Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Деисусный чин иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры: состав, иконография и художественные особенности

Богдан Богданович Гончарук
Магистр богословия, аспирант кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия, bogdanmda@yandex.ru

Вестник церковного искусства и археологии. 2019. Т. 1. № 1. С.

doi:

Аннотация
В статье дан анализ состава, иконографии и художественных особенностей икон деисусного чина иконостаса Троицкого собора. Несмотря на уникальность ансамбля и выдающуюся художественную ценность, комплексного изучения иконостаса не предпринималось, а некоторые данные в существующих исследованиях требуют уточнения, а иногда и выверения. В статье представлен краткий обзор формирования полнофигурного деисуса на Руси, его литургическое основание и эсхатологический контекст. Рассмотрен состав и иконография икон Троицкого деисуса в сравнении с предшествующими комплексами. Сделано предположение о причинах перемещения замыкающих икон деисуса: великомучеников Димитрия Солунского и Георгия относительно предыдущих комплексов. Особое внимание уделяется анализу художественного строя (композиция, колорит) каждой из икон чина. В статье выявлены закономерности некоторых художественных особенностей икон. Автором статьи выявляется прямая связь некоторых художественных и композиционных приёмов (жесты, элементы рисунка фигур, одежд, типология ликов) с ранним «рублёвским» творчеством: фресками Успенского собора Владимира 1408 г., «Звенигородским чином», иконой Св. Троицы. Прослеживается процесс художественной «режиссёрской» работы ведущих мастеров над композицией деисусного чина.

Ключевые слова: Троицкий Собор, Троице-Сергиева Лавра, Андрей Рублёв, XV век, иконостас, ростовой деисусный чин, деисус, Спас в Силах, христианская иконография, история искусства, древнерусское искусство, иконопись.

Литература
Афанасьева Т. И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI–XV вв.). М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2015.
Бетин Л. В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса. // Древнерусское искусство. [Сб. ст. Т. 5.] Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв., М.: Наука, 1970. С. 57‒72.
Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2006.
Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия. Путеводитель по лавре. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012.
Грабарь И. Андрей Рублёв: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918‒1925 гг. // Вопросы реставрации: Сб. ЦГРМ. 1. М., 1926. С. 7‒112.
Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. 2-е изд. 1894. [Репринт:] М., 1993.
Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса // Иконостас. Происхождение — развитие — символика / ред.-сост. A. M. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Квливидзе Н. В. Деисус // Православная энциклопедия. Т. XIV. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 316‒319.
Квливидзе Н. В. Иисус Христос. Иконография. // Православная энциклопедия. Т. XXI. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2009. С. 705‒713.
Кочетков И. А. «Спас в силах»: развитие иконографии и смысл // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1994. С. 45‒68.
Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство. 1966.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство. 1986.
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.
Лелекова О. В. Материалы к изучению иконостаса из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Археология искусства: сборник статей и материалов памяти Ольги Владимировны Лелековой (1932–2015) / сост. Г. И. Вздорнов при уч. Л. А. Лупушор и Е. В. Предеиной. М.: Индрик, 2016. С. 103‒116.
Нерсесян Л. В. Иконы из иконостаса Успенского собора во Владимире // Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника: [Каталог-альбом] / сост. Г. В. Попов, Б. Н. Дудочкин, Н. Н. Шередега. М.: Красная площадь, 2010. С. 242‒246.
Огнев Б. А. Московское зодчество конца XIV и первой трети XV столетия: диссертация // К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря / сост. Е. А. Белов. М.: Лето, 2008. С. 313‒368.
Осташенко Е. Я. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV – первой трети XV века. М.: Индрик, 2005.
Попов Г. В. Андрей Рублев. М.: Северный паломник, 2007.
Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV‒XVI века. М.: Наука, 1979.
Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII ‒ начало XV века. М.: Наука, 1976.
Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса: каталог. М.: Красная площадь, 2004.
Evans H. C., ed. Byzantium: Faithand Power (1261–1557). The Metropolitan Museum of Art, New York, Yale University Press, New Haven and London, 2004.Popova O. Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle. Leningrad, Éditionsd’art Aurore, 1975.

Bogdan B. Goncharuk
MA in Theology, Postgraduate Student of the Department of History and Theory of Church Art of Moscow Theological Academy, Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad, 141300, Russia, bogdanmda@yandex.ru

Church Art and Archaeology Review, vol. 1, no. 1, 2019, pp. (In Russian)

doi:

Abstract
This article analyzes the composition, iconography and artistic features of the icon in the Deesis row the iconostasis of the Holy Trinity Cathedral. Despite the uniqueness of the ensemble and the outstanding artistic value, the iconostasis has not been comprehensively studied, and some in details in the existing research of academics require clarification, and sometimes correction. This article presents a brief overview of the formation of the full-length Deesis in Rus, its liturgical basis and eschatological context. This article deals with the composition and iconography of the icons of the Trinity Deesisrow in comparison with Deesis rows of former times. A theory is also suggested about the reasons for movingthe final icons of Deesis: the martyrs Demetrius Of Thessalonica and George (relative to previous complexes). Special attention is paid to the analysis of the artistic system (composition, colour) of each of the icons in the row. The article reveals patterns of some artistic features in the icons. In the course of analysis by the author revealed a direct link was revealed between some artistic and compositional techniques (gestures, elements of the drawing of figures, garments, typology of the faces), and the early «rublev’s» works: the frescoes of the Dormition Cathedral of Vladimir 1408., the Deesis of Zvenigorod, the icon of the Holy Trinity. The author traces the process of artistic «directive» work of the foremost masters on the composition of the Deesis row of the Holy Trinity Cathedral.

Keywords: The Holy Trinity Cathedral, Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Andrey Rublev, XV century, iconostasis, full-length Deesis row, Christ in Majesty, Christian iconography, art history, old Russian art, iconography.

References
Afanas’eva, T. I. Liturgii Ioanna Zlatousta i Vasiliia Velikogo v slavianskoĭ traditsii (po sluzhebnikam XI–XV vv.) [Liturgy of John Chrysostom and St. Basil the Great in the SlavicTradition (according to the Missals of the 11th – 15th Centuries)]. Moscow, Russkiĭ Fond Sodeĭstviia Obrazovaniiu i Nauke, 2015. (In Russian)
Betin, L. V. “Istoricheskie osnovy drevnerusskogo vysokogo ikonostasa” [“Historical Foundations of Old Russian High Iconostasisˮ]. Drevnerusskoe iskusstvo. Хudozhestvennaia kulʹtura Moskvy i prilezhashchikh k neĭ kniazhestv. XIV–XVI vv. [Artistic Culture of Moscow and the Principalities Adjacent to it XIV–XVI centuries], vol. 5, 1970, pp. 57–72. (In Russian)
Dmitrevskiĭ, I. Istoricheskoe, dogmaticheskoe i tainstvennoe iz”iasnenie Bozhestvennoĭ liturgii [Historical, Dogmatic and Mysterious Explanation of the Divine Liturgy]. 2nd edition, reprint, 1894, Moscow, 1993. (In Russian)
Evans, Helen C., editor. Byzantium: Faith and Power (1261–1557). The Metropolitan Museum of Art, Yale University Press, 2004.
Evseeva, L. M. “Ėskhatologiia 7000 goda i vozniknovenie vysokogo ikonostasa” [“Eschatology of 7000 Years and the Emergence of a High Iconostasis”]. Ikonostas. Proiskhozhdenie — razvitie — simvolika [Iconostasis.Origin — development — symbolism], edited end complied by A. M. Lidov, Moscow, Progress-Traditsiia, 2000. (In Russian)
Golubinskiĭ, E. E. Prepodobnyĭ Sergiĭ Radonezhskiĭ i sozdannaia im Troitskaia lavra: ZHizneopisanie prepodobnogo Sergiia. Putevoditelʹ po lavre [St. Sergius of Radonezh and the Trinity Lavra Created by him: The Biography of St. Sergius; Guide to the Monastery]. Sergiev Posad, Holy Trinity-St. Sergius Lavra, 2012. (In Russian)
Grabarʹ, I. “Andreĭ Rublev: Ocherk tvorchestva khudozhnika po dannym restavratsionnykh rabot 1918‒1925 gg. 19181925” [“Andrei Rublev: Essay on the Artist according to the Restoration Works of 1918–1925”]. Voprosy restavratsii: Sat. CRGR, vol. 1, 1926, pp. 7–112. (In Russian)
Kochetkov, I. A. «Spas v silakh»: razvitie ikonografii i smysl” [“Savior in Forces: The Development of Iconography and Meaning”]. Iskusstvo Drevneĭ Rusi: Problemy ikonografii [Art of Ancient Russia: Problems of Iconography], Moscow, NII teorii i istorii izobraz. iskusstv, 1994, pp. 45–68. (In Russian)
Kvlividze, N. V. “Deisus” [“Deesis”]. Pravoslavnaia ėntsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], vol. XIV, 2006, pp. 316–319. (In Russian)
––– “Iisus Хristos. Ikonografiia” [“Jesus Christ. Iconographyˮ]. Pravoslavnaia ėntsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], vol. XXI, 2009. pp. 705–713. (In Russian)
Lazarev, V. N. Andreĭ Rublev i ego shkola [Andrei Rublev and his School]. Moscow, Iskusstvo, 1966. (In Russian)
––– Istoriia vizantiĭskoĭ zhivopisi [The History of Byzantine Painting]. Moscow, Iskusstvo, 1986. (In Russian)
––– Russkaia ikonopisʹ ot istokov do nachala XVI Veka [Russian Iconography from the Beginnings to the Beginning of the XVI century]. Moscow, Iskusstvo, 2000. (In Russian)
Lelekova, O. V. “Materialy k izucheniiu ikonostasa iz Troitskogo sobora Troitse-Sergievoĭ lavry” [“Materials for the Study of the Iconostasis of the Trinity Cathedral of the Trinity-Sergius Lavra”]. Arkheologiia iskusstva: sbornik stateĭ i materialov pamiati Olʹgi Vladimirovny Lelekovoĭ (1932–2015) [Archeology of Art. Collection of Articles and Materials in Memory of Olga Vladimirovna Lelekova (1932–2015)], comp. by G. I. Vzdornov, L. A. Lupushor, E. V. Predeinoĭ, Moscow, Indrik, 2016, pp. 103–116. (In Russian)
Nersesian, L. V. “Ikony iz ikonostasa Uspenskogo sobora vo Vladimire” [“Icons from the Iconostasis of the Assumption Cathedral in Vladimirˮ]. Andreĭ Rublev. Podvig ikonopisaniia. K 650-letiiu velikogo khudozhnika [Andrey Rublev. Feat Icon Painting. For the 650th Anniversary of the Great Artist], comp. by G. V. Popov, B. N. Dudochkin, N. N. Sheredega, Moscow, Krasnaia ploshchadʹ, 2010, pp. 242–246. (In Russian)
Ognev, B. A. “Moskovskoe zodchestvo kontsa ХIV i pervoĭ treti ХV stoletiia: dissertatsiia”[“Moscow architecture of the end of the XIV and the first third of the XV century. Thesisˮ]. K 600-letiiu Rozhdestvenskogo sobora Savvino-Storozhevskogo monastyria [To the 600th Anniversary of the Nativity Cathedral of the Savvino-Storozhevsky Monastery], complied by E. A. Belov, Moscow, Leto, 2008, pp. 313–368. (In Russian)
Ostashenko, E. Ya. Paleologovskie traditsii v moskovskoĭ zhivopisi kontsa ХIV – pervoĭ treti XV Veka [Paleological Traditions in Moscow Painting of the Late XIV – First Third of the XV Century]. Moscow, Indrik, 2005. (In Russian)
Popov, G. V. Andreĭ Rublev [Andrei Rublev]. Moscow, Severnyĭ palomnik, 2007. (In Russian)
Popov, G. V., Ryndina, A. V. Zhivopisʹ i prikladnoe iskusstvo Tveri XIV–XVI veka [Painting and Applied Art of Tver of the XIV–XVI Centuries]. Moscow, Nauka, 1979. (In Russian)
Popova, O. Les Miniatures Russes du XI-e au XV-e siècle [Russian Minuatures of the 11th to the 15th Centuries]. Leningrad, Éditions d’art Aurore, 1975.
Shchennikova, L. A. Ikony v Blagoveshchenskom sobore Moskovskogo Kremlia. Deisusnyĭ i prazdnichnyĭ riady ikonostasa: katalog [Icons in the Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin. Deesis and Festive Rows of the Iconostasis: Catalog]. Moscow, Krasnaia ploshchadʹ, 2004. (In Russian)
Smirnova, E. S. Zhivopis’ Velikogo Novgoroda. Seredina XIII – Nachalo XV Veka [Painting of Great Novgorod. The Middle of the XIII – the Beginning of the XV Century]. Moscow, Nauka, 1976. (In Russian) Vakhrina, V. I. Ikony Rostova Velikogo [Icons of Rostov the Great]. Moscow, Severnyĭ palomnik, 1970. (In Russian)