Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Отражение богословия преподобного Иосифа Волоцкого в монументальных программах времени митрополита Макария

Нина Валерьевна Квливидзе
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русского искусства Российского государственного гуманитарного университета, 125993, Москва, Миусская площадь, 6, заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия, ninakvlividze@mail.ru

Вестник церковного искусства и археологии. 2019. Т. 1. №1. С. 26-45

doi: 10.31802/2658-5111-2019-1-26-45

Аннотация
Статья посвящена исследованию иконографической программы росписи парадных Сеней и Золотой палаты ― тронного зала дворца Ивана IV Грозного в Кремле, созданных в середине XVI в. Росписи не сохранились, но их содержание известно по описанию конца XVII в., составленному знаменитым художником Симоном Ушаковым. Автором статьи впервые выявляются литературные источники композиций и их иконографические прототипы, а также устанавливается, что в основе идеологического замысла создателей росписи ― митрополита Макария и его сотрудников, лежит сочинение преподобного Иосифа Волоцкого «Просветитель».

Ключевые слова: церковное искусство, монументальная живопись, программы росписей, богословие, эпоха митрополита Макария, преподобный Иосиф Волоцкий.

Библиография
Асмус В., прот. Происхождение царской власти (К истолкованию I Царств VIII) // Regnum Aeternum. М., Париж, 1996.
Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М., 1884. Ч. 1.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1. М.: Книга, 1990.
Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. VI. Свято-Успенская Почаевская Лавра. 2009.
Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. М.: Институт русской цивилизации, 2011.
Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее литературные параллели // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998.
Квливидзе Н. В. Ветхий Денми. Иконография // Православная энциклопедия. Т. 8. 2004.
Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя») // ТОДРЛ. Т. 38. Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. Л.: Наука, 1985.
Лопяло К. К. К примерной реконструкции Золотой палаты Кремлевского дворца и ее монументальной живописи. // Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 193-198.
Макарий, архим. (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время. М., 1996.
Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972.
Роуленд Д. Две культуры ― один тронный зал // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.: Дмитрий Буланин. 2003.
Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство небесного царя». Некоторые аспекты содержания // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабаря (1896-1990). СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.
Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М., 1901.
Успенский Л. А. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве // Богословие иконы православной церкви. Париж, 1989.
Флайер М. К семиотическому анализу Золотой палаты Московского Кремля // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб.: Дмитрий Буланин. 2003.
Фурноаграфиот, Дионисий. Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иермонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. 1701‒1733 год // Труды Киевской Духовной академии. Киев: Киевская духовная академия, 1868. № 2. С. 269‒315.
Прашков Л. Хрельовата кула. История. Архитектура. Живопис. Софиа, 1973.
Радојчиh С. Фреске Марковог манастира и живот св. Василија Великого // Зборник радова Византолошког института. № 4. Београд. 1956.

Nina V. Kvlividze
PhD in History of Arts, Associate Professor of the Department of Russian Art History Russian State University for the Humanities, 6 Miusskaya Square, Moscow 125993, Russia, Head of the Department of History and Theory of Church Art of Мoscow Theological Аcademy, The Trinity Lavra of St. Sergios, Sergiev Posad 141300, Russia, ninakvlividze@mail.ru

Church Art and Archaeology Review, vol. 1, no. 1, 2019, pp. 26-45 (In Russian)

doi:

Abstract
Article is devoted to a research of the iconographic program of painting of a ceremonial Outer entrance hall and Gold chamber – the throne-room of the palace of Ivan IV Grozny in the Kremlin, created in the middle of the 16th century. Paintings did not remain, but their contents are known according to the description of the famous artist Simon Ushakov made at the end of the 17th century. The author of article for the first time reveals references of compositions and their iconographic prototypes. It is established that at the heart of an ideological plan of creators of painting – the metropolitan Makarios and his employees, the theological work by Saint Joseph of Volotsk “Educator” lies.

Keywords: church art, monumental painting, mural programs, theology, the era of Metropolitan Macarius, St. Joseph Volotsky.

References
Andrew of Caesarea, archbishop. Tolkovanie na Apokalipsis [Interpretation of the Apocalypse], Moscow, 1901. (In Russian)
Asmus, V., archpriest. “Proiskhozhdenie tsarskoĭ vlasti (K istolkovaniiu I Tsarstv VIII)” [“The Origin of the Tsar Power (On the Interpretation of I Samuel VIII)ˮ]. Regnum Aeternum, Moscow, Paris, 1996. (In Russian)
Flyer, M. “K Semioticheskomu Analizu Zolotoj Palaty Moskovskogo Kremlya” [“To the Semiotic Analysis of the Golden Chamber of the Moscow Kremlinˮ]. Drevnerusskoe Iskusstvo. Russkoe Iskusstvo Pozdnego Srednevekov’ya: XVI vek [Ancient Russian Art. Russian Art of the Late Middle Ages: XVI Century], Dmitry Bulanin, 2003. (In Russian)
Furnoagrafiotos, D. “Erminiya, ili Nastavlenie v Zhivopisnom Iskusstve, Sostavlennoe Iermonahom i Zhivopiscem Dionisiem Furnoagrafiotom”[“Yerminia, or Instruction in Pictorial Art Compilated by Hieromonk and Painter Dionysios Furnoagrafiotosˮ]. Trudy Kievskoj Duhovnoj akademii [Proceedings of the Kiev Spiritual Academy], vol. III, 1868. (In Russian)
John Chrysostom, archbishop. Polnoe sobranie tvoreniĭ [The Complete Collection of Works]. Vol. IV, Sviato-Uspenskaia Pochaevskaia Lavra, 2009. (In Russian)
Joseph of Volotsky, Rev. Prosvetitel’ [Illuminator]. Moscow, Institut russkoĭ tsivilizatsii, 2011. (in Russian)
Kochetkov, I. A.“K Istolkovaniyu Ikony ‘Cerkov’ Voinstvuyushchaya’ (‘Blagoslovenno Voinstvo Nebesnogo Carya’)” [“On the Interpretation of the Icon ‘The Church Militant’ (‘Blessed is the Host of the Heavenly King)ˮ]. Works of the Ancient Russian Literature Department, vol. 38, 1985. (In Russian)
Kvlividze, N. V. “Ikona ‘Blagoslovenno voinstvo Nebesnogo Tsaria’ i ee literaturnye paralleli” [“Icon ‘Blessed is the Host of the Heavenly King’ and its Literary Parallelsˮ]. Iskusstvo khristianskogo mira [Art of the Christian World], 2nd issue, Moscow, 1998. (In Russian)
— “Vetkhiĭ Denmi. Ikonografiia” [“Ancient of Days. Iconographyˮ]. Pravoslavnaia ėntsiklopediia [Orthodox encyclopedia], vol. 8, 2004. (In Russian)
Lopialo, K. K. “K primernoĭ rekonstruktsii Zolotoĭ palaty Kremlevskogo dvortsa i ee monumentalʹnoĭ zhivopisi” [“For an Approximate Reconstruction of the Golden Chamber of the Kremlin Palace and its Monumental Paintingˮ]. Moskovskaia shkola zhivopisi pri Ivane IV [Moscow School of Painting under Ivan IV], edited by Podobedova O. I., Moscow, 1972, pp. 193-198. (In Russian)
Podobedova, O. I. Moskovskaia shkola zhivopisi pri Ivane IV [Moscow School of Painting under Ivan IV]. Moscow, 1972. (In Russian)
Prashkov, L. Khrelьovatakula. Istoriia. Arkhitektura. Zhivopis. [Hrellyo’s Tower. Story. Architecture. Painting], Sofia, 1973. (In Bulgarian)
Radojčih, S. “Freske Markovog manastira i život sv. Vasilija Velikogo”[“Frescoes of Markovog Monastery and the Life of St. Vasily the Greatˮ]. Zbornik Radova Vizantoloshkog Institute [Compilation of Works of the Byzantine Institute], № 4, Belgrade, 1956. (In Serbian)
Rowland, D. “Dve kulʹtury ―– odin tronnyĭ zal” [“Two Cultures One Throne Roomˮ]. Drevnerusskoe iskusstvo. Russkoe iskusstvo pozdnego srednevekovʹia: XVI vek [Ancient Russian art. Russian Art of the Late Middle Ages: XVI century], St. Petersburg, Dmitriĭ Bulanin, 2003. (In Russian)
Sorokatyĭ, V. M. “Ikona ‘Blagoslovenno voinstvo nebesnogo tsaria’. Nekotorye aspekty soderzhaniia” [“Icon ‘Blessed is the Host of the Heavenly King’. Some Aspects of the Contentˮ]. Drevnerusskoe iskusstvo. Vizantiya i Drevnyaya Rus’. K 100-letiyu Andreya Nikolaevicha Grabarya [Drevnerusskoe iskusstvo. Vizantiia i Drevniaia Rusʹ. K 100-letiiu Andreia Nikolaevicha Grabaria (1896–1990)], Dmitriĭ Bulanin, 1999. (In Russian)
Uspenskiĭ, L. A. “Moskovskie sobory XVI veka i ikh rolʹ v tserkovnom iskusstve” [“Moscow Cathedrals of the XVI century and their role in church artˮ]. Bogoslovie ikony pravoslavnoĭ tserkvi [Theology of the Icon of the Orthodox Church], Paris, 1989. (In Russian)
Veretennikov, Macariĭ, archim. Moskovskiĭ mitropolit Makariĭ i ego vremia [Moscow Metropolitan Bishop Macarius and his Time]. Moscow, 1996. (in Russian)
Zabelin, I. E. Materialy dlia istorii, arkheologii i statistiki goroda Moskvy [Materials for history, archeology and statistics of the city of Moscow]. Moscow, 1884. (In Russian)
Domashniĭ byt russkikh tsareĭ v XVI i XVII stoletiiakh [Home Life of the Russian Tsars in the XVI and XVII Centuries]. Part I, Kniga, 1990. (In Russian)