (In German)