
Николай Васильевич Маслов, доктор богословия, доктор педагогических наук, ректор Московской педагогической академии
Памяти протоиерея Алексия Ширинкина
Протоиерей Алексий Ширинкин принадлежал к замечательной плеяде преподавателей Московской духовной академии второй половины XX века. Именно эти наставники в период жестокой атеистической борьбы с Русской Церковью убедительно показывали не только верующим, но и неверующим силу и духовную красоту Православия; учили будущих пастырей, как хранить христианскую Истину во всей ее чистоте, без примесей человеческих вымыслов, во всей неприкосновенности апостольского и святоотеческого предания.
Отец Алексий поступил в Московскую духовную семинарию в 1957 году в возрасте 18 лет. После окончания семинарии продолжил обучение в Академии, которую окончил в 1965 году с ученой степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Догматическое содержание Евхаристического канона Божественной литургии». С 1967 года более 45 лет преподавал церковное пение в МДА. Составил учебное пособие по церковному пению, которое до сих пор используется студентами. Доцент МДА с 2008 года.
Приоткрывая тайну духовной жизни, духовного мира отца Алексия, прежде всего следует обратиться к тому предмету, на который он направил свои труды. Значение церковного пения огромно. Если икона — это богословие в красках, то церковное пение, по мысли преподобного Максима Исповедника, — это богословие в звуках [1]. «О, если бы все знали, какую глубину богословия заключают церковные песнопения!» — восклицает глубокий знаток богослужения и церковного устава профессор М.Н. Скабалланович [2]. «Общая цель богослужения и церковного пения — возведение ума и сердца к Богу» [3]. «Церковное пение — это язык, которым человек выражает свое благоговение пред Богом» [4]. При этом ничто так не способствует объединению всех членов Церкви, как пение, которое, по мысли Климента Александрийского, пробуждая во всех одни и те же мысли и чувства, «создает общий голос» [5].
Итак, церковное пение — это наиболее воспринимаемое людьми [6] средство богообщения и богопознания, научения истинам веры, а также средство единения членов Церкви.
В области церковного пения Русская Православная Церковь обладает богатейшим количеством церковных распевов (большой знаменный; малый знаменный; киевский; греческий) и напевов (Киево-Печерской лавры, Глинской пустыни, Валаамского монастыря и др.). «Творцами этих распевов были люди высокого религиозного духа, подвижники, одаренные тайной познания божественных звуков» [7]. И именно соединение слов с этими «божественными звуками», возвышенное церковное пение, затрагивает самые глубины нашего существа. Положенные для богослужебных песнопений напевы, будучи правильно исполняемы, не отвлекают внимания от слов, а приковывают к ним [8]. Раскрыть перед студентами это сокровище многостолетнего церковного творчества и научить грамотно использовать его было одной из задач отца Алексия.
«Уставное чтение и пение придают богослужению невыразимую трогательность и задушевность, причем длительность службы становится незаметной и неутомительной» [9]. Люди выходят из храма молитвенно-воодушевленные. Но это бывает только тогда, когда богослужение совершается по уставу, а пение с возвышенно-церковными напевами. Если же пение бывает невнятное, торопливое или, наоборот, растянутое либо в него проникает не молитвенное, а концертно-театральное пение, рассчитанное на внешний эффект, то истинно религиозному человеку не только тяжело переносить такие службы, но подчас даже невыносимо [10].
Даже такой краткий обзор показывает, как важно для жизни Церкви, чтобы в храмах было правильное церковное пение. Именно на это были направлены труды отца Алексия. Он учил тому, как пастырь должен религиозно воспитывать приход через пение хора. «Духовно-нравственный пастырь-молитвенник сам первый почувствует, что во время театрального пения нельзя молиться. Заботясь о молитвенной стороне службы, он, безусловно, должен обратить сугубое внимание на богослужебную уставность и церковность пения» [11].
Отец Алексий преподавал в то время, когда окружающий языческий мир стал усиленно навязывать людям свои безбожные ритмы, свое безнравственное пение. И отец Алексий учил, как в Церкви дать этому истинное противоядие: пение должно быть строго церковным в отношении исполнения предписаний устава и благозвучным. Наставлял, как выбрать репертуар для пробуждения молитвенных чувств. От того насколько правильно он подобран, осмысленно и проникновенно интерпретирован, зависит атмосфера храма, духовно-сердечное расположение верующих и даже спасение их душ [12]. Протоиерей Алексий призывал хранить традиции истинного богопрославления неповрежденными, любить Бога и ближних, Церковь и церковное пение.
Очень важно, что отец Алексий раскрывал, каким должно быть церковное пение, чтобы оказывать благотворное, обновляющее воздействие на души, приучал к благоговейному и трепетному отношению к богослужению. Мне довелось быть с отцом Алексием на Афоне, на Соловках, в других монастырях, где подвизались его ученики, всегда благодарные своему учителю. Однажды подошел к нему монах, низко поклонился и, протянув яблоко, сказал: «Отче! Не знаю, как выразить благодарность за то, как Вы нас учили. Вы дали мне путевку, можно сказать, музыкальную в жизнь. Как монах, ничего не имею. Примите хоть это яблоко, пожалуйста, в знак моей благодарности».
Отец Алексий учил не только петь, но и быть бескорыстным, нестяжательным, учил всему нравственному строю христианской жизни. На него всегда и во всем можно было положиться.
Глубоко осознавая, как важна преемственность в деле воспитания правильного отношения пастыря к церковному пению, отец Алексий очень переживал, когда по досадному недоразумению был отстранен от преподавания. Со слезами на глазах просил одного человека заступиться за него перед ректором. На вопрос: «Почему же вы сами не попросите ректора?» — смиренно отвечал: «Кто я такой, что пойду к ректору». Просил сказать, что готов преподавать бесплатно и не ходить на трапезу в МДА (хотя материальное положение у его семьи было очень сложное). После обращения к начальствующим он был сразу восстановлен в должности. Жизнь этого пастыря свидетельствует о его постоянной готовности пожертвовать всем ради блага Церкви.
Протоиерей Алексий известен как признанный литургист, человек высокой эрудиции и грамотности. Часто к нему обращались с просьбой проверить и исправить курсовые сочинения, диссертации, монографии, так как он был превосходным редактором как богословского содержания текстов, так и их литературного слога. Около восьми лет отец Алексий был ответственным редактором журнала «Пастырь». Много потрудился для того, чтобы публикации этого издания раскрывали определяющее значение пастыря в жизни общества, показывали исторические идеалы пастырского служения, а также примеры жизни и деятельности современных пастырей, содержали ответы на недоуменные вопросы в пастырском служении.
Мне удалось близко узнать отца Алексия после погребения схиархимандрита Иоанна (Маслова), его духовного руководителя, от которого он многое воспринял как замечательного литургиста [13]. Без совета батюшки он ничего не предпринимал. Сорок дней после кончины старца отец Алексий неопустительно приходил на его могилу (на старом кладбище Сергиева Посада) и служил с другими священниками панихиды. Дорога к могиле была тогда совсем не благоустроена, поэтому для ее укрепления привезли несколько машин со щебнем. Отец Алексий вместе с другими развозил щебень на тачках. И с улыбкой (он очень редко улыбался) говорил: «Это мы себе мостим дорогу в Царство Небесное».
Через сорок дней после преставления схиархимандрита Иоанна панихиды у его могилы не реже одного раза в неделю служил архимандрит Феодосий (Бильченко), впоследствии архиепископ Полоцкий и Глубокский. Затем, с 1997 года, более 15 лет бессменно служил панихиды протоиерей Алексий. Многие подходили к нему получить благословение и совет.
Скромность, самоотверженность и преданность были неотъемлемыми чертами характера отца Алексия. Однажды, еще когда отец Иоанн тяжело болел, потребовалось лекарство — оно нашлось у отца Алексия. Как только он услышал, что нужно лекарство, мгновенно оставил все свои дела и в домашней одежде срочно принес его отцу Иоанну. Впоследствии говорил, что обратно «как на крыльях летел», услышав благодарность от батюшки. Ему вообще было свойственно торопиться, и он многое успевал.
Кроме преподавательской деятельности, он был регентом в храме во имя святого пророка Божия Илии, затем и в других храмах города Сергиев Посад. Был также рачительным хозяином. В огороде, в саду умел вырастить прекрасные урожаи. Трудолюбие огромное было у него. В саду, где трудился отец Алексий по благословению отца Иоанна, стояли ульи. Однажды, когда мы были с некоторыми священнослужителями на Афоне, духовник Свято-Пантелеимонова монастыря отец Макарий спросил: «Не хотите ли пойти на огород поработать?» Конечно, мы сразу согласились. Но пока собирались, отец Алексий уже прополол весь лук — быстро и качественно.
Этот ревностный пастырь создал замечательную православную семью. Благодаря ему Церковь и ее праздники, особенно Рождество Христово и Пасха, занимали в домашней жизни центральное место, являясь ее главным содержанием и воспитывающим началом.
Безусловно, отцу Алексию присущи и другие замечательные черты: аскетизм, простота, обязательность, исполнительность, точность, порядочность, молчаливость, внимательность, правдивость, незлобие и многие другие; подробное описание этих качеств ждет своего составителя.
Своим пастырским подвигом, многолетним преподаванием, богословскими трудами и личным примером отец Алексий навсегда вошел в историю Московских духовных школ. Его любовь к церковным традициям побуждает и нас хранить в целости и неприкосновенности истину и силу Православия, в том числе в богослужебном пении. Многочисленные ученики и все знавшие отца Алексия по всей России и далеко за ее пределами хранят о нем благоговейную и благодарную память!
Маслов Н.В., президент фонда святого праведного князя Александра Невского, доктор богословия, доктор педагогических наук, ректор, профессор Московской педагогической академии
[1] Творения преподобного Максима Исповедника. Богословские и аскетические трактаты. Кн. 1. 1993. С. 154.
[2] Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике. М., 2002, С. 12.
[3] Устав Глинской Рождества-Богородицкой пустыни. Отдел I.
[4] Парийский Л.Н., профессор. ЖМП, № 3. 1952 г.
[5] Климент Александрийский. Строматы. Ярославль. 1892.
[6] «Благодаря церковному пению, без сложных наставлений и поучений, Истина овладевает душой» (прот. Сергий Четвериков. Мой отклик. С. 28).
[7] Святейший Патриарх Алексий I. Слова и речи. // Цит. по:. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике. М., 2002. С. 15.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике. М., 2002. С. 15.
[11] Там же. С. 17.
[12] Парийский Л.Н., профессор. О церковном пении.
[13] Лекции по литургике схиархимандрита Иоанна (Маслова) неоднократно переиздавались.