Диакон Дионисий Макаров, Пётр Максимович Максимов
Отражение учения святителя Тихона Задонского об уме и сердце в творчестве Ф. М. Достоевского
Аннотация. Личность и письменное наследие свт. Тихона Задонского — одного из самых цитируемых святых Русской Православной Церкви XVIII в. — оказали значительное влияние на развитие русского богословия, а также русской культуры и литературы, в частности особое значение они имеют для творчества Ф. М. Достоевского. Великий писатель был знаком с жизнеописанием и творениями свт. Тихона Задонского, опирался на его творения при создании своих произведений. В статье рассматривается влияние личности и письменного наследия свт. Тихона на творчество писателя, в частности, какое влияние могло оказать наследие Преосвященного Тихона на понимание и художественное изображение Ф. М. Достоевским человеческих ума и сердца.
Введение
В 2022 г. исполнилось двести лет со дня рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, которого по праву называют «исследователем русской души»[1]. Его воцерковленность уже ни у кого не вызывает сомнений: «Сегодня бесспорным фактом является то, что Достоевский был православным христианином, жившим полной церковной жизнью»[2].
Великий писатель уже более полутора веков является одним из самых известных и востребованных духовных проводников на пути человека к Богу. Соответствующий интерес к его творчеству сложился еще при жизни, не ослабевает он и после его смерти. Интерес этот вызван тем, что, как справедливо отметил один из исследователей творчества Ф. Достоевского, читатель, «обращаясь к русской классике, ждет от нее ответов на самые насущные вопросы сегодняшнего дня»[3], а в произведениях именно этого классика русской литературы содержатся ответы, полученные им как на собственном опыте, так и в результате художественного осмысления различных жизненных вопросов и экзистенциальных коллизий. В своих произведениях Фёдор Михайлович ищет решения не только социальных, философских и психологических проблем современного ему общества, но и вечных духовных вопросов бытия человека. В этой связи интересно замечание сербского святого XX в. прп. Иустина (Поповича), который писал, в частности, что великий писатель «…на личном опыте освоил богочеловеческий православный образ жизни и мышления. Достоевский сделал это со всеусердием, и его мучительный подвиг был вознагражден решением вековечных, “проклятых” вопросов»[4]. Именно поэтому оставленное им наследие имеет непреходящее значение. Также, говоря о познании мира и человека через литературу в целом, нужно понимать, что художественная литература — это отражение действительности в художественных образах, а творчество Ф. Достоевского — это также и отражение духовной борьбы добра и зла, происходящей в уме и сердце человека, что актуально для православного христианина и особенно важно для будущего пастыря как в плане личного самосовершенствования, так и в перспективе будущего пастырского окормления (душепопечения).
1. Проблема ума и сердца в творчестве Ф. М. Достоевского
Как уже отмечалось выше, творчество великого писателя в значительной степени посвящено вечным духовным проблемам бытия человека. Взаимоотношениям ума и сердца отводится важнейшее место в его произведениях. Ф. Достоевский с юности жил вопросами бытия человека, переживал их в своем сердце. Один из них занимал его разум уже в восемнадцатилетнем возрасте (а возможно, и раньше), а именно «тайна человека»: «Душа моя недоступна прежним бурным порывам. Всё в ней тихо, как в сердце человека, затаившего глубокую тайну; учиться, “что значит человек и жизнь”, — в этом довольно успеваю я; учить характеры могу из писателей, с которыми лучшая часть жизни моей протекает свободно и радостно; более ничего не скажу о себе. Я в себе уверен. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»[5].
В этих строках письма 1839 г., адресованного брату Михаилу, с которым Фёдор Достоевский всегда делился самым сокровенным, обозначаются главные смыслы развития его творчества. Примечательно, что, по мнению А. М. Буланова, «“тайна человека”, которую писатель разгадывал на протяжении всей жизни, заключала в себе тайну соотношения человеческих ума и сердца»[6]. В этом же смысловом ключе, по мнению исследователя, находится и понимание «знаменитого художественного кредо Достоевского»[7]. Ф. М. Достоевский в Дневнике за 1881 г. пишет: «… при полном реализме найти в человеке человека. Это по преимуществу русская черта, и в этом смысле я, конечно, народен (ибо направление мое проистекает из глубины христианского духа народного), хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему. Меня зовут психологом: неправда, я реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой»[8]. А. М. Буланов дает такой комментарий на эти слова: «Здесь все логично и ясно по смыслу. Писатель не согласен не с тем, что он психолог, он не согласен с тем, что его считают только психологом, потому что “психологизм” — производное от главной задачи христианского писателя: раскрыть, что есть в человеке истинно человеческого, где в нем корень высшего духовного начала. Поиски человека в человеке сопряжены с великими трудностями, ибо душа человеческая бездонна. Вот почему для ответа на этот вопрос необходимо изобразить все ее “глубины”. Главное в народном миросозерцании (Ф. М. Достоевский неустанно повторял это) — вера в человека, что, собственно, и является выражением христианского духа… Изображение внешних проявлений души не “высший реализм”. “Человек в человеке” — это “духовный человек” в “плотском”, и найти его — дело не только художника, но и каждого человека, что сопряжено с необходимостью беспощадной правды. Смелое высказывание этой правды также входит в число христианских добродетелей»[9].
Другими словами, раскрытие «тайны человека» и поиск «в человеке человека» проявляются в творчестве Ф. М. Достоевского через изображение «глубин души человеческой», а их содержание как раз и определяется взаимодействием человеческих ума и сердца.
Именно правильное соотношение взаимодействия ума и сердца лежит и в основе гносеологии писателя. Так, еще в 1838 г., во вполне юном возрасте, в письме брату Фёдор Михайлович рассуждает о познании умом и сердцем: «…чтоб больше знать, надо меньше чувствовать, и обратно, правило опрометчивое, бред сердца. Что ты хочешь сказать словом “знать”? Познать природу, душу, Бога, любовь… Это познается сердцем, а не умом. Ежели бы мы были духи, мы бы жили, носились в сфере той мысли, над которою носится душа наша, когда хочет разгадать ее. Мы же прах, люди должны разгадывать, но не могут обнять вдруг мысль. Проводник мысли сквозь бренную оболочку в состав души есть ум. Ум — способность материальная… душа же, или дух, живет мыслию, которую нашептывает ей сердце… Мысль зарождается в душе. Ум — орудие, машина, движимая огнем душевным… Притом… ум человека, увлекшись в область знаний, действует независимо от чувства, след<овательно>, от сердца. Ежели же цель познания будет любовь и природа, тут открывается чистое поле сердцу…»[10].
Здесь Ф. М. Достоевский рассуждает об уме и сердце как органах «познания любви и природы». Но как Достоевский понимал и изображал разум и чувства своих героев? А. М. Буланов предлагает вариант ответа и, цитируя прп. Исаака Сирина (кстати, действительным фактом является то, что «Подвижнические слова»[11] прп. Исаака Сирина были в библиотеке Ф. Достоевского[12], и они же упоминаются[13] в романе «Братья Карамазовы»), отмечает, что ум «есть одно из душевных чувств»[14], а сердце — «категория, постоянно употребляемая Ф. М. Достоевским для обозначения душевной природы человека»[15]. В православной христианской традиции, разделяемой Ф. Достоевским (как было замечено выше), сердце есть «важнейший орган познания и восприятия окружающего мира»[16]. Иными словами, оно является своего рода духовным измерительным прибором, однако не всегда исправным: оно далеко не всегда верно передает подлинное духовное состояние человека. Исходя из этого, восточными святыми отцами «было разработано учение о “единении ума с сердцем”. Без сердца, средоточия всей деятельности человека, ум бессилен. Без ума сердце слепо, лишено руководства. Поэтому надо находить гармоническое соотношение между умом и сердцем, чтобы строить человеческую личность в благодати…»[17].
«“Ум” самотождествен только в гармонии [или по-другому, в единстве. — Прим. авт.] с “сердцем”, в согласии с ним»[18]. «При всем значении “сердца” <…> главным для писателя было соотношение “рационального” и “эмоционального”, без которого не может быть раскрыта “тайна человека”»[19].
Говоря об осмыслении Ф. М. Достоевским ума и сердца как гармонического целого, нельзя не упомянуть, что такое понимание этих составляющих человеческой личности не было свойственно литературным художественным направлениям, которые преобладали в предшествующие Ф. Достоевскому периоды. Напротив, вследствие «становления светской культуры»[20], способствовавшей обмирщению и замене исконных православных идеалов иными, эти понятия разделяются, а иногда и противопоставляются друг другу. Так «еще в восемнадцатом столетии начинается процесс секуляризации русской культуры. До этого времени в общественном сознании приоритетными были христианские идеалы святости и праведности… Человек, теряя христианский идеал… ищет другой идеал и другую силу, способную ему помочь. Но он уже не язычник (как до Крещения Руси), поэтому ищет ее не в природе. И уже не в Боге, потому что таково влияние начавшегося процесса секуляризации. А ищет в самом себе, в человеке… находя высшее, что есть в нем после духа, — разум»[21]. Так возникает классицизм, с его «центральной эстетической категорией — разумом»[22]. Здесь «…идеал человека — человек разумный, рациональный, образованный, стоящий на вершине современного научного знания»[23]. Но уже в конце XVIII в. общество разочаровывается в шатком пути рационализма, его одолевают «сомнения в возможностях и всесилии разума как средства, способного осуществить переустройство общества и формирование нового человека…»[24]. На смену классицизму приходит сентиментализм. Здесь главным в человеке видится сердце, а вовсе не ум. Идеальный человек для сентименталистов «прекрасен… строем своего сердца, богатой внутренней жизнью, нравственными качествами»[25]. Однако и это литературное направление не может надолго стать идеалом для светской культуры: сентиментализм был ведущим направлением в 1790-е годы[26]. Но уже в первое десятилетие XIX века он переживает глубокий кризис…»[27]. Затем возникает романтизм, в котором главное уже не разумность и не чувствительность, а свобода человека: «Требование свободы в воспроизведении… жизни присутствует почти во всех романтических манифестах (у братьев А. и Ф. Шлегелей в Германии, у У. Вордсворта и Д. Байрона в Англии, у В. Гюго во Франции, у Э. По в США)»[28]. И хотя, например, влияние сентиментализма имеет место в раннем творчестве великого писателя (роман «Бедные люди», повесть «Слабое сердце», «сентиментальный роман» «Белые ночи»), Ф. Достоевский, как автор, нередко отступает от требований этого направления, исходя из иного понимания взаимоотношений ума и сердца — из понимания их единства. Можно проследить, что Ф. М. Достоевский отстаивал это единство, изображая взаимоотношения рационального и эмоционального, нередко реконструируя при этом то, что неизбежно происходит в человеке, когда нарушена гармония (единство) между умом и сердцем. Показательный пример — роман «Преступление наказание», где, как пишет профессор А. М. Буланов, «Раскольников отвергает нравственный закон — он не входит в его “теорию”… и пытается примирить “сердце” с “разумом”, совесть с бессовестной логикой»[29].
Данное понимание единения ума и сердца Ф.М. Достоевский мог заимствовать, обращаясь к русскому святоотеческому наследию. Вполне возможно, источником такого понимания для Ф. М. Достоевского могло стать учение свт. Тихона Задонского, личность которого вдохновляла писателя при создании положительных образов монахов-подвижников и в аскетическом наследии, которого человеческому сердцу посвящена отдельная глава[30].
2. Житийные сведения о святителе Тихоне Задонском
Прежде чем говорить об идейном содержании творений свт. Тихона, необходимо обратиться хотя бы к кратким агиографическим сведениям. Тихон Задонский — один из самых цитируемых святых Русской Православной Церкви, наряду со свт. Игнатием Брянчаниновым, свт. Феофаном Затворником, а также св. прав. Иоанном Кронштадтским. О жизни святого в разное время было написано много разных агиографических текстов, среди которых есть и лаконичные жития[31], и всесторонне разработанные исследования[32]. «После прославления Воронежского святителя в 1861 году интерес к его святой личности значительно возрастает. В том же году Н. В. Елагиным (без обозначения имени автора) было издано “Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца”. О популярности этого “Жития” свидетельствует тот факт, что оно переиздавалось 12 раз»[33].
Сами дошедшие до нас сведения сообщают, что детство будущего епископа было трудным или, как сегодня принято говорить, малообеспеченным. Он рос в небогатой семье: «Святой Тихон родился в 1724 году в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова села Короцка Новгородской губернии Валдайского уезда и наречен при святом крещении Тимофеем. Мать овдовела вскоре после рождения сына, и семья жила в большой бедности. Маленькому Тимофею случалось ходить на поденщину к крестьянам ради куска хлеба. Был в селе один бездетный ямщик, который полюбил мальчика и предлагал усыновить его. Мать согласилась и однажды повела к нему сына, но старший брат догнал их и упросил мать не делать этого»[34]. Повзрослев, отрок Тимофей направляется на учебу в Новгородское духовное училище, где ему пришлось перенести тяжелую потерю больной матери. Обучаясь в епархиальном училище, Тимофей много времени проводит за книгами, иногда даже остается из-за этого без куска хлеба: «Случалось, продавал он половину своей дневной порции хлеба, чтобы на вырученные гроши купить свечу и читать где-нибудь в укромном уголке за печкой»[35], из-за чего мальчик терпел насмешки, непонимание со стороны товарищей. Эти начальные упражнения в учении, скорби, претерпеваемые будущим святителем, способствовали укреплению его веры и стяжанию благодати Духа Святого: «Так подкрепляемый небесною помощию, кончил Тимофей свое воспитание. Теперь, подготовленного умом, с богатым запасом духовных сил, глас благодати Христовой воззывает Тимофея на ту обширную ниву, которую назначено ему возделывать»[36]. Через знаки Промысла Божия «святая душа Тимофея прочла свое призвание к всецелому посвящению себя Богу — монашеству»[37], а последующая недолгая жизнь в миру воспринималась им как «постоянное приготовление, очищение человеческого сердца для этого посвящения»[38]. Все это приучало его к терпеливому перенесению скорбей и упованию на Бога — потом этот опыт отразится в его аскетических трудах.
В зрелые годы свт. Тихон преумножил добродетели терпения и смирения, в словах и поступках руководствовался правдой Божией.
В этой связи показательны примеры как его законопослушности, так и неприятия зла во всех его видах. Таков случай с назначением святителя на воронежскую кафедру. Месяцем позже после кончины 1 января 1763 г. епископа Воронежского Иоанникия (Павлуцкого), в столице состоялось заседание Святейшего Синода, на котором архиереи указали императрице в качестве нового воронежского архипастыря архимандрита Донского монастыря Варлаама и архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Симона, отдавая особенное предпочтение первому из них. Однако на докладе 3 февраля 1763 г. императрица Екатерина II собственноручно написала следующее: «Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому [т. е. свт. Тихону. — Прим. авт.]».
Указ о назначении Преосвященного Тихона епископом Воронежским был издан 14 марта[39]. Одновременно с этим святителю предписывалось по дороге в новую епархию остановиться в Москве и присутствовать на заключительном судебном процессе над митрополитом Арсением (Мацеевичем)[40]. Все это, конечно, не было в радость свт. Тихону, а напротив, даже подорвало его здоровье: «Церемония лишения духовного сана епископа Арсения произвела на святителя Тихона тяжелое впечатление; он испытал даже нервное потрясение: у него были головокружения, тряслись руки, и временами он терял сознание. Сильные головные боли продолжались в дороге из Москвы. Даже спустя несколько месяцев здоровье его не восстановилось»[41], что в скорое время принудило его, покорного и смиренного архипастыря, просить священноначалие об освобождении от управления епархией. Будучи покорным священноначалию, святитель при этом был ревностно строг к исполнению христианского благочестия, боролся с языческими суевериями в среде своей паствы, возбуждал ревность к проповеди среди духовенства. В один год святитель около трех раз обличал воронежскую паству за участие в языческом праздновании масленицы, сопровождавшемся «пиршествами, неприличными времени…»[42]: «“… Слыши небо и внуши земле! Сыны матере церкви Христовой не слушают”. Глубоко подействовало на сердца слушателей это сильное слово архипастыря, и празднование масляницы долго не возобновлялось в Воронеже»[43].
Также позднее, во время проживания святителя на покое в Задонском монастыре, Божий архиерей и здесь нес крест смирения, терпения обид и несправедливостей. Настоятель обители игумен Самуил всячески осуждал святителя. Например, он порицал выезды[44] свт. Тихона из обители. При этом сам игумен, бывая в гостях у знатных людей, проводил там время разгульно, неумеренно выпивал и высказывался об ушедшем на покой епископе, что «он в монастыре хуже монаха живет у меня»[45]. Когда же кроткому архиерею пересказывали те порицания, которые против него произносились, святой объяснял это затруднительным положением, в котором игумен живет по сравнению с ним, и часто из милости посылал к нему келейника: «Возьми сахару голову или виноградного вина бочонок и снеси архимандриту, у него может быть нет этого»[46].
Насмешки и поношения со стороны насельников, святитель оправдывал внутренним размышлением: «Видно, так Богу угодно, что и служители смеются надо мной; да я же и достоин этого за грехи мои и еще мало мне этого»[47].
Показательны примеры его любви к людям при жизни и его посмертные чудеса. Свт. Тихон всегда стремился служить людям милосердием и состраданием, бессчетно оказывал помощь самым разным людям. Будучи уже на покое в Задонском монастыре, он по смирению встречал в простом монашеском облачении тех, кто приходил за духовным утешением, и благодаря этому мог узнать, какие нужды имели посетители, и тем из них, кто действительно был беден и нуждался, он помогал из своих средств (из пенсии, которую он получал). Подаяние нуждающимся являлось для него одним из любимых добрых дел, и «тот день, когда не случалось ему подать кому-нибудь милостыни, почитал он потерянным и казался тогда скучен», о чем замечает митрополит Евгений (Болховитинов)[48].
Свт. Тихону были присущи такие высокие христианские качества, как любовь и смирение, что особенно полюбил в нем Фёдор Достоевский. В этом смысле показательна выдержка из письма писателя поэту А. Н. Майкову от 1870 г.: «…хочу выставить во 2-й повести главной фигурой Тихона Задонского; конечно, под другим именем, но тоже архиерей, будет проживать в монастыре на спокое… Для других пусть это гроша не стоит, но для меня сокровище. Не говорите же про Тихона. Я писал про монастырь Страхову, но про Тихона не писал. Авось выведу величавую, положительную, святую фигуру. Это уж не Костанжогло-с и не немец (забыл фамилию) в “Обломове”, и не Лопухины, и не Рахметовы. Правда, я ничего не создам, я только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом»[49].
Также, по мнению прот. Георгия Флоровского, жизнеописание свт. Тихона привлекло Ф. Достоевского тем, что «в своем монастырском ухо- де Тихон оставался пастырем и учителем. Он оставался в мире своей чуткостью и состраданием. Это был апостольский отклик на безумие вольнодумного века. Это была первая встреча с новым русским безбожием (известный рассказ о заушении Святителя помещиком вольтерьянцем). Это тонко почувствовал Достоевский, когда хотел именно Тихона противопоставить русскому нигилизму и в этом противопоставлении вскрыть мистическую проблематику веры и безбожия»[50].
Этот изначальный интерес к личности святителя мог спровоцировать обращение писателя к его творениям.
3. Сочинения святителя Тихона Задонского
Творения епископа начинают издаваться с 1783 г. Так, например, «Наставление христианское»[51] — самое первое печатное издание свт. Тихона, вышедшее в ближайшие месяцы после его кончины (ноябрь-декабрь 1783 г.). При жизни святителя его сочинения распространялись только в рукописном виде. Во время архиерейства свт. Тихон благословлял переписывать и рассылать свои творения для духовного назидания. Позднее, находясь на покое, он поручал келейникам делать списки с его сочинений. Перед своим преставлением, свт. Тихон в духовном завещании поручил келейнику направить аскетические труды для рассмотрения в Святейший Синод. Кстати, значительное число их в рукописном виде сохранилось до нашего времени[52]. Среди этих трудов есть наиболее известные сочинения святителя: например, полностью сохранилась рукопись крупнейшего труда «Об истинном христианстве»[53], а также текст сочинения «Сокровище духовное от мира собираемое», дошедшее в двух рукописях — аутентичный текст 1779 г.[54] и ранний список 1781 г.[55] Среди печатных трудов свт. Тихона можно назвать также «Собрание творений Тихона Задонского в 15 томах»[56], которое стали печатать уже с 1784 г., всего через год после преставления святителя (о ранних изданиях творений подробнее будет сказано ниже). Ко времени прославления свт. Тихона в лике святых, 1861 г., в несколько раз возрастает объем издаваемой литературы. А всего до революции 1917 г. вышло более четырехсот тысяч кодексов о жизни святого, что свидетельствует о всеобщем его почитании.
Творения свт. Тихона Задонского оставили значительный отпечаток в русской богословской науке. Так, уже цитируемый выше русский религиозный мыслитель, богослов и историк, протоиерей Георгий Флоровский в своем фундаментальном труде «Пути русского богословия» называет наследие Тихона Задонского «апостольским откликом на безумия вольнодумного века»[57]. Но вместе с интересом к нему высокоинтеллектуальной богословской плеяды мыслителей, свт. Тихон как духовный писатель был известен и в среде простого церковного люда, из которого он сам происходил: «Особой популярностью у народа пользовались краткие проповеди и небольшие по объему сочинения свт. Тихона, распространявшиеся в списках, а впоследствии издававшиеся отдельными брошюрками и листами»[58].
Среди таких лаконичных трудов можно назвать «Краткие нравоучительные слова, сочиненные преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Елецким, во время пребывания его на обещании той же епархии в Задонском монастыре»[59], изданные достаточно рано.
4. Святитель Тихон Задонский об уме и сердце человеческих
Свт. Тихон в своих трудах и проповедях говорит, в том числе, о кающемся сокрушенном сердце. Так, одна из глав его объемного труда «Об истинном христианстве» повествует «О сердце человеческом»[60]. В творениях святого, как и у многих святых отцов, сердце интерпретируется «не в прямом смысле»[61], а «как внутреннее человеческое состояние, расположение и наклонение»[62], также «сердце — это начало и корень всех деяний наших. Ибо что ни делаем, мысленно или делом, — сердцем делаем или добро или зло»[63]. Свое рассуждение о сердце святитель не раз подкрепляет цитатами из Священного Писания. При этом, что важно, у святителя нет прямого упоминания об уме человека, его роли как «царя в сердце»[64], во взаимоотношении с сердцем. Однако действия природы человеческого разума обозначаются косвенно: «человек… мыслит»[65], «сердце… внешние члены тела… употребляет к претворению замыслов»[66] и т. п.
В другой главе того же труда свт. Тихон пишет о разумении, что «место и седалище свое духовная мудрость имеет в сердце»[67]. Также епископ пишет о состоянии молящегося человека, упоминая о единстве его ума и сердца: «Когда видишь подданного перед своим царем предстоящего и просящего у него милости, примечай, что он тогда делает? Стоит с благоговением, голову преклоняет и на колена падает; ум и сердце его все тут присутствуют; не помышляет ни о чем другом, в одном том прошении ум его углублен»[68].
В этом фрагменте святитель наглядно показывает, что необходимо единство (гармония) ума и сердца, что невозможно достичь сосредоточения мысли (т. е. настоящей молитвы), когда ум и сердце молящегося разделены и он помышляет «о чем другом». В уме христианина, согласно учению святого, мысленно должно находится Царство Небесное как место, к которому он стремится: «У путника всегда на уме место, к которому он идет, и он старается дойти. Так и у нас всегда должно быть Отечество небесное на уме и о том старание, как бы его достигнуть»[69].
Показательны еще несколько цитат: «Обрати ум твой к внутреннему состоянию благолюбивого человека, душа которого еще более украшена плодами Святого Духа исполнена»[70].
«Представь себе в уме, что на суде стоят грешники… которые делом, словом и помышлением в тайне делали; в познание всему свету являемые, видят уготованную себе по делам своим казнь»[71].
«Возведи ум свой к мысленному, вечному Солнцу правды Христу, Сыну Божию… перейди умом ко граду, во Откровении описанному…»[72].
«Видишь, что сосуд, чем пропитался такой и запах от себя издает. Так и сердце человеческое. Если любовь к Богу и ближнему имеет, такие показывает и признаки, такие у него замыслы начинания, слова, дела и помышления. И как яблоко доброе от вкуса, так и сердце человека от дел, слов и обхождения познается»[73].
«Видишь, что кривое дерево ни к какому делу не годится. Так и злой человек, у которого сердце неправое. Он по подобию дерева никуда не годится… Причина же тому — неправое сердце, от которого все зависит»[74].
Как видно, в учении свт. Тихона Задонского о духовном мире человека очень рельефно акцентируется роль сердца как вместилища («сосуда»), содержание которого «определяет характер всех дел человека»[75].
Также в фундаментальном произведении «Сокровище духовное от мира собираемое» (пожалуй, самое известное творение святителя) можно прочесть строки, раскрывающие учение святого об уме и сердце, борьбе добра со злом, происходящей на уровне помыслов:
«Диавол поощряет тебя ко греху, но ты в сердце своем отвечай ему: “Не хочу, ибо это Богу противно, Бог это запретил”. Диавол возбуждает в тебе скверную и блудную мысль — ты отвечай ему: “Бог мой запретил мне это”. Диавол возбуждает в тебе гнев и злобу ко мщению — ты пресекай эту мысль мечом слова Божиего, говоря в сердце своем: “Бог этого не повелел”. Указывает тебе диавол на чужую вещь и подстрекает сердце твое к хищению ее — говори в своем сердце: “Бог это запретил: не укради, не пожелай (Исх. 20, 15.17). Так и при прочих мыслях, противных закону Божию, восстающих в твоем сердце, поступай и смотри, согласна ли или противна закону Божию твоя мысль?»[76]
«В битве этого мира люди побеждают тогда, когда противную сторону гонят»[77].
Чистота ума — непременное условие соединения с Богом:
«…ум, грехами и похотями этого мира помраченный, не может вместить Божьего просвещения. Подобное в подобное вмещается»[78].
Что особенно интересно, так это то, что в то время, как мудрецы мира сего (философы эпохи Просвещения) превозносят сначала разум (классицизм) человеческий, а потом и сердце (сентиментализм), пытаясь выделить, обособить их как главное свойство человека, а затем и противопоставить друг другу, свт. Тихон последовательно критикует как неочищенный разум, так и страстное (тоже не очищенное от страстей) человеческое сердце.
Таким образом, можно сказать, что в учении свт. Тихона об уме и сердце акцентируется необходимость их неразделимого единства в борьбе со страстями и в устремлении к Богу, что и было, по всей видимости, почерпнуто у него Ф. М. Достоевским на путях разгадки «тайны человека»[79].
Рукописи и архивные материалы
1. Тихон Задонский, свт. Нравоучения Тихона Задонского // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 2. [1767 г.].
2. Тихон Задонский, свт. Письма к Ефрему, строителю Саровской пустыни // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр. 11. [1767–1771 гг.].
3. Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // ОР РГБ. Ф. 200. Ед. хр. 36. [1770-е гг.].
4. Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное от мира собираемое // РГАДА. Ф. 357. Опись 1. С. 197. № 106. [1781 г.]. [Электронный ресурс]. URL: http://rgada.info/opisi/357- opis_1/0215.jpg. (дата обращения: 14.4.2024).
5. Тихон Задонский, свт. Слово Тихона Задонского «Воздадите всем должное» // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр.13. [2-я пол. XVIII в.].
6. Тихон Задонский, свт. Письмо к неустановленному лицу, с обращением «ваше благородие» // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр.14. [2-я пол. XVIII в.].
7. Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 3. [3-я четв. XVIII в.].
8. Тихон Задонский, свт. Творения Тихона, епископа Воронежского и Елецкого: слова, увещания и письма // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 1. [3-я четв. XVIII в.].
9. Тихон Задонский, свт. Прибавление о взаимных должностях христианских, творения Тихона, епископа Воронежского и Елецкого // ОР РГБ. Ф.609. К. 1. Ед. хр. 4. [кон. XVIII в.].
10. Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое, епископа Воронежского и Елецкого Тихона // ОР РГБ. Ф. 609. К. 2. Ед. хр. 5. Ч. 1. [кон. XVIII в.].
11. Тихон Задонский, свт. Письма келейные // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр. 9. [посл. четв. XVIIIв.].
12. Тихон Задонский, свт. Наставление о собственных всякаго христианина должностях, како подобает жити православным христианом в мире сем. Писанная смиренным преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Задонским // ОР РГБ. Ф.178/I. Ед. хр.7356. [XIX в.]
Источники
13. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. / АН СССР; Институт русской литературы (Пушкин. дом). Ленинград: Наука. Ленингр. отд., 1972–1990.
14. Евгений (Болховитинов), митр. Полное описание жизни преосвященного Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского, и викария Новогородского, а потом епископа Воронежского и Елецкого / изданное особенно для любителей и почитателей памяти сего преосвященного Воронежской семинарии префектом павловским протоиереем Е. Болховитиновым. Санкт-Петербург: Тип. Корпуса чужестранных единоверцов, 1796.
15. Евгений (Болховитинов), митр. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, собранное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. Москва: Тип. С. Селивановского, 1820.
16. Елагин Н. В. Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, всея России чудотворца: Для нар. чтения. Санкт-Петербург: Синод. тип., 1871.
17. Иоанн (Сергиев), прав. Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева: Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге: = Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге (Извлечение из дневника). [Ч. 2]. Кронштадт: Тип. «Кронштадт. вестн.», 1892.
18. [Исаак Сирин, прп.] Святаго отца нашего Исаака Сирина Слова духовно-подвижническiя. [Факс. изд.]. Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2004.
19. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2012.
20. Тимофей (Самбикин), игум. Краткое описание жизни преосвященного Тихона первого епископа Воронежского и Елецкого. [Санкт-Петербург: Синод. тип., 1794].
21. Тихон Задонский, свт. Краткие нравоучительные слова, сочиненные преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Елецким, во время пребывания его на обещании той же епархии в Задонском монастыре. Москва: Универ. тип., 1833.
22. [Тихон Задонский, свт.] Сочинения преосвященного Тихона: [в 15 т.]. Москва: Синодальная типография, 1836–1837.
23. Тихон Задонский, свт. Собрание творений: в 5 т. 2-е изд. Москва: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2008–2011.
Литература
24. Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского // Христианство и русская литература: сборник статей / ред. В. А. Котельников. Санкт-Петербург: Наука, 1994. С. 270–306.
25. Верёвкина Н. В., Поветкина Н. Н. Достоевский — исследователь русской души // «Имя писателя — Достоевский»: К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского: методические рекомендации / сост. Н. В. Верёвкина, Н. Н. Поветкина; отв. ред. В. И. Белик. Ставрополь: ГБУК «СКУНБ им. Лермонтова», 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://660001321.есимп.рф/site/pub?id=49915 (дата обращения: 24.1.2024).
26. Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому: Материалы, библиография и комментарии. Москва; Петроград: Гос. изд.; Гос. трест «Петропечать»; Тип. Пропагандист, 1922.
27. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении: Магистерская диссертация: Статьи разных лет. Москва: Изд. отд. Московской Патриархии; Мир отечества, 1993.
28. Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве / пер. с серб. Л. Н. Даниленко.
29. Санкт-Петербург: Адмиралтейство, 1998.
30. Карпачёва Т. С. Отражение образа свт. Тихона Задонского и его сочинений в творчестве и мировоззрении Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2011.
31. № 9. С. 216–231.
32. Лебедев А. Святитель Тихон Задонский и всея России Чудотворец. Санкт-Петербург: Тип. журнала «Странник», 1865.
33. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). 2–е изд., испр. и перераб. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012
34. Макаров Д. В. Идеал человека в русской литературе (от Древней Руси до ХХ века): христианский контекст: монография. Москва: Флинта; Наука, 2013.
35. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / ред.-сост. Т. Н. Терещенко. Москва: Даръ, 2008.
36. Сыромятников О. И. Ф. М. Достоевский о войне и мире // Богословский вестник. 2022.
37. №3 (46). С. 259–280.
38. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Минск: Изд. Белорусского Экзархата, 2006.
39. Чеботарев В., Ефимов И. Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. Москва: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
40. Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников православной церкви. Санкт-Петербург: Общество памяти игумении Таисии, 2017.
Сноски
- Верёвкина Н. В., Поветкина Н. Н. Достоевский — исследователь русской души // «Имя писателя — Достоевский»: К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского: методические рекомендации. Ставрополь, 2020. URL: https://660001321.есимп.рф/site/pub?id=49915.
- Верёвкина Н. В., Поветкина Н. Н. Достоевский — исследователь русской души // «Имя писателя — Достоевский»: К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского: методические рекомендации. Ставрополь, 2020. URL: https://660001321.есимп.рф/site/pub?id=49915.
- Сыромятников О. И. Ф. М. Достоевский о войне и мире // БВ. 2022. № 3 (46). С. 261.
- Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского // Христианство и русская литература. Санкт-Петербург, 1994. С. 270.
- Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве / пер. с серб. Л. Н. Даниленко. Санкт-Петербург, 1998. С. 133.
- Достоевский Ф. М. Письмо М. М. Достоевскому 16 августа 1839 // ПСС. 1985. Т. 28. Кн. 1. С. 63.
- Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 270.
- Там же. С. 274.
- Достоевский Ф. М. Дневник писателя 1881 год. Автобиографическое // ПСС. 1984. Т. 27. С. 65.
- Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 274.
- Достоевский Ф. М. Письмо М. М. Достоевскому 31 октября 1838. // ПСС. 1985. Т. 28. Кн.1. С. 53–54.
- См. факсим. изд.: Исаак Сирин, прп. Слова духовно-подвижнические. Козельск, 2004.
- См.: Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. Москва, 1922. С. 45.
- Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // ПСС. 1976 . Т. 15. С. 61.
- Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Москва, 2012. С. 55.
- Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 272.
- Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. С. 435.
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 227.
- Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 276.
- Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 272.
- Макаров Д. В. Идеал человека в русской литературе (от Древней Руси до ХХ века): христианский контекст. Москва, 2013. С. 46.
- Там же. С. 48.
- Там же.
- Там же. С. 49.
- Там же.
- Там же.
- Макаров Д. В. Идеал человека в русской литературе (от Древней Руси до ХХ века): христианский контекст. С. 50.
- Карташова И. В. Романтизм и христианство // Русская литература XIX века и христианство. Москва, 1997. С. 109–110.
- Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 275.
- См.: Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве II, 1: «О сердце человеческом» // ПСС. 2003. Т. 3. С. 256–266.
- См., например: Тимофей (Самбикин), игум. Краткое жизнеописание жизни Преосвященного Тихона, первого епископа Воронежского и Елецкого. Санкт-Петербург, 1794. А также: Описание жизни и подвигов Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. Москва, 31827.
- См., например: Евгений (Болховитинов), митр. Полное описание жизни и подвигов Преосвященного Тихона Санкт-Петербург, 1796. А также: Жизнь святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого с присоединением описания открытия чудесных мощей сего великого угодника Божия. Москва, 1864.
- См.: Елагин Н. В. Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Всея России чудотворца. Для народного чтения. Санкт-Петербург, 1871.
- Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении: Магистерская диссертация: Статьи разных лет. Москва, 1993. С. 4.
- Бычков С. С. Жизнеописание святого Тихона Задонского, епископа Воронежского и всея России чудотворца // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской, X–XX вв.: Сборник. Москва, 1992. С. 442.
- Бычков С. С. Жизнеописание святого Тихона Задонского, епископа Воронежского и всея России чудотворца. С. 442.
- Жизнь святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого с присоединением описания открытия чудесных мощей сего великого угодника Божия. С. 8.
- Там же.
- Там же.
- Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. С. 37.
- Епископ Арсений (Мацеевич) — это единственный из архиереев, кто открыто выступил против секуляризации церковных владений при Екатерине II, за что в 1763 г. был снят с поста митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь.
- Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. С. 38.
- Жизнь святителя Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого съ присоединениемъ описания открытия нетленных мощей сего великаго угодника Божия. С. 44.
- Жизнь святителя Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого съ присоединениемъ описания открытия нетленных мощей сего великаго угодника Божия. С. 44.
- Святой архиерей ради большего уединения любил иногда удаляться из обители в небольшое село Липовку, где было имение его друзей Бехтеевых.
- Чеботарев В., Ефимов И. Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. Москва, 2001. С. 12.
- Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский и всея России Чудотворец. Санкт-Петербург, 1896. С. 176.
- Из записок Иоанна келейника // Тихон Задонский, свт. Полное собрание сочинений. Т. 1. Москва, 2003. С. 177.
- Евгений (Болховитинов), митр. Описание жизни и подвигов Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. Москва, 1820. С. 68.
- Достоевский Ф. М. Письмо А. Н. Майкову от 25 марта (6 апреля) 1870 // ПСС. 1985. Т. 29. Кн. 1. С. 117–118.
- Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006. С. 125.
- Тихон Задонский, свт. Наставление христианское, сочиненное Тихоном, епископом Воронежским. Москва, 1833.
- См.: [Тихон Задонский, свт.] Нравоучения Тихона Задонского // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 2.; Он же. Слово Тихона Задонского «Воздадите всем должное» // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр. 13. [1767 г.]; Он же. Письмо к неустановленному лицу, с обращением «ваше благородие» // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр. 14. [2 пол. XVIII в.]; Он же. Письма к Ефрему, строителю Саровской пустыни // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр.11. [1767–1771]; Тихон Задонский, свт. Письма келейные // ОР РГБ. Ф.609. К. 3. Ед. хр. 9. [посл. четв. XVIII в.]; [Он же.] Творения Тихона, епископа Воронежского и Елецкого: слова, увещания и письма // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 1. [2 четв. XVIII в.]; Он же. Прибавление о взаимных должностях христианских, творения Тихона, епископа Воронежского и Елецкого // ОР РГБ. Ф.609. К. 1. Ед. хр. 4. [кон. XVIII в.]; Он же. Наставление о собственных всякаго христианина должностях, како подобает жити православным христианом в мире сем. Писанная смиренным преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Задонским // ОР РГБ. Ф. 178/I. Ед. хр. 7356. [XIX в.]; Он же. Сокровище духовное, от мира собираемое, епископа Воронежского и Елецкого Тихона: Ч. 1 // ОР РГБ. Ф. 609. К. 2. Ед. хр. 5. [кон. XVIII в.].
- Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 3. [3 четв. XVIII в.], а также: Он же. О истинном христианстве // ОР РГБ. Ф. 200. Ед. хр. 36. [1770-е гг.].
- Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое, епископа Воронежского и Елецкого Тихона: Ч. 1 // ОР РГБ. Ф. 609. К. 2. Ед. хр. 5. [кон. XVIII в.].
- Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное от мира собираемое // РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. С. 197. № 106. [1781 г.]. URL: http://rgada.info/opisi/357-opis_1/0215.jpg
- [Тихон Задонский, свт.] Сочинения преосвященного Тихона: в 15 т. Москва, 1836–1837.
- Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. С. 125.
- Карпачёва Т. С. Отражение образа свт. Тихона Задонского и его сочинений в творчестве и мировоззрении Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2011. № 9. С. 216.
- Тихон Задонский, свт. Краткие нравоучительные слова, сочиненные преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Елецким, во время пребывания его на обещании той же епархии в Задонском монастыре. Москва, 1833.
- Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве II, 1: «О сердце человеческом» // Он же. Полное собрание творений. Т. 3. Москва, 2003. С. 256–266.
- Там же. С. 256.
- Там же.
- Там же. С. 260.
- Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / ред. Т. Н. Терещенко. Москва, 2008. С. 896.
- Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве. С. 259.
- Там же. С. 260.
- Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве II, 2: «О духовной мудрости» // Он же. Полное собрание творений. Москва, 2003. Т. 3. С. 33.
- Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве. С. 79–80.
- Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное от мира собираемое // Он же. Полное собрание творений. Т. 2. Москва, 2003. С. 110.
- Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве. С. 54.
- Там же. С. 45.
- Там же. С. 42.
- Там же. С. 83.
- Там же. С. 100.
- Ср.: Иоанн (Сергиев), прав. Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 141.
- Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное от мира собираемое // ПСС. 2003. Т. 2. С. 107.
- [77] Там же. С. 108.
- Там же. С. 108.
- Там же. С. 13.
- Достоевский Ф. М. Письмо М.М. Достоевскому 16 августа 1839. // ПСС. 1985. Т. 28. Кн. 1. С. 63.
Источник: Богослов.Ru