Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Учение новомученика Иоанна Попова о совести в контексте нравственного богословия XIX века

Священник Стефан Домусчи, кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Московской духовной академии, декан Миссионерского факультета Российского православного университета, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия, domustchi.stefan@gmail.com

Для цитирования: Домусчи С. A., свящ. Учение новомученика Иоанна Попова о совести в контексте нравственного богословия XIX века// Богословский вестник. 2019. Т. 34. № 3. С. 000–000. doi: 000

Аннотация

Статья посвящена учению о совести одного из самых интересных, самобытных и глубоких исследователей нравственности последней четверти XIX в. — мученику Иоанну Попову. В качестве «почвы», на которой выросло учение профессора И. В. Попова, в статье представлены взгляды на совесть его предшественников: архим. Платона (Фивейского), прот. И. Халколиванова, архим. Гавриила (Голосова), прот. Ф. А. Голубинского, прот. И. Янышева, свт. Иннокентия (Борисова), свт. Феофана Затворника, а также В. С. Соловьева. При обращении к богословию самого Ивана Васильевича, в статье актуализируется рецензия доцента А. И. Введенского — единственное сохранившееся описание кандидатского сочинения И. В. Попова о совести, её сущности и происхождении. Однако основной работой, на которую и было обращено основное внимание, избрана его магистерская диссертация «Естественный нравственный закон». Анализ этой работы позволил утверждать, что И. В. Попов сформулировал глубокое и по-своему уникальное учение о совести. Он не только оригинальным образом соединил рациональное и чувственное с традиционно выделяемыми в ней функциями, но обозначил в ней формальную и содержательную стороны. При этом специфика его исследовательского метода позволила ему соединить в своей работе традицию с творческим, самобытным изложением.

Ключевые слова: нравственное богословие, христианская этика, совесть, новомученик Иоанн Попов.

Библиография

Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1901.

Гавриил (Голосов), архим. Нравственное богословие применительно к программе семинарского курса. Тверь: Типо-лит. Ф.С. Муравьева, 1884.

Гаврюшин Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2011.

Голубинский Ф. А., прот. Умозрительная психология. (Чтения, записанные со слов его студентом академии XIV курса В. Назаревским и др.). М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1871.

Горелик К. В. Этика всеединства в философии Владимира Соловьёва // Материалы международной конференции 14–15 февраля 2003 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. («Symposium»: Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьёва; вып. 32). C. 189–196.

Домусчи С. А. К вопросу о соотношении совести и свободы человека // БВ. 2016. Т. 20–21. С. 101–122.

Иннокентий (Борисов), свт. Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского: в 6 т. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. Т. 6.

Лопухин И. В. Масонские труды. СПб.: Алетейя, 1997.

Макарий Великий, прп. Творения. М.: Паломник, 2002. (Библиотека отцов и учителей церкви).

Платон (Фивейский), архим. Православное нравственное богословие / сост. архим. Платон (Фивейский). М.: Тип. Семена, 1854.

Попов И. В. Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности). Сергиев Посад: 2 тип. А. И. Снегиревой, 1897.

Попов И. В. Св. Иоанн Златоуст и его враги // БВ. 1907. Т. 3. № 12. С. 798–855.

Протоколы Московской духовной академии за 1892 год // БВ. 1893. Т. 1. № 1. С. 125–156.

Русская религиозная антропология. Т. 1: Антология / cост. Н. К. Гаврюшин. М.: Московский философский фонд, МДА, 1997.

Соловьёв В. С. Духовные основы жизни // Соловьёв В. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. СПб.: Просвещение, 1912. Т. 3. С. 301–416.

Соловьев В. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 2. Критика отвлечённых начал. СПб.: Просвещение, 1911.

Сперанский И. П. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания Cеминарии до её преобразования по Уставу 1867 года. Смоленск: Тип. Е. П. Позняковой, 1892.

Фенелон. Бытие Бога, доказанное познанием природы и человека / пер. с франц. М.: Университетская типография, 1809.

Феофан Затворник (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1891.

Халколиванов И., прот. Православное нравственное богословие. Самара: Зем. тип., 1875.

Янышев И. Л., протопр. Православно-христианское учение о нравственности. 2-е изд. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1906.

Hoppe J. I. Das Gewissen: mit Einschluss der Gefühle und der Sitten in ihrer Beziehung zum Gewissen. Regensburg: Verlag von G. J. Manz, 1875.

The Doctrine of the New Martyr John Popov on Conscience in the Context of Moral Theology of the XIX Century

Priest Stephan A. Domuschi, PhD in Theology, PhD in Philosophy, Associate Professor of the Theology Department of Moscow Theological Academy, Dean of the Missionary Faculty of Russian Orthodox University, Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad, 141300, Russia, domustchi.stefan@gmail.com

For citation: Domuschi Stephan A., рriest. “The Doctrine of the New Martyr John Popov on Conscience in the Context of Moral Theology of the XIX Century”. Theological Herald, vol. 34, no. 3, 2019, pp. 000–000. (In Russian) doi:

Abstract. The article is devoted to the doctrine of conscience of one of the most interesting, original and profound researchers of morality of the last quarter of the XIX century — the Martyr John Popov. As the «soil» on which grew the doctrine of Professor I. V. Popova, the article presents the views on conscience of his predecessors: arhim. Plato (Thebes), prot. I. Hualianfa, Archimandrite. Gabriel (vocal), FR. F. A. Golubinsky, prot. I. yanysheva, SVT. Innokenty (Borisov), SVT. Theophanes the Recluse, as well As Vs Solovyov. When referring to the theology of Ivan Vasilyevich himself, the article updates the review of associate Professor A. I. Vvedensky — the only surviving description of the candidate’s work of I. V. Popov on conscience, its essence and origin. However, his master’s thesis «Natural moral law» was chosen as the main work, on which the main attention was paid. The analysis of this work has allowed to claim that I. V. Popov has formulated deep and in own way unique doctrine about conscience. He not only connected the rational and the sensual with the functions traditionally distinguished in it in an original way, but also outlined the formal and substantive sides in it. At the same time, the specificity of his research method allowed him to combine tradition with creative, original presentation in his work.

Keywords: moral theology, Christian ethics, conscience, new Martyr John Popov.

 
References

Bronzov A. A., Nravstvennoe bogoslovie v Rossii v techenie XIX stoletija [Moral theology in Russia during the XIX century], Saint-Peterburg: Tip. A. P. Lopuhina, 1901 (in Russian).

Gavriil (Golosov), arhim.,  Nravstvennoe bogoslovie primenitel’no k programme seminarskogo kursa [Moral theology in relation to the program of the seminar course], Tver’: Tipo-lit. F.S. Murav’eva, 1884 (in Russian).

Gavrjushin N. K., Russkoe bogoslovie. Ocherki i portrety [Russian theology. Essays and portraits], Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskaja duhovnaja seminarija [Nizhny Novgorod theological Seminary], 2011 (in Russian).

Golubinskij F. A., prot., Umozritel’naja psihologij (Chtenija, zapisannye so slov ego studentom akademii XIV kursa V. Nazarevskim i dr.) [Speculative psychology (Read-written with the words of his student Academy XIV V. Nazarevsky, etc.)], Moscow: Univ. tip. (Katkov i K°), 1871 (in Russian).

Gorelik K. V.,“Etika vseedinstva v filosofii Vladimira Solov’jova” [“Ethics of unity in the philosophy of Vladimir Solovyov”], Materialy mezhdunarodnoj konferencii 14–15 fevralja 2003 g. [Proceedings of the international conference 14-15 February 2003],  Saint-Peterburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshhestvo [St. Petersburg philosophical society], 2003. («Symposium»: Minuvshee i neprehodjashhee v zhizni i tvorchestve V. S. Solov’jova [Past and eternal in the life and work of V. S. Solovyov]; vyp. 32), pp. 189–196 (in Russian).

Domuschi S. A.,“K voprosu o sootnoshenii sovesti i svobody cheloveka” [“To the question of the correlation of conscience and human freedom”], Bogoslovskij vestnik [Theological herald],  2016, vol. 20–21, pp. 101–122 (in Russian).

Fenelon, Bytie Boga, dokazannoe poznaniem prirody i cheloveka [The existence of God, proven knowledge of nature and man], Moscow: Universitetskaja tipografija [University printing house], 1809 (Russ. translation).

Feofan Zatvornik (Govorov), svt., Nachertanie hristianskogo nravouchenija [The mark of Christian moralizing], Moscow: Tipo-Litografija I. Efimova, 1891 (in Russian).

Halkolivanov I., prot., Pravoslavnoe nravstvennoe bogoslovie [Orthodox moral theology], Samara: Zemskaja tip, 1875 (in Russian).

Hoppe J. I., Das Gewissen: mit Einschluss der Gefühle und der Sitten in ihrer Beziehung zum Gewissen, Regensburg: Verlag von G. J. Manz, 1875.

Innokentij (Borisov), svt., Sochinenija Innokentija, arhiepiskopa Hersonskogo, v 6 t. [Works of Innocent, Archbishop of Kherson, 6 vol.], Saint-Peterburg: Izd. knigoprodavca I. L. Tuzova, 1908, vol. 6 (in Russian).

Janyshev I. L., protopr., Pravoslavno-hristianskoe uchenie o nravstvennosti [Orthodox-Christian doctrine of morality], Saint-Peterburg: Tip. M. Merkusheva, 21906 (in Russian).

Lopuhin I. V., Masonskie Trudy [Masonic works], Saint-Peterburg: Aletejja, 1997.

Makarij Velikij, prp. Tvorenija [Creations], Moscow: Palomnik, 2002, (Biblioteka otcov i uchitelej cerkvi [Library of Fathers and Teachers of the Church]) (in Russian).

Platon (Fivejskij), arhim., Pravoslavnoe nravstvennoe bogoslovie [Orthodox moral theology], Moscow: Tip. Semena,1854 (in Russian).

Popov I. V.,Estestvennyj nravstvennyj zakon (Psihologicheskie osnovy nravstvennosti) [Natural moral law (Psychological foundations of morality)], Sergiev Posad: 2 tip. A. I. Snegirevoj, 1897 (in Russian).

Popov I. V.,“Sv. Ioann Zlatoust i ego vragi” [“St. John Chrysostom and his enemies”], Bogoslovskij vestnik [Theological herald], 1907, vol. 3, no. 12, pp. 798–855 (in Russian).

“Protokoly Moskovskoj duhovnoj akademii za 1892 god” [“The protocols of the Moscow Theological Academy in 1892”], Bogoslovskij vestnik [Theological herald], 1893, vol. 1. No. 1, pp. 125–156 (in Russian).

Russkaja religioznaja antropologija, vol. 1: Antologija [Russian religious anthropology. Vol. 1: Anthology], N. K. Gavrjushin (comp.), Moscow: Moscow Philosophical Foundation, Moscow Theological Academy, 1997 (in Russian).

Solov’jov V. S.,“Duhovnye osnovy zhizni” [“Spiritual foundations of life”], Polnoe sobranie sochinenij, v 10 t. [Complete works, in 10 vol.],  Saint-Peterburg: Prosveshhenie, 1912, vol. 3, pp. 301–416 (in Russian).

Solov’jov V. S.,“Kritika otvlechjonnyh nachal” [“Criticism of abstract principles”], Polnoe sobranie sochinenij, v 10 t. [Complete works, in 10 vol.], Saint-Peterburg: Prosveshhenie, 1911,vol. 2 (in Russian).

Speranskij I. P., Ocherk istorii Smolenskoj duhovnoj seminarii i podvedomyh ej uchilishh so vremeni osnovanija Ceminarii do ejo preobrazovanija po Ustavu 1867 goda [Essay on the history of the Smolensk theological Seminary and its subordinate schools from the time of Foundation of the Seminary to its transformation under the Charter of 1867], Smolensk: Tip. E. P. Poznjakovoj, 1892 (in Russian).