
Игумен Герасим (Дьячков), доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии
Светлой памяти преподавателя Московской Духовной Академии, заведующего церковно-археологическим кабинетом, помощника ректора по представительской работе протоиерея Николая Резухина (1951–1995)
12 июня 2025 г. исполняется 30 лет со дня трагической кончины преподавателя Московской духовной академии, помощника ректора по представительской работе и заведующего церковно-археологическим кабинетом протоиерея Николая Алексеевича Резухина.

Николай Алексеевич родился 26 февраля 1951 г. в г. Костроме в семье священника и был крещен в первых числах марта в Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы с именем Николая в честь самого почитаемого в русском народе пречестного святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне — это старинный православный храм, который был построен в 1754 г. в стиле провинциального барокко. По местному преданию, престол в алтаре был устроен над сохранившимся к моменту строительства пнем от сосны, на которой явилась Феодоровская икона Пресвятой Богородицы князю Василию Ярославичу.
После переезда семьи на новое место служения родителя в Тульскую епархию Николай Алексеевич в 1958–1968 гг. обучался в средней общеобразовательной школе № 6 г. Тулы. С 1968 по 1974 г. обучался на строительном факультете Тульского государственного политехнического института по специальности «теплоснабжение и вентиляция». Решением Государственной экзаменационной комиссии ему была присвоена квалификация инженера-строителя.

В соответствии с принятой в то время системой распределения выпускников высших учебных заведений Н.А. Резухин был направлен на Урал, в г. Тавду Свердловской области, где с 1974 по 1977 г. работал инженером расчетного отдела в проектно-конструкторском бюро. Вернувшись в Тулу, он по июнь 1979 г. работал в должности инженера производственно-технического отдела в системе строительного управления «Спецстрой» в управлении строительства «Тулгорстрой».
Однако гражданская карьера не могла затмить собой давнюю детскую мечту Николая Алексеевича продолжить дело отца и стать служителем алтаря Господня.
25 июня 1979 г. епископ Тульский и Белевский Герман (Тимофеев) дал Николаю Алексеевичу характеристику с рекомендацией для поступления в Московскую духовную семинарию. Осенью 1979 г. он был принят на учебу в Московскую духовную семинарию и зачислен сразу в 2-й класс.
В 1981 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. Во время учебы нес послушание старосты курса. В октябре 1982 г. в судьбе будущего протоиерея Николая произошло знаменательное событие: он стал сотрудником Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, с деятельностью которого будет связан до конца своей земной жизни. В годы учебы в духовной академии Николай Резухин неоднократно по линии Отдела внешних церковных сношений направлялся в различные заграничные командировки. В апреле 1983 г. принимал участие в II молодежном международном семинаре в Финляндии, в августе того же года в составе делегации духовных школ Русской Православной Церкви принял участие в XI Генеральной ассамблее СИНДЕСМОСа на острове Крит (Греция).

В 1984 г. Николай Алексеевич окончил Академию со степенью кандидата богословия, присужденную ему за успешную защиту диссертации на тему «Афон как центр духовно-культурного возрождения в славянских странах в XIV в.». «Главной заслугой автора сочинения, — как отметил в своей рецензии назначенный советом академии официальный оппонент иеродиакон Алексий (Фролов), (впоследствии — архиепископ Костромской и Галичский), — является то, что он сумел представить широкую и впечатляющую панораму духовной жизни в славянских странах в XIV в. и показать, что обновление и возрождение духовной жизни совершалось под воздействием исихазма и что центром, из которого шло распространение влияния исихазма на славянские страны, был Афон. Все это автор сумел показать с достаточной основательностью и полнотой, включив в работу над темой исследования широкий круг источников и научных статей из периодических изданий».

17 июля 1984 г. новоявленный кандидат богословия был утвержден в должности преподавателя Московской духовной академии и семинарии по сектору заочного обучения.
С сентября 1984 г. — ассистент профессора. 7 октября 1984 г. утвержден в должности помощника инспектора Московской духовной академии. В сентябре 1984 г. по направлению Академии принял участие в устройстве выставки о Русской Православной Церкви в г. Страсбурге (Франция). С 8 по 18 августа находился в составе делегации Московской Патриархии в г. Темпере (Финляндия) и принимал участие в IV Европейской экуменической молодежной конференции.

В 1985 г. в связи с 300-летним юбилеем со дня основания Московской духовной академии Николай Алексеевич Резухин был награжден медалью преподобного Сергия Радонежского II степени.
21 июля 1986 г. ректором Московской духовной академии и семинарии епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен в сан диакона в состоянии целибата, 2 августа того же года тем же архиереем — в сан священника.
С 1 сентября 1986 по 12 ноября 1987 г. — старший помощник инспекторов Академии и семинарии.

В 1989 г. ко дню Святой Пасхи возведен в сан протоиерея. В августе того же года утвержден в должности второго помощника ректора по представительской работе с возложением креста с украшениями. С 21 июня по 6 июля 1989 г. протоиерей Николай Резухин принимал участие в XIII Генеральной Ассамблее СИНДЕМОСа в Бостоне (США). С 26 сентября по 4 октября 1989 г. представлял Московскую духовную школу на международном семинаре «Свидетельство Православия в современном мире» в г. Варшаве (Польша).
В августе 1990 г. назначен заведующим Церковно-археологическим кабинетом, с деятельностью которого был связан еще со времени своего обучения в Академии. Долгое время находясь на этом посту, протоиерей Николай инициировал и совместно с коллективом музея провел серьезную работу по описи экспонатов, привел в соответствие с общими музейными правилами и нормами осуществление контроля за должным состоянием экспонатов в экспозиции и фондах. Особое внимание он уделял систематизации и каталогизации находящихся материалов, находящихся в изофонде Церковно-археологического кабинета. При непосредственном участии отца Николая регулярно происходило обновление группы экскурсоводов, поступавших в музей из состава студентов семинарии и Академии, многие из которых сейчас занимают видное положение в Церкви и с теплотой вспоминают живое участие в их жизни отца Николая.

С 29 января по 3 февраля 1991 г., будучи депутатом Загорского горсовета, находился в составе группы депутатов, командированной в Федеративную Республику Германию для подписания договора об установлении дружественных связей между советским Загорском и западногерманским городом Фульда. Участвуя в сессиях Загорского горсовета, был одним из инициаторов возвращения г. Загорску его исторического названия — «Сергиев Посад», которое состоялось 23 сентября 1991 г. Указом Президиума Верховного совета РСФСР.
В августе 1992 г. отец Николай был освобожден от преподавания уроков литургики во втором классе семинарии. С этого времени ему было поручено чтение лекций по церковной археологии на III и IV курсах Академии.

С 16 по 18 сентября 1993 г. участвовал в круглом столе по религиозному образованию Русской Православной Церкви в качестве руководителя одного из проектов в области религиозного образования и социального служения.
12 июня 1995 г., на второй день праздника Святой Троицы, на 45-м году жизни отец Николай трагически скончался.
На заседании совета Московской духовной академии и семинарии 30 августа 1995 г. ректор Академии Преосвященный епископ Верейский Евгений (Решетников) (ныне — митрополит Таллинский и всея Эстонии) в своем сообщении о кончине отца Николая, в частности, сказал:
«Протоиерей Николай Резухин вел исследовательскую работу в Церковно-археологическом кабинете, внес вклад в реорганизацию его экспозиции, подготовил несколько кандидатов богословия среди выпускников Академии. На всех ступенях своего служения, начиная от преподавания и чтения лекций и кончая внешнепредставительской работой в Академии, протоиерей Николай Резухин проявил свои высокие и редкие профессиональные качества, будучи корректным, исполнительным и ответственным членом корпорации Московских духовных школ в несении возлагавшихся на него различных послушаний».
«Ректорат, преподаватели, студенты и сотрудники Московской духовной академии и семинарии, — сказано в некрологе Московской духовной академии, — с глубоким прискорбием извещают о смерти протоиерея Николая Алексеевича Резухина, помощника ректора Московской духовной академии и семинарии по представительской работе, заведующего Церковно-археологическим кабинетом. <…> Мы искренне скорбим об уходе отца Николая. Он скончался в расцвете лет и творческих сил. Ничто внешне не предвещало его близкой кончины. Но неисповедимы пути Господни и непреложна воля Божия о каждом из нас. Да примет Бог душу его с миром».

14 июня, в день памяти святого мученика Иустина Философа, у гроба с телом почившего в Покровском академическом храме ректором Преосвященным епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным) и членами корпорации была совершена панихида, после которой наставники и учащиеся простились с почившим.
Погребен протоиерей Николай Резухин у алтаря Успенского храма г. Богородицка Тульской области, где до последних дней своей жизни служил настоятелем его отец митрофорный протоиерей Алексий Резухин († 1999).
Сослуживцы отца Николая до сих пор вспоминают о нем как о молодом и энергичном администраторе, замечательном педагоге, одаренном богослове-исследователе, не успевшем, к сожалению, в полной мере раскрыть и реализовать свой редкий и ценный творческий потенциал. Его ценили, любили и уважали за его исключительную интеллигентность, безупречную этикетную культуру, отзывчивость, любезность и вежливость, за его глубокие религиозные убеждения, верность учению, канонам и традиции Святой Православной Церкви, за преданность нашему родному Отечеству. Протоиерей Николай был избран депутатом городского Совета, имел выделенную Горсоветом в центре города однокомнатную квартиру и неизменно каждое утро в достойной и строгой форме с дипломатом в руках приходил в свой кабинет в административном корпусе Академии для исполнения возложенных на него обязанностей. Таким он остался в памяти тех, кто видел его, кто общался с ним, кто имел привилегию слушать его академические лекции.
Царство Небесное и вечная память тебе, добрый служитель Христов и соработник наш на ниве служения Церкви Христовой в Московской духовной академии, дорогой отец Николай!