Отражение учения святителя Тихона Задонского об уме и сердце в творчестве Ф. М. Достоевского — Московская духовная академия
Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Диакон Дионисий Макаров, Пётр Максимович Максимов

Отражение учения святителя Тихона Задонского об уме и сердце в творчестве Ф. М. Достоевского

Аннотация. Личность и письменное наследие свт. Тихона Задонского — одного из самых цитируемых святых Русской Православной Церкви XVIII в. — оказали значительное влияние на развитие русского богословия, а также русской культуры и литературы, в частности особое значение они имеют для творчества Ф. М. Достоевского. Великий писатель был знаком с жизнеописанием и творениями свт. Тихона Задонского, опирался на его творения при создании своих произведений. В статье рассматривается влияние личности и письменного наследия свт. Тихона на творчество писателя, в частности, какое влияние могло оказать наследие Преосвященного Тихона на понимание и художественное изображение Ф. М. Достоевским человеческих ума и сердца.

Введение

В 2022 г. исполнилось двести лет со дня рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, которого по праву называют «исследователем русской души»[1]. Его воцерковленность уже ни у кого не вызывает сомнений: «Сегодня бесспорным фактом является то, что Достоевский был православным христианином, жившим полной церковной жизнью»[2].

Великий писатель уже более полутора веков является одним из самых известных и востребованных духовных проводников на пути человека к Богу. Соответствующий интерес к его творчеству сложился еще при жизни, не ослабевает он и после его смерти. Интерес этот вызван тем, что, как справедливо отметил один из исследователей творчества Ф. Достоевского, читатель, «обращаясь к русской классике, ждет от нее ответов на самые насущные вопросы сегодняшнего дня»[3], а в произведениях именно этого классика русской литературы содержатся ответы, полученные им как на собственном опыте, так и в результате художественного осмысления различных жизненных вопросов и экзистенциальных коллизий. В своих произведениях Фёдор Михайлович ищет решения не только социальных, философских и психологических проблем современного ему общества, но и вечных духовных вопросов бытия человека. В этой связи интересно замечание сербского святого XX в. прп. Иустина (Поповича), который писал, в частности, что великий писатель «…на личном опыте освоил богочеловеческий православный образ жизни и мышления. Достоевский сделал это со всеусердием, и его мучительный подвиг был вознагражден решением вековечных, “проклятых” вопросов»[4]. Именно поэтому оставленное им наследие имеет непреходящее значение. Также, говоря о познании мира и человека через литературу в целом, нужно понимать, что художественная литература — это отражение действительности в художественных образах, а творчество Ф. Достоевского — это также и отражение духовной борьбы добра и зла, происходящей в уме и сердце человека, что актуально для православного христианина и особенно важно для будущего пастыря как в плане личного самосовершенствования, так и в перспективе будущего пастырского окормления (душепопечения).

1. Проблема ума и сердца в творчестве Ф. М. Достоевского

Как уже отмечалось выше, творчество великого писателя в значительной степени посвящено вечным духовным проблемам бытия человека. Взаимоотношениям ума и сердца отводится важнейшее место в его произведениях. Ф. Достоевский с юности жил вопросами бытия человека, переживал их в своем сердце. Один из них занимал его разум уже в восемнадцатилетнем возрасте (а возможно, и раньше), а именно «тайна человека»: «Душа моя недоступна прежним бурным порывам. Всё в ней тихо, как в сердце человека, затаившего глубокую тайну; учиться, “что значит человек и жизнь”, — в этом довольно успеваю я; учить характеры могу из писателей, с которыми лучшая часть жизни моей протекает свободно и радостно; более ничего не скажу о себе. Я в себе уверен. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»[5].

В этих строках письма 1839 г., адресованного брату Михаилу, с которым Фёдор Достоевский всегда делился самым сокровенным, обозначаются главные смыслы развития его творчества. Примечательно, что, по мнению А. М. Буланова, «“тайна человека”, которую писатель разгадывал на протяжении всей жизни, заключала в себе тайну соотношения человеческих ума и сердца»[6]. В этом же смысловом ключе, по мнению исследователя, находится и понимание «знаменитого художественного кредо Достоевского»[7]. Ф. М. Достоевский в Дневнике за 1881 г. пишет: «… при полном реализме найти в человеке человека. Это по преимуществу русская черта, и в этом смысле я, конечно, народен (ибо направление мое проистекает из глубины христианского духа народного), хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему. Меня зовут психологом: неправда, я реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой»[8]. А. М. Буланов дает такой комментарий на эти слова: «Здесь все логично и ясно по смыслу. Писатель не согласен не с тем, что он психолог, он не согласен с тем, что его считают только психологом, потому что “психологизм” — производное от главной задачи христианского писателя: раскрыть, что есть в человеке истинно человеческого, где в нем корень высшего духовного начала. Поиски человека в человеке сопряжены с великими трудностями, ибо душа человеческая бездонна. Вот почему для ответа на этот вопрос необходимо изобразить все ее “глубины”. Главное в народном миросозерцании (Ф. М. Достоевский неустанно повторял это) — вера в человека, что, собственно, и является выражением христианского духа… Изображение внешних проявлений души не “высший реализм”. “Человек в человеке” — это “духовный человек” в “плотском”, и найти его — дело не только художника, но и каждого человека, что сопряжено с необходимостью беспощадной правды. Смелое высказывание этой правды также входит в число христианских добродетелей»[9].

Другими словами, раскрытие «тайны человека» и поиск «в человеке человека» проявляются в творчестве Ф. М. Достоевского через изображение «глубин души человеческой», а их содержание как раз и определяется взаимодействием человеческих ума и сердца.

Именно правильное соотношение взаимодействия ума и сердца лежит и в основе гносеологии писателя. Так, еще в 1838 г., во вполне юном возрасте, в письме брату Фёдор Михайлович рассуждает о познании умом и сердцем: «…чтоб больше знать, надо меньше чувствовать, и обратно, правило опрометчивое, бред сердца. Что ты хочешь сказать словом “знать”? Познать природу, душу, Бога, любовь… Это познается сердцем, а не умом. Ежели бы мы были духи, мы бы жили, носились в сфере той мысли, над которою носится душа наша, когда хочет разгадать ее. Мы же прах, люди должны разгадывать, но не могут обнять вдруг мысль. Проводник мысли сквозь бренную оболочку в состав души есть ум. Ум — способность материальная… душа же, или дух, живет мыслию, которую нашептывает ей сердце… Мысль зарождается в душе. Ум — орудие, машина, движимая огнем душевным… Притом… ум человека, увлекшись в область знаний, действует независимо от чувства, след<овательно>, от сердца. Ежели же цель познания будет любовь и природа, тут открывается чистое поле сердцу…»[10].

Здесь Ф. М. Достоевский рассуждает об уме и сердце как органах «познания любви и природы». Но как Достоевский понимал и изображал разум и чувства своих героев? А. М. Буланов предлагает вариант ответа и, цитируя прп. Исаака Сирина (кстати, действительным фактом является то, что «Подвижнические слова»[11] прп. Исаака Сирина были в библиотеке Ф. Достоевского[12], и они же упоминаются[13] в романе «Братья Карамазовы»), отмечает, что ум «есть одно из душевных чувств»[14], а сердце — «категория, постоянно употребляемая Ф. М. Достоевским для обозначения душевной природы человека»[15]. В православной христианской традиции, разделяемой Ф. Достоевским (как было замечено выше), сердце есть «важнейший орган познания и восприятия окружающего мира»[16]. Иными словами, оно является своего рода духовным измерительным прибором, однако не всегда исправным: оно далеко не всегда верно передает подлинное духовное состояние человека. Исходя из этого, восточными святыми отцами «было разработано учение о “единении ума с сердцем”. Без сердца, средоточия всей деятельности человека, ум бессилен. Без ума сердце слепо, лишено руководства. Поэтому надо находить гармоническое соотношение между умом и сердцем, чтобы строить человеческую личность в благодати…»[17].

«“Ум” самотождествен только в гармонии [или по-другому, в единстве. — Прим. авт.] с “сердцем”, в согласии с ним»[18]. «При всем значении “сердца” <…> главным для писателя было соотношение “рационального” и “эмоционального”, без которого не может быть раскрыта “тайна человека”»[19].

Говоря об осмыслении Ф. М. Достоевским ума и сердца как гармонического целого, нельзя не упомянуть, что такое понимание этих составляющих человеческой личности не было свойственно литературным художественным направлениям, которые преобладали в предшествующие Ф. Достоевскому периоды. Напротив, вследствие «становления светской культуры»[20], способствовавшей обмирщению и замене исконных православных идеалов иными, эти понятия разделяются, а иногда и противопоставляются друг другу. Так «еще в восемнадцатом столетии начинается процесс секуляризации русской культуры. До этого времени в общественном сознании приоритетными были христианские идеалы святости и праведности… Человек, теряя христианский идеал… ищет другой идеал и другую силу, способную ему помочь. Но он уже не язычник (как до Крещения Руси), поэтому ищет ее не в природе. И уже не в Боге, потому что таково влияние начавшегося процесса секуляризации. А ищет в самом себе, в человеке… находя высшее, что есть в нем после духа, — разум»[21]. Так возникает классицизм, с его «центральной эстетической категорией — разумом»[22]. Здесь «…идеал человека — человек разумный, рациональный, образованный, стоящий на вершине современного научного знания»[23]. Но уже в конце XVIII в. общество разочаровывается в шатком пути рационализма, его одолевают «сомнения в возможностях и всесилии разума как средства, способного осуществить переустройство общества и формирование нового человека…»[24]. На смену классицизму приходит сентиментализм. Здесь главным в человеке видится сердце, а вовсе не ум. Идеальный человек для сентименталистов «прекрасен… строем своего сердца, богатой внутренней жизнью, нравственными качествами»[25]. Однако и это литературное направление не может надолго стать идеалом для светской культуры: сентиментализм был ведущим направлением в 1790-е годы[26]. Но уже в первое десятилетие XIX века он переживает глубокий кризис…»[27]. Затем возникает романтизм, в котором главное уже не разумность и не чувствительность, а свобода человека: «Требование свободы в воспроизведении… жизни присутствует почти во всех романтических манифестах (у братьев А. и Ф. Шлегелей в Германии, у У. Вордсворта и Д. Байрона в Англии, у В. Гюго во Франции, у Э. По в США)»[28]. И хотя, например, влияние сентиментализма имеет место в раннем творчестве великого писателя (роман «Бедные люди», повесть «Слабое сердце», «сентиментальный роман» «Белые ночи»), Ф. Достоевский, как автор, нередко отступает от требований этого направления, исходя из иного понимания взаимоотношений ума и сердца — из понимания их единства. Можно проследить, что Ф. М. Достоевский отстаивал это единство, изображая взаимоотношения рационального и эмоционального, нередко реконструируя при этом то, что неизбежно происходит в человеке, когда нарушена гармония (единство) между умом и сердцем. Показательный пример — роман «Преступление наказание», где, как пишет профессор А. М. Буланов, «Раскольников отвергает нравственный закон — он не входит в его “теорию”… и пытается примирить “сердце” с “разумом”, совесть с бессовестной логикой»[29].

Данное понимание единения ума и сердца Ф.М. Достоевский мог заимствовать, обращаясь к русскому святоотеческому наследию. Вполне возможно, источником такого понимания для Ф. М. Достоевского могло стать учение свт. Тихона Задонского, личность которого вдохновляла писателя при создании положительных образов монахов-подвижников и в аскетическом наследии, которого человеческому сердцу посвящена отдельная глава[30].

2. Житийные сведения о святителе Тихоне Задонском

Прежде чем говорить об идейном содержании творений свт. Тихона, необходимо обратиться хотя бы к кратким агиографическим сведениям. Тихон Задонский — один из самых цитируемых святых Русской Православной Церкви, наряду со свт. Игнатием Брянчаниновым, свт. Феофаном Затворником, а также св. прав. Иоанном Кронштадтским. О жизни святого в разное время было написано много разных агиографических текстов, среди которых есть и лаконичные жития[31], и всесторонне разработанные исследования[32]. «После прославления Воронежского святителя в 1861 году интерес к его святой личности значительно возрастает. В том же году Н. В. Елагиным (без обозначения имени автора) было издано “Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца”. О популярности этого “Жития” свидетельствует тот факт, что оно переиздавалось 12 раз»[33].

Сами дошедшие до нас сведения сообщают, что детство будущего епископа было трудным или, как сегодня принято говорить, малообеспеченным. Он рос в небогатой семье: «Святой Тихон родился в 1724 году в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова села Короцка Новгородской губернии Валдайского уезда и наречен при святом крещении Тимофеем. Мать овдовела вскоре после рождения сына, и семья жила в большой бедности. Маленькому Тимофею случалось ходить на поденщину к крестьянам ради куска хлеба. Был в селе один бездетный ямщик, который полюбил мальчика и предлагал усыновить его. Мать согласилась и однажды повела к нему сына, но старший брат догнал их и упросил мать не делать этого»[34]. Повзрослев, отрок Тимофей направляется на учебу в Новгородское духовное училище, где ему пришлось перенести тяжелую потерю больной матери. Обучаясь в епархиальном училище, Тимофей много времени проводит за книгами, иногда даже остается из-за этого без куска хлеба: «Случалось, продавал он половину своей дневной порции хлеба, чтобы на вырученные гроши купить свечу и читать где-нибудь в укромном уголке за печкой»[35], из-за чего мальчик терпел насмешки, непонимание со стороны товарищей. Эти начальные упражнения в учении, скорби, претерпеваемые будущим святителем, способствовали укреплению его веры и стяжанию благодати Духа Святого: «Так подкрепляемый небесною помощию, кончил Тимофей свое воспитание. Теперь, подготовленного умом, с богатым запасом духовных сил, глас благодати Христовой воззывает Тимофея на ту обширную ниву, которую назначено ему возделывать»[36]. Через знаки Промысла Божия «святая душа Тимофея прочла свое призвание к всецелому посвящению себя Богу — монашеству»[37], а последующая недолгая жизнь в миру воспринималась им как «постоянное приготовление, очищение человеческого сердца для этого посвящения»[38]. Все это приучало его к терпеливому перенесению скорбей и упованию на Бога — потом этот опыт отразится в его аскетических трудах.

В зрелые годы свт. Тихон преумножил добродетели терпения и смирения, в словах и поступках руководствовался правдой Божией.

В этой связи показательны примеры как его законопослушности, так и неприятия зла во всех его видах. Таков случай с назначением святителя на воронежскую кафедру. Месяцем позже после кончины 1 января 1763 г. епископа Воронежского Иоанникия (Павлуцкого), в столице состоялось заседание Святейшего Синода, на котором архиереи указали императрице в качестве нового воронежского архипастыря архимандрита Донского монастыря Варлаама и архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Симона, отдавая особенное предпочтение первому из них. Однако на докладе 3 февраля 1763 г. императрица Екатерина II собственноручно написала следующее: «Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому [т. е. свт. Тихону. — Прим. авт.]».

Указ о назначении Преосвященного Тихона епископом Воронежским был издан 14 марта[39]. Одновременно с этим святителю предписывалось по дороге в новую епархию остановиться в Москве и присутствовать на заключительном судебном процессе над митрополитом Арсением (Мацеевичем)[40]. Все это, конечно, не было в радость свт. Тихону, а напротив, даже подорвало его здоровье: «Церемония лишения духовного сана епископа Арсения произвела на святителя Тихона тяжелое впечатление; он испытал даже нервное потрясение: у него были головокружения, тряслись руки, и временами он терял сознание. Сильные головные боли продолжались в дороге из Москвы. Даже спустя несколько месяцев здоровье его не восстановилось»[41], что в скорое время принудило его, покорного и смиренного архипастыря, просить священноначалие об освобождении от управления епархией. Будучи покорным священноначалию, святитель при этом был ревностно строг к исполнению христианского благочестия, боролся с языческими суевериями в среде своей паствы, возбуждал ревность к проповеди среди духовенства. В один год святитель около трех раз обличал воронежскую паству за участие в языческом праздновании масленицы, сопровождавшемся «пиршествами, неприличными времени…»[42]: «“… Слыши небо и внуши земле! Сыны матере церкви Христовой не слушают”. Глубоко подействовало на сердца слушателей это сильное слово архипастыря, и празднование масляницы долго не возобновлялось в Воронеже»[43].

Также позднее, во время проживания святителя на покое в Задонском монастыре, Божий архиерей и здесь нес крест смирения, терпения обид и несправедливостей. Настоятель обители игумен Самуил всячески осуждал святителя. Например, он порицал выезды[44] свт. Тихона из обители. При этом сам игумен, бывая в гостях у знатных людей, проводил там время разгульно, неумеренно выпивал и высказывался об ушедшем на покой епископе, что «он в монастыре хуже монаха живет у меня»[45]. Когда же кроткому архиерею пересказывали те порицания, которые против него произносились, святой объяснял это затруднительным положением, в котором игумен живет по сравнению с ним, и часто из милости посылал к нему келейника: «Возьми сахару голову или виноградного вина бочонок и снеси архимандриту, у него может быть нет этого»[46].

Насмешки и поношения со стороны насельников, святитель оправдывал внутренним размышлением: «Видно, так Богу угодно, что и служители смеются надо мной; да я же и достоин этого за грехи мои и еще мало мне этого»[47].

Показательны примеры его любви к людям при жизни и его посмертные чудеса. Свт. Тихон всегда стремился служить людям милосердием и состраданием, бессчетно оказывал помощь самым разным людям. Будучи уже на покое в Задонском монастыре, он по смирению встречал в простом монашеском облачении тех, кто приходил за духовным утешением, и благодаря этому мог узнать, какие нужды имели посетители, и тем из них, кто действительно был беден и нуждался, он помогал из своих средств (из пенсии, которую он получал). Подаяние нуждающимся являлось для него одним из любимых добрых дел, и «тот день, когда не случалось ему подать кому-нибудь милостыни, почитал он потерянным и казался тогда скучен», о чем замечает митрополит Евгений (Болховитинов)[48].

Свт. Тихону были присущи такие высокие христианские качества, как любовь и смирение, что особенно полюбил в нем Фёдор Достоевский. В этом смысле показательна выдержка из письма писателя поэту А. Н. Майкову от 1870 г.: «…хочу выставить во 2-й повести главной фигурой Тихона Задонского; конечно, под другим именем, но тоже архиерей, будет проживать в монастыре на спокое… Для других пусть это гроша не стоит, но для меня сокровище. Не говорите же про Тихона. Я писал про монастырь Страхову, но про Тихона не писал. Авось выведу величавую, положительную, святую фигуру. Это уж не Костанжогло-с и не немец (забыл фамилию) в “Обломове”, и не Лопухины, и не Рахметовы. Правда, я ничего не создам, я только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом»[49].

Также, по мнению прот. Георгия Флоровского, жизнеописание свт. Тихона привлекло Ф. Достоевского тем, что «в своем монастырском ухо- де Тихон оставался пастырем и учителем. Он оставался в мире своей чуткостью и состраданием. Это был апостольский отклик на безумие вольнодумного века. Это была первая встреча с новым русским безбожием (известный рассказ о заушении Святителя помещиком вольтерьянцем). Это тонко почувствовал Достоевский, когда хотел именно Тихона противопоставить русскому нигилизму и в этом противопоставлении вскрыть мистическую проблематику веры и безбожия»[50].

Этот изначальный интерес к личности святителя мог спровоцировать обращение писателя к его творениям.

3. Сочинения святителя Тихона Задонского

Творения епископа начинают издаваться с 1783 г. Так, например, «Наставление христианское»[51] — самое первое печатное издание свт. Тихона, вышедшее в ближайшие месяцы после его кончины (ноябрь-декабрь 1783 г.). При жизни святителя его сочинения распространялись только в рукописном виде. Во время архиерейства свт. Тихон благословлял переписывать и рассылать свои творения для духовного назидания. Позднее, находясь на покое, он поручал келейникам делать списки с его сочинений. Перед своим преставлением, свт. Тихон в духовном завещании поручил келейнику направить аскетические труды для рассмотрения в Святейший Синод. Кстати, значительное число их в рукописном виде сохранилось до нашего времени[52]. Среди этих трудов есть наиболее известные сочинения святителя: например, полностью сохранилась рукопись крупнейшего труда «Об истинном христианстве»[53], а также текст сочинения «Сокровище духовное от мира собираемое», дошедшее в двух рукописях — аутентичный текст 1779 г.[54] и ранний список 1781 г.[55] Среди печатных трудов свт. Тихона можно назвать также «Собрание творений Тихона Задонского в 15 томах»[56], которое стали печатать уже с 1784 г., всего через год после преставления святителя (о ранних изданиях творений подробнее будет сказано ниже). Ко времени прославления свт. Тихона в лике святых, 1861 г., в несколько раз возрастает объем издаваемой литературы. А всего до революции 1917 г. вышло более четырехсот тысяч кодексов о жизни святого, что свидетельствует о всеобщем его почитании.

Творения свт. Тихона Задонского оставили значительный отпечаток в русской богословской науке. Так, уже цитируемый выше русский религиозный мыслитель, богослов и историк, протоиерей Георгий Флоровский в своем фундаментальном труде «Пути русского богословия» называет наследие Тихона Задонского «апостольским откликом на безумия вольнодумного века»[57]. Но вместе с интересом к нему высокоинтеллектуальной богословской плеяды мыслителей, свт. Тихон как духовный писатель был известен и в среде простого церковного люда, из которого он сам происходил: «Особой популярностью у народа пользовались краткие проповеди и небольшие по объему сочинения свт. Тихона, распространявшиеся в списках, а впоследствии издававшиеся отдельными брошюрками и листами»[58].

Среди таких лаконичных трудов можно назвать «Краткие нравоучительные слова, сочиненные преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Елецким, во время пребывания его на обещании той же епархии в Задонском монастыре»[59], изданные достаточно рано.

4. Святитель Тихон Задонский об уме и сердце человеческих

Свт. Тихон в своих трудах и проповедях говорит, в том числе, о кающемся сокрушенном сердце. Так, одна из глав его объемного труда «Об истинном христианстве» повествует «О сердце человеческом»[60]. В творениях святого, как и у многих святых отцов, сердце интерпретируется «не в прямом смысле»[61], а «как внутреннее человеческое состояние, расположение и наклонение»[62], также «сердце — это начало и корень всех деяний наших. Ибо что ни делаем, мысленно или делом, — сердцем делаем или добро или зло»[63]. Свое рассуждение о сердце святитель не раз подкрепляет цитатами из Священного Писания. При этом, что важно, у святителя нет прямого упоминания об уме человека, его роли как «царя в сердце»[64], во взаимоотношении с сердцем. Однако действия природы человеческого разума обозначаются косвенно: «человек… мыслит»[65], «сердце… внешние члены тела… употребляет к претворению замыслов»[66] и т. п.

В другой главе того же труда свт. Тихон пишет о разумении, что «место и седалище свое духовная мудрость имеет в сердце»[67]. Также епископ пишет о состоянии молящегося человека, упоминая о единстве его ума и сердца: «Когда видишь подданного перед своим царем предстоящего и просящего у него милости, примечай, что он тогда делает? Стоит с благоговением, голову преклоняет и на колена падает; ум и сердце его все тут присутствуют; не помышляет ни о чем другом, в одном том прошении ум его углублен»[68].

В этом фрагменте святитель наглядно показывает, что необходимо единство (гармония) ума и сердца, что невозможно достичь сосредоточения мысли (т. е. настоящей молитвы), когда ум и сердце молящегося разделены и он помышляет «о чем другом». В уме христианина, согласно учению святого, мысленно должно находится Царство Небесное как место, к которому он стремится: «У путника всегда на уме место, к которому он идет, и он старается дойти. Так и у нас всегда должно быть Отечество небесное на уме и о том старание, как бы его достигнуть»[69].

Показательны еще несколько цитат: «Обрати ум твой к внутреннему состоянию благолюбивого человека, душа которого еще более украшена плодами Святого Духа исполнена»[70].

«Представь себе в уме, что на суде стоят грешники… которые делом, словом и помышлением в тайне делали; в познание всему свету являемые, видят уготованную себе по делам своим казнь»[71].

«Возведи ум свой к мысленному, вечному Солнцу правды Христу, Сыну Божию… перейди умом ко граду, во Откровении описанному…»[72].

«Видишь, что сосуд, чем пропитался такой и запах от себя издает. Так и сердце человеческое. Если любовь к Богу и ближнему имеет, такие показывает и признаки, такие у него замыслы начинания, слова, дела и помышления. И как яблоко доброе от вкуса, так и сердце человека от дел, слов и обхождения познается»[73].

«Видишь, что кривое дерево ни к какому делу не годится. Так и злой человек, у которого сердце неправое. Он по подобию дерева никуда не годится… Причина же тому — неправое сердце, от которого все зависит»[74].

Как видно, в учении свт. Тихона Задонского о духовном мире человека очень рельефно акцентируется роль сердца как вместилища («сосуда»), содержание которого «определяет характер всех дел человека»[75].

Также в фундаментальном произведении «Сокровище духовное от мира собираемое» (пожалуй, самое известное творение святителя) можно прочесть строки, раскрывающие учение святого об уме и сердце, борьбе добра со злом, происходящей на уровне помыслов:

«Диавол поощряет тебя ко греху, но ты в сердце своем отвечай ему: “Не хочу, ибо это Богу противно, Бог это запретил”. Диавол возбуждает в тебе скверную и блудную мысль — ты отвечай ему: “Бог мой запретил мне это”. Диавол возбуждает в тебе гнев и злобу ко мщению — ты пресекай эту мысль мечом слова Божиего, говоря в сердце своем: “Бог этого не повелел”. Указывает тебе диавол на чужую вещь и подстрекает сердце твое к хищению ее — говори в своем сердце: “Бог это запретил: не укради, не пожелай (Исх. 20, 15.17). Так и при прочих мыслях, противных закону Божию, восстающих в твоем сердце, поступай и смотри, согласна ли или противна закону Божию твоя мысль?»[76]

«В битве этого мира люди побеждают тогда, когда противную сторону гонят»[77].

Чистота ума — непременное условие соединения с Богом:

«…ум, грехами и похотями этого мира помраченный, не может вместить Божьего просвещения. Подобное в подобное вмещается»[78].

Что особенно интересно, так это то, что в то время, как мудрецы мира сего (философы эпохи Просвещения) превозносят сначала разум (классицизм) человеческий, а потом и сердце (сентиментализм), пытаясь выделить, обособить их как главное свойство человека, а затем и противопоставить друг другу, свт. Тихон последовательно критикует как неочищенный разум, так и страстное (тоже не очищенное от страстей) человеческое сердце.

Таким образом, можно сказать, что в учении свт. Тихона об уме и сердце акцентируется необходимость их неразделимого единства в борьбе со страстями и в устремлении к Богу, что и было, по всей видимости, почерпнуто у него Ф. М. Достоевским на путях разгадки «тайны человека»[79].

Рукописи и архивные материалы

1. Тихон Задонский, свт. Нравоучения Тихона Задонского // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 2. [1767 г.].

2. Тихон Задонский, свт. Письма к Ефрему, строителю Саровской пустыни // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр. 11. [1767–1771 гг.].

3. Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // ОР РГБ. Ф. 200. Ед. хр. 36. [1770-е гг.].

4. Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное от мира собираемое // РГАДА. Ф. 357. Опись 1. С. 197. № 106. [1781 г.]. [Электронный ресурс]. URL: http://rgada.info/opisi/357- opis_1/0215.jpg. (дата обращения: 14.4.2024).

5. Тихон Задонский, свт. Слово Тихона Задонского «Воздадите всем должное» // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр.13. [2-я пол. XVIII в.].

6. Тихон Задонский, свт. Письмо к неустановленному лицу, с обращением «ваше благородие» // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр.14. [2-я пол. XVIII в.].

7. Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 3. [3-я четв. XVIII в.].

8. Тихон Задонский, свт. Творения Тихона, епископа Воронежского и Елецкого: слова, увещания и письма // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 1. [3-я четв. XVIII в.].

9. Тихон Задонский, свт. Прибавление о взаимных должностях христианских, творения Тихона, епископа Воронежского и Елецкого // ОР РГБ. Ф.609. К. 1. Ед. хр. 4. [кон. XVIII в.].

10. Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое, епископа Воронежского и Елецкого Тихона // ОР РГБ. Ф. 609. К. 2. Ед. хр. 5. Ч. 1. [кон. XVIII в.].

11. Тихон Задонский, свт. Письма келейные // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр. 9. [посл. четв. XVIIIв.].

12. Тихон Задонский, свт. Наставление о собственных всякаго христианина должностях, како подобает жити православным христианом в мире сем. Писанная смиренным преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Задонским // ОР РГБ. Ф.178/I. Ед. хр.7356. [XIX в.]

Источники

13.  Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. / АН СССР; Институт русской литературы (Пушкин. дом). Ленинград: Наука. Ленингр. отд., 1972–1990.

14. Евгений (Болховитинов), митр. Полное описание жизни преосвященного Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского, и викария Новогородского, а потом епископа Воронежского и Елецкого / изданное особенно для любителей и почитателей памяти сего преосвященного Воронежской семинарии префектом павловским протоиереем Е. Болховитиновым. Санкт-Петербург: Тип. Корпуса чужестранных единоверцов, 1796.

15. Евгений (Болховитинов), митр. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, собранное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. Москва: Тип. С. Селивановского, 1820.

16. Елагин Н. В. Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, всея России чудотворца: Для нар. чтения. Санкт-Петербург: Синод. тип., 1871.

17. Иоанн (Сергиев), прав. Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева: Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге: = Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге (Извлечение из дневника). [Ч. 2]. Кронштадт: Тип. «Кронштадт. вестн.», 1892.

18. [Исаак Сирин, прп.] Святаго отца нашего Исаака Сирина Слова духовно-подвижническiя. [Факс. изд.]. Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2004.

19. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2012.

20. Тимофей (Самбикин), игум. Краткое описание жизни преосвященного Тихона первого епископа Воронежского и Елецкого. [Санкт-Петербург: Синод. тип., 1794].

21. Тихон Задонский, свт. Краткие нравоучительные слова, сочиненные преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Елецким, во время пребывания его на обещании той же епархии в Задонском монастыре. Москва: Универ. тип., 1833.

22. [Тихон Задонский, свт.] Сочинения преосвященного Тихона: [в 15 т.]. Москва: Синодальная типография, 1836–1837.

23. Тихон Задонский, свт. Собрание творений: в 5 т. 2-е изд. Москва: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2008–2011.

Литература

24. Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского // Христианство и русская литература: сборник статей / ред. В. А. Котельников. Санкт-Петербург: Наука, 1994. С. 270–306.

25.  Верёвкина Н. В., Поветкина Н. Н. Достоевский — исследователь русской души // «Имя писателя — Достоевский»: К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского: методические рекомендации / сост. Н. В. Верёвкина, Н. Н. Поветкина; отв. ред. В. И. Белик. Ставрополь: ГБУК «СКУНБ им. Лермонтова», 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://660001321.есимп.рф/site/pub?id=49915 (дата обращения: 24.1.2024).

26. Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому: Материалы, библиография и комментарии. Москва; Петроград: Гос. изд.; Гос. трест «Петропечать»; Тип. Пропагандист, 1922.

27. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении: Магистерская диссертация: Статьи разных лет. Москва: Изд. отд. Московской Патриархии; Мир отечества, 1993.

28. Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве / пер. с серб. Л. Н. Даниленко.

29.  Санкт-Петербург: Адмиралтейство, 1998.

30. Карпачёва Т. С. Отражение образа свт. Тихона Задонского и его сочинений в творчестве и мировоззрении Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2011.

31.   № 9. С. 216–231.

32.  Лебедев А. Святитель Тихон Задонский и всея России Чудотворец. Санкт-Петербург: Тип. журнала «Странник», 1865.

33. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). 2–е изд., испр. и перераб. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012

34. Макаров Д. В. Идеал человека в русской литературе (от Древней Руси до ХХ века): христианский контекст: монография. Москва: Флинта; Наука, 2013.

35.  Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / ред.-сост. Т. Н. Терещенко. Москва: Даръ, 2008.

36. Сыромятников О. И. Ф. М. Достоевский о войне и мире // Богословский вестник. 2022.

37. №3 (46). С. 259–280.

38. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Минск: Изд. Белорусского Экзархата, 2006.

39. Чеботарев В., Ефимов И. Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. Москва: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.

40. Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников православной церкви. Санкт-Петербург: Общество памяти игумении Таисии, 2017.

Сноски 

  1. Верёвкина Н. В., Поветкина Н. Н. Достоевский — исследователь русской души // «Имя писателя — Достоевский»: К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского: методические рекомендации. Ставрополь, 2020. URL: https://660001321.есимп.рф/site/pub?id=49915.
  2. Верёвкина Н. В., Поветкина Н. Н. Достоевский — исследователь русской души // «Имя писателя — Достоевский»: К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского: методические рекомендации. Ставрополь, 2020. URL: https://660001321.есимп.рф/site/pub?id=49915.
  3. Сыромятников О. И. Ф. М. Достоевский о войне и мире // БВ. 2022. № 3 (46). С. 261.
  4. Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского // Христианство и русская литература. Санкт-Петербург, 1994. С. 270.
  5. Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве / пер. с серб. Л. Н. Даниленко. Санкт-Петербург, 1998. С. 133.
  6. Достоевский Ф. М. Письмо М. М. Достоевскому 16 августа 1839 // ПСС. 1985. Т. 28. Кн. 1. С. 63.
  7. Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 270.
  8. Там же. С. 274.
  9. Достоевский Ф. М. Дневник писателя 1881 год. Автобиографическое // ПСС. 1984. Т. 27. С. 65.
  10. Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 274.
  11. Достоевский Ф. М. Письмо М. М. Достоевскому 31 октября 1838. // ПСС. 1985. Т. 28. Кн.1. С. 53–54.
  12. См. факсим. изд.: Исаак Сирин, прп. Слова духовно-подвижнические. Козельск, 2004.
  13. См.: Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. Москва, 1922. С. 45.
  14. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // ПСС. 1976 . Т. 15. С. 61.
  15. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Москва, 2012. С. 55.
  16. Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 272.
  17. Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. С. 435.
  18. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 227.
  19. Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 276.
  20. Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 272.
  21. Макаров Д. В. Идеал человека в русской литературе (от Древней Руси до ХХ века): христианский контекст. Москва, 2013. С. 46.
  22. Там же. С. 48.
  23. Там же.
  24. Там же. С. 49.
  25. Там же.
  26. Там же.
  27. Макаров Д. В. Идеал человека в русской литературе (от Древней Руси до ХХ века): христианский контекст. С. 50.
  28. Карташова И. В. Романтизм и христианство // Русская литература XIX века и христианство. Москва, 1997. С. 109–110.
  29. Буланов А. М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф. М. Достоевского. С. 275.
  30. См.: Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве II, 1: «О сердце человеческом» // ПСС. 2003. Т. 3. С. 256–266.
  31. См., например: Тимофей (Самбикин), игум. Краткое жизнеописание жизни Преосвященного Тихона, первого епископа Воронежского и Елецкого. Санкт-Петербург, 1794. А также: Описание жизни и подвигов Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. Москва, 31827.
  32. См., например: Евгений (Болховитинов), митр. Полное описание жизни и подвигов Преосвященного Тихона Санкт-Петербург, 1796. А также: Жизнь святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого с присоединением описания открытия чудесных мощей сего великого угодника Божия. Москва, 1864.
  33. См.: Елагин Н. В. Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Всея России чудотворца. Для народного чтения. Санкт-Петербург, 1871.
  34. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении: Магистерская диссертация: Статьи разных лет. Москва, 1993. С. 4.
  35. Бычков С. С. Жизнеописание святого Тихона Задонского, епископа Воронежского и всея России чудотворца // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской, X–XX вв.: Сборник. Москва, 1992. С. 442.
  36. Бычков С. С. Жизнеописание святого Тихона Задонского, епископа Воронежского и всея России чудотворца. С. 442.
  37. Жизнь святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого с присоединением описания открытия чудесных мощей сего великого угодника Божия. С. 8.
  38. Там же.
  39. Там же.
  40. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. С. 37.
  41. Епископ Арсений (Мацеевич) — это единственный из архиереев, кто открыто выступил против секуляризации церковных владений при Екатерине II, за что в 1763 г. был снят с поста митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь.
  42. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. С. 38.
  43. Жизнь святителя Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого съ присоединениемъ описания открытия нетленных мощей сего великаго угодника Божия. С. 44.
  44. Жизнь святителя Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого съ присоединениемъ описания открытия нетленных мощей сего великаго угодника Божия. С. 44.
  45. Святой архиерей ради большего уединения любил иногда удаляться из обители в небольшое село Липовку, где было имение его друзей Бехтеевых.
  46. Чеботарев В., Ефимов И. Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. Москва, 2001. С. 12.
  47. Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский и всея России Чудотворец. Санкт-Петербург, 1896. С. 176.
  48. Из записок Иоанна келейника // Тихон Задонский, свт. Полное собрание сочинений. Т. 1. Москва, 2003. С. 177.
  49. Евгений (Болховитинов), митр. Описание жизни и подвигов Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. Москва, 1820. С. 68.
  50. Достоевский Ф. М. Письмо А. Н. Майкову от 25 марта (6 апреля) 1870 // ПСС. 1985. Т. 29. Кн. 1. С. 117–118.
  51. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006. С. 125.
  52. Тихон Задонский, свт. Наставление христианское, сочиненное Тихоном, епископом Воронежским. Москва, 1833.
  53. См.: [Тихон Задонский, свт.] Нравоучения Тихона Задонского // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 2.; Он же. Слово Тихона Задонского «Воздадите всем должное» // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр. 13. [1767 г.]; Он же. Письмо к неустановленному лицу, с обращением «ваше благородие» // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр. 14. [2 пол. XVIII в.]; Он же. Письма к Ефрему, строителю Саровской пустыни // ОР РГБ. Ф. 609. К. 3. Ед. хр.11. [1767–1771]; Тихон Задонский, свт. Письма келейные // ОР РГБ. Ф.609. К. 3. Ед. хр. 9. [посл. четв. XVIII в.]; [Он же.] Творения Тихона, епископа Воронежского и Елецкого: слова, увещания и письма // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 1. [2 четв. XVIII в.]; Он же. Прибавление о взаимных должностях христианских, творения Тихона, епископа Воронежского и Елецкого // ОР РГБ. Ф.609. К. 1. Ед. хр. 4. [кон. XVIII в.]; Он же. Наставление о собственных всякаго христианина должностях, како подобает жити православным христианом в мире сем. Писанная смиренным преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Задонским // ОР РГБ. Ф. 178/I. Ед. хр. 7356. [XIX в.]; Он же. Сокровище духовное, от мира собираемое, епископа Воронежского и Елецкого Тихона: Ч. 1 // ОР РГБ. Ф. 609. К. 2. Ед. хр. 5. [кон. XVIII в.].
  54. Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // ОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. хр. 3. [3 четв. XVIII в.], а также: Он же. О истинном христианстве // ОР РГБ. Ф. 200. Ед. хр. 36. [1770-е гг.].
  55. Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое, епископа Воронежского и Елецкого Тихона: Ч. 1 // ОР РГБ. Ф. 609. К. 2. Ед. хр. 5. [кон. XVIII в.].
  56. Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное от мира собираемое // РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. С. 197. № 106. [1781 г.]. URL: http://rgada.info/opisi/357-opis_1/0215.jpg
  57. [Тихон Задонский, свт.] Сочинения преосвященного Тихона: в 15 т. Москва, 1836–1837.
  58. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. С. 125.
  59. Карпачёва Т. С. Отражение образа свт. Тихона Задонского и его сочинений в творчестве и мировоззрении Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2011. № 9. С. 216.
  60. Тихон Задонский, свт. Краткие нравоучительные слова, сочиненные преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Елецким, во время пребывания его на обещании той же епархии в Задонском монастыре. Москва, 1833.
  61. Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве II, 1: «О сердце человеческом» // Он же. Полное собрание творений. Т. 3. Москва, 2003. С. 256–266.
  62. Там же. С. 256.
  63. Там же.
  64. Там же. С. 260.
  65. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / ред. Т. Н. Терещенко. Москва, 2008. С. 896.
  66. Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве. С. 259.
  67. Там же. С. 260.
  68. Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве II, 2: «О духовной мудрости» // Он же. Полное собрание творений. Москва, 2003. Т. 3. С. 33.
  69. Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве. С. 79–80.
  70. Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное от мира собираемое // Он же. Полное собрание творений. Т. 2. Москва, 2003. С. 110.
  71. Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве. С. 54.
  72. Там же. С. 45.
  73. Там же. С. 42.
  74. Там же. С. 83.
  75. Там же. С. 100.
  76. Ср.: Иоанн (Сергиев), прав. Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 141.
  77. Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное от мира собираемое // ПСС. 2003. Т. 2. С. 107.
  78. [77] Там же. С. 108.
  79. Там же. С. 108.
  80. Там же. С. 13.
  81. Достоевский Ф. М. Письмо М.М. Достоевскому 16 августа 1839. // ПСС. 1985. Т. 28. Кн. 1. С. 63.

Источник: Богослов.Ru