Памяти протоиерея Алексия Ширинкина — Московская духовная академия
Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Николай Васильевич Маслов, доктор богословия, доктор педагогических наук, ректор Московской педагогической академии

Памяти протоиерея Алексия Ширинкина

Протоиерей Алексий Ширинкин принадлежал к замечательной плеяде преподавателей Московской духовной академии второй половины XX века. Именно эти наставники в период жестокой атеистической борьбы с Русской Церковью убедительно показывали не только верующим, но и неверующим силу и духовную красоту Православия; учили будущих пастырей, как хранить христианскую Истину во всей ее чистоте, без примесей человеческих вымыслов, во всей неприкосновенности апостольского и святоотеческого предания.

Отец Алексий поступил в Московскую духовную семинарию в 1957 году в возрасте 18 лет. После окончания семинарии продолжил обучение в Академии, которую окончил в 1965 году с ученой степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Догматическое содержание Евхаристического канона Божественной литургии». С 1967 года более 45 лет преподавал церковное пение в МДА. Составил учебное пособие по церковному пению, которое до сих пор используется студентами. Доцент МДА с 2008 года.

Приоткрывая тайну духовной жизни, духовного мира отца Алексия, прежде всего следует обратиться к тому предмету, на который он направил свои труды. Значение церковного пения огромно. Если икона — это богословие в красках, то церковное пение, по мысли преподобного Максима Исповедника, — это богословие в звуках [1]. «О, если бы все знали, какую глубину богословия заключают церковные песнопения!» — восклицает глубокий знаток богослужения и церковного устава профессор М.Н. Скабалланович [2]. «Общая цель богослужения и церковного пения — возведение ума и сердца к Богу» [3]. «Церковное пение — это язык, которым человек выражает свое благоговение пред Богом» [4]. При этом ничто так не способствует объединению всех членов Церкви, как пение, которое, по мысли Климента Александрийского, пробуждая во всех одни и те же мысли и чувства, «создает общий голос» [5].

Итак, церковное пение — это наиболее воспринимаемое людьми [6] средство богообщения и богопознания, научения истинам веры, а также средство единения членов Церкви.

В области церковного пения Русская Православная Церковь обладает богатейшим количеством церковных распевов (большой знаменный; малый знаменный; киевский; греческий) и напевов (Киево-Печерской лавры, Глинской пустыни, Валаамского монастыря и др.). «Творцами этих распевов были люди высокого религиозного духа, подвижники, одаренные тайной познания божественных звуков» [7]. И именно соединение слов с этими «божественными звуками», возвышенное церковное пение, затрагивает самые глубины нашего существа. Положенные для богослужебных песнопений напевы, будучи правильно исполняемы, не отвлекают внимания от слов, а приковывают к ним [8]. Раскрыть перед студентами это сокровище многостолетнего церковного творчества и научить грамотно использовать его было одной из задач отца Алексия.

«Уставное чтение и пение придают богослужению невыразимую трогательность и задушевность, причем длительность службы становится незаметной и неутомительной» [9]. Люди выходят из храма молитвенно-воодушевленные. Но это бывает только тогда, когда богослужение совершается по уставу, а пение с возвышенно-церковными напевами. Если же пение бывает невнятное, торопливое или, наоборот, растянутое либо в него проникает не молитвенное, а концертно-театральное пение, рассчитанное на внешний эффект, то истинно религиозному человеку не только тяжело переносить такие службы, но подчас даже невыносимо [10].

Даже такой краткий обзор показывает, как важно для жизни Церкви, чтобы в храмах было правильное церковное пение. Именно на это были направлены труды отца Алексия. Он учил тому, как пастырь должен религиозно воспитывать приход через пение хора. «Духовно-нравственный пастырь-молитвенник сам первый почувствует, что во время театрального пения нельзя молиться. Заботясь о молитвенной стороне службы, он, безусловно, должен обратить сугубое внимание на богослужебную уставность и церковность пения» [11].

Отец Алексий преподавал в то время, когда окружающий языческий мир стал усиленно навязывать людям свои безбожные ритмы, свое безнравственное пение. И отец Алексий учил, как в Церкви дать этому истинное противоядие: пение должно быть строго церковным в отношении исполнения предписаний устава и благозвучным. Наставлял, как выбрать репертуар для пробуждения молитвенных чувств. От того насколько правильно он подобран, осмысленно и проникновенно интерпретирован, зависит атмосфера храма, духовно-сердечное расположение верующих и даже спасение их душ [12]. Протоиерей Алексий призывал хранить традиции истинного богопрославления неповрежденными, любить Бога и ближних, Церковь и церковное пение.

Очень важно, что отец Алексий раскрывал, каким должно быть церковное пение, чтобы оказывать благотворное, обновляющее воздействие на души, приучал к благоговейному и трепетному отношению к богослужению. Мне довелось быть с отцом Алексием на Афоне, на Соловках, в других монастырях, где подвизались его ученики, всегда благодарные своему учителю. Однажды подошел к нему монах, низко поклонился и, протянув яблоко, сказал: «Отче! Не знаю, как выразить благодарность за то, как Вы нас учили. Вы дали мне путевку, можно сказать, музыкальную в жизнь. Как монах, ничего не имею. Примите хоть это яблоко, пожалуйста, в знак моей благодарности».

Отец Алексий учил не только петь, но и быть бескорыстным, нестяжательным, учил всему нравственному строю христианской жизни. На него всегда и во всем можно было положиться.

Глубоко осознавая, как важна преемственность в деле воспитания правильного отношения пастыря к церковному пению, отец Алексий очень переживал, когда по досадному недоразумению был отстранен от преподавания. Со слезами на глазах просил одного человека заступиться за него перед ректором. На вопрос: «Почему же вы сами не попросите ректора?» — смиренно отвечал: «Кто я такой, что пойду к ректору». Просил сказать, что готов преподавать бесплатно и не ходить на трапезу в МДА (хотя материальное положение у его семьи было очень сложное). После обращения к начальствующим он был сразу восстановлен в должности. Жизнь этого пастыря свидетельствует о его постоянной готовности пожертвовать всем ради блага Церкви.

Протоиерей Алексий известен как признанный литургист, человек высокой эрудиции и грамотности. Часто к нему обращались с просьбой проверить и исправить курсовые сочинения, диссертации, монографии, так как он был превосходным редактором как богословского содержания текстов, так и их литературного слога. Около восьми лет отец Алексий был ответственным редактором журнала «Пастырь». Много потрудился для того, чтобы публикации этого издания раскрывали определяющее значение пастыря в жизни общества, показывали исторические идеалы пастырского служения, а также примеры жизни и деятельности современных пастырей, содержали ответы на недоуменные вопросы в пастырском служении.

Мне удалось близко узнать отца Алексия после погребения схиархимандрита Иоанна (Маслова), его духовного руководителя, от которого он многое воспринял как замечательного литургиста [13]. Без совета батюшки он ничего не предпринимал. Сорок дней после кончины старца отец Алексий неопустительно приходил на его могилу (на старом кладбище Сергиева Посада) и служил с другими священниками панихиды. Дорога к могиле была тогда совсем не благоустроена, поэтому для ее укрепления привезли несколько машин со щебнем. Отец Алексий вместе с другими развозил щебень на тачках. И с улыбкой (он очень редко улыбался) говорил: «Это мы себе мостим дорогу в Царство Небесное».

Через сорок дней после преставления схиархимандрита Иоанна панихиды у его могилы не реже одного раза в неделю служил архимандрит Феодосий (Бильченко), впоследствии архиепископ Полоцкий и Глубокский. Затем, с 1997 года, более 15 лет бессменно служил панихиды протоиерей Алексий. Многие подходили к нему получить благословение и совет.

Скромность, самоотверженность и преданность были неотъемлемыми чертами характера отца Алексия. Однажды, еще когда отец Иоанн тяжело болел, потребовалось лекарство — оно нашлось у отца Алексия. Как только он услышал, что нужно лекарство, мгновенно оставил все свои дела и в домашней одежде срочно принес его отцу Иоанну. Впоследствии говорил, что обратно «как на крыльях летел», услышав благодарность от батюшки. Ему вообще было свойственно торопиться, и он многое успевал.

Кроме преподавательской деятельности, он был регентом в храме во имя святого пророка Божия Илии, затем и в других храмах города Сергиев Посад. Был также рачительным хозяином. В огороде, в саду умел вырастить прекрасные урожаи. Трудолюбие огромное было у него. В саду, где трудился отец Алексий по благословению отца Иоанна, стояли ульи. Однажды, когда мы были с некоторыми священнослужителями на Афоне, духовник Свято-Пантелеимонова монастыря отец Макарий спросил: «Не хотите ли пойти на огород поработать?» Конечно, мы сразу согласились. Но пока собирались, отец Алексий уже прополол весь лук — быстро и качественно.

Этот ревностный пастырь создал замечательную православную семью. Благодаря ему Церковь и ее праздники, особенно Рождество Христово и Пасха, занимали в домашней жизни центральное место, являясь ее главным содержанием и воспитывающим началом.

Безусловно, отцу Алексию присущи и другие замечательные черты: аскетизм, простота, обязательность, исполнительность, точность, порядочность, молчаливость, внимательность, правдивость, незлобие и многие другие; подробное описание этих качеств ждет своего составителя.

Своим пастырским подвигом, многолетним преподаванием, богословскими трудами и личным примером отец Алексий навсегда вошел в историю Московских духовных школ. Его любовь к церковным традициям побуждает и нас хранить в целости и неприкосновенности истину и силу Православия, в том числе в богослужебном пении. Многочисленные ученики и все знавшие отца Алексия по всей России и далеко за ее пределами хранят о нем благоговейную и благодарную память!

Маслов Н.В., президент фонда святого праведного князя Александра Невского, доктор богословия, доктор педагогических наук, ректор, профессор Московской педагогической академии


[1] Творения преподобного Максима Исповедника. Богословские и аскетические трактаты. Кн. 1. 1993. С. 154.

[2] Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике. М., 2002, С. 12.

[3] Устав Глинской Рождества-Богородицкой пустыни. Отдел I.

[4] Парийский Л.Н., профессор. ЖМП, № 3. 1952 г.

[5] Климент Александрийский. Строматы. Ярославль. 1892.

[6] «Благодаря церковному пению, без сложных наставлений и поучений, Истина овладевает душой» (прот. Сергий Четвериков. Мой отклик. С. 28).

[7] Святейший Патриарх Алексий I. Слова и речи. // Цит. по:. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике. М., 2002. С. 15.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике. М., 2002. С. 15.

[11] Там же. С. 17.

[12] Парийский Л.Н., профессор. О церковном пении.

[13] Лекции по литургике схиархимандрита Иоанна (Маслова) неоднократно переиздавались.