
Архимандрит Симеон (Томачинский), доцент кафедры филологии Московской духовной академии
«Вот опять пропустил мясоед…» (К вопросу о значении Великого поста в гоголевском творчестве)
Аннотация. Период Великого поста и круг связанных с ним понятий и концептов нашел отображение в творчестве Н. В. Гоголя. В пьесе «Женитьба» одна из первых фраз главного героя дает ключ к пониманию всего произведения. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» структура Великого поста положена в основу композиции книги. Эти и другие примеры дают представление о том значении, которое Гоголь придавал Великому посту.
Не так давно мне довелось сходить в один из московских театров на гоголевскую «Женитьбу». Это была замечательная постановка с фантастической игрой актеров, прекрасными декорациями, замечательной музыкой. Всё вроде бы на месте. Но в самом начале убрали одну маленькую реплику главного героя, жениха Подколёсина: «Вот опять пропустил мясоед». Вроде бы эта фраза совсем незначительная, да и непонятная современным людям. Неужели она несет на себе какое-то важное значение?
Как писал в своей статье, посвященной этой гоголевской комедии, Игорь Алексеевич Виноградов, «сама по себе “Женитьба” — пожалуй, наиболее загадочное произведение писателя. Каких-либо пояснений к этой пьесе, сделанных самим Гоголем, не сохранилось»[1].
Гоголь, как известно, не был женат, и хотя по поводу его сватовства существуют различные версии, но из-под венца он точно не сбегал. Как отмечает И. А. Виноградов, один из возможных прототипов главного героя «Женитьбы» — знаменитый украинский философ Григорий Сковорода. «В 1836 г., в период активной работы над комедией, Гоголь в издаваемом его друзьями “Московском наблюдателе”, по-видимому, прочел любопытный рассказ о Г. С. Сковороде И. И. Срезневского, своего коллеги и единомышленника в изучении украинской старины. В рассказе повествуется о том, как однажды на одном из хуторов между Белгородом и Харьковом странствующий философ влюбился в хуторянку Лёну, а затем — подобно гоголевскому Подколёсину — сбежал от нее прямо из-под венца»[2].
Однако этот эпизод ничего не объясняет в самой пьесе. Почему с таким трудом подготовленная и мастерски срежиссированная Кочкаревым свадьба Подколёсина с Агафьей Тихоновной срывается в самый последний момент? Причем столь конфузным и невероятным образом — бегством жениха в окно? Ведь Подколёсин сам заявил своей невесте: «Да позвольте, сударыня, я хочу, чтобы сей же час было венчанье, непременно сей же час»[3]. Потом вдруг после яркого монолога главный герой неожиданно говорит: «Господи, благослови» — и выпрыгивает в окно. Кажется, что эта своеобразная и не очень уместная молитва выглядит здесь комически.
Однако эта молитва показывает, что на самом деле главный герой, несмотря на весь свой показной энтузиазм с немедленным венчанием, в глубине души осознавал несвоевременность этой свадьбы, ее противоречие церковным правилам. Ведь Подколёсин не случайно предлагал своему другу, Кочкареву, отложить этот вопрос минимум на месяц: «Только не сейчас же; месяц, по крайней мере, нужно дать роздыху»[4]. Но тот решил настоять на своем и выступил в некотором роде инфернальным персонажем, почему и остался в итоге с носом.
По сути, Кочкарев претендовал не просто на роль свахи, а на роль священнодействующего. Вот он соединяет их руки и говорит: «Ну, Бог вас благословит. Согласен и одобряю ваш союз»[5]. По сути, это действия и слова священника, совершающего таинство Венчания. Это претензия на позицию вершителя человеческих судеб, причем нарочито нехристианского, на роль сокрушителя церковных правил и благочестивых народных традиций.
В последний момент главный герой осознает всю противоестественность своего положения и сбегает. Не потому, что он против брака, а потому что этот брак не ко времени. И здесь мы возвращаемся к его вышеупомянутой фразе, прозвучавшей в самом начале пьесы: «Вот опять пропустил мясоед».
В этой реплике во многом — ключ к пониманию произведения. Она означает, что прошел мясоед, время играния свадеб, и настал Великий пост, не очень подходящий для такого рода предприятий. Мясоед начинается после Рождества Христова и продолжается до Сырной недели — подвижного периода, связанного с датой празднования Пасхи и началом Великого поста.
«Время всякой вещи под небом… время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий…», говорится в библейской книге Екклесиаста (Еккл. 3:1, 4–5). Великий пост — это именно время «собирать камни» и время «уклоняться от объятий». Для Гоголя Великий пост представлял собой особенный период года. Есть немало исследований, посвященных разным аспектам этой темы. Можно вспомнить, что и день рождения, и день смерти Гоголя также пришлись на Великий пост. Как уже отмечали исследователи, сама книга «Выбранные места из переписки с друзьями» построена в соответствии с композицией Великого поста[6].
«Выбранные места из переписки с друзьями» отображают главные вехи Великого поста. Начинается гоголевская книга темой смерти и «Завещанием» — это соответствует Вселенской заупокойной субботе перед началом Великого поста. Здесь же Гоголь испрашивает прощения у всех — подобно Прощеному воскресенью накануне поста. Центральной главой книги стало «Просвещение» с лейтмотивом «Свет Христов просвещает всех», который является важнейшим литургическим элементом именно во время Великого поста, на Литургии Преждеосвященных Даров.
Идея пути, по которому движется человек во время Великого поста, приближаясь к горнему Иерусалиму, подчеркивается в самих названиях глав гоголевской книги: «Христианин идет вперед», «Нужно проездиться по России», «Напутствие» и др. Последняя глава «Выбранных мест…» носит название «Светлое Воскресение» и соответствует итоговой точке великопостного пути — празднику Пасхи.
«Выбранные места» последовательно и гармонично отражают каждый значительный момент великопостного пути. Эту скрытую и довольно сложную символическую связь не всегда легко увидеть, однако ее наличие несомненно.
Вот какие слова выписал Гоголь в свою тетрадку «Выбранные места из творений святых отцов и учителей Церкви»: «Пост, будучи древнее самого христианства, всегда существовал в истинной религии. Пост, говорит святой Василий Великий, современен человеческому роду, и первая положительная заповедь, которую Бог дал человеку еще в земном раю, была заповедь воздержания»[7].
Гоголь делает довольно много выписок из святоотеческих творений о значении поста. Вот, например, выписка Гоголя из святителя Иоанна Златоуста: «Когда я говорю о посте, то разумею пост истинный, он состоит не только в воздержании в пище, но и в воздержании от грехов»[8]. А вот выписанная цитата из святителя Василия Великого: «Истинный пост есть воздержание от пороков, обуздание языка, укрощение гнева и страстей, отложение злоречий, лжи, обмана»[9].
В своих письмах друзьям Гоголь не только советовал, а подчас и требовал, чтобы они соблюдали пост, но еще и подробно рассказывал, в чем может заключаться польза от поста. В частности, он пишет В. М. Языкову: «В продолжение говения займись чтением церковных книг. Это чтение покажется тебе трудно и утомительно, примись за него, как рыбак, с карандашом в руке, читай скоро и бегло и останавливайся только там, где поразит тебя величавое, нежданное слово или оборот, записывай и отмечай их себе в материал. <…> Лира твоя наберется там неслыханных миру звуков и, может быть, тронет те струны, для которых она дана тебе Богом»[10]. Это письмо от 1843 г., то есть задолго до «перелома», которым часто объясняют религиозное настроение Гоголя.
Для Гоголя Великий пост не был абстрактной идеей или некоей благочестивой традицией для простого народа, для него это время было периодом особого духовного подъема и особых творческих возможностей.
Литература
Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. Москва: Русская книга, 2004.
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. Москва — Киев: Издательство Московской Патриархии, 2009.
Виноградов И. А. Монолог Н. В. Гоголя в многоголосье «Женитьбы» // Проблемы исторической поэтики. 2018. Т. 16. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monolog-n-v-gogolya-v-mnogogolosie-zhenitby/viewer (дата обращения: 15.06.24)
Воропаев В. А. Чей удел на земле выше? Сватался ли Гоголь к графине Виельгорской? // Гоголь над страницами духовных книг. М.: Макарьевский фонд, 2002.
Симеон (Томачинский), иером. Путеводитель к Светлому Воскресению: Гоголь и его «Выбранные места из переписки с друзьями». М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009.
Источник: Богослов.RU