Архимандрит Платон (Игумнов)
Наша богословская мысль понесла дорогую и невосполнимую утрату
Вечен только Господь, а люди живут и умирают, непрестанно призываясь в вечную жизнь. Но блаженны умирающие те, кто следовал в этой земной жизни за Христом, ибо главное предназначение человека – служение делу Божию на земле.
Почивший профессор нашей Академии Николай Константинович Гаврюшин начал подвизаться в служении делу Божию на земле в самом расцвете своих сил, когда он, молодой ученый, получив высшее филологическое образование, переступил порог Московской духовной академии. Еще раньше он привлекался в Издательский отдел, который возглавлял в то время Высокопреосвященнейший архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев). Это был как бы некий мост для того, чтобы перейти в Московскую духовную академию.
В МДА Николай Константинович читал курс лекций «История русской религиозной мысли». Это был новый курс, который был введен по благословению ректора архиепископа Александра (Тимофеева). Я помню, по своей наивности, спросил владыку Александра: «Почему курс этот называется не история русской философии, а история русской философской мысли?» На это владыка Александр ответил красочной метафорой: «У нас философия одна». Тогда я понял, что он имеет в виду ту идеологическую парадигму, в которой существовала наша Православная Церковь и наше православное богословие.
Николай Константинович имел широкий круг философских интересов. Его интересовала античная философия, философия Средневековья, патристика, философия Нового времени, европейская философия. Но занимался он, главным образом, русской религиозной философией. Высшими авторитетами в его философском воззрении были преподобный Иоанн Дамаскин — величайший ученый и философ своего времени, преподобный Максим Грек, Григорий Сковорода, Хомяков, Киреевские, многие деятели русской философии, которую тоже необходимо считать классической философией, как и древнюю античную философию, и философию классического немецкого идеализма.
Как памятник своих многолетних трудов Николай Константинович оставил собранную им антологию русской философской мысли, где он дал научные комментарии. Этот труд, изданный в двух томах, был тем подарком, которым в течении многих лет благословляли на выпускном акте выпускников Московской духовной академии. Сегодня, когда мы прощаемся с Николаем Константиновичем Гаврюшиным, мы сознаем, что с его кончиной наша богословская мысль, наша Русская Православная Церковь, наша академическая корпорация понесла дорогую и невосполнимую утрату.
Сегодня мы возносим молитвы о упокоении новопреставленного Николая Константиновича Гаврюшина. Мы верим и исповедуем, что Господь Иисус Христос в тайне Своего воплощения, Своего вочеловечения стал самой глубокой, самой существенной, самой непостижимой, самой таинственной, самой сокровенной основой нашего человеческого существования. Каждый человек существует не сам по себе, потому что никто из нас не имеет в самом себе источник жизни и бессмертия, но каждый из нас живет и существует исключительно благодаря причастности к той вечной и духовной основе жизни, которая от вечности была сокрыта в Боге, и которая нам открыта во Христе Иисусе Господе нашем.
Господь Иисус Христос пришел в мир избавить человеческий род от греха, проклятия и смерти. Своей смертью он победил смерть. Своим Воскресением Он открыл двери вечной жизни для каждого верующего в Него. Сегодня мы верим и надеемся, что молитвами Святой Церкви, молитвами святых угодников Божиих, Господь Иисус Христос учинит душу раба Своего, новопреставленного Николая, в селениях праведных и удостоит его Своей небесной Божественной славы, в которой все святые возносят свои благодарения во веки веков. Аминь.
Слово архимандрита Платона (Игумнова) на отпевании профессора Московской духовной академии Николая Константиновича Гаврюшина 16 августа 2019 года