иерей Павел Лизгунов
Каждый из нас создан быть храмом Божиим
Священное Предание рассказывает нам о том, как Божия Матерь, еще совсем маленькой, трехлетней девочкой, приводится к Иерусалимскому храму, как Ее встречает первосвященник Захария и вводит в центральную часть храма – во Святая Святых. Затем всё свое детство и юность Она проводит при храме, занимаясь рукоделием, изучая Священное Писание, и часто молится во Святая Святых.
С точки зрения земной истории это событие представляется абсолютно немыслимым. Святая Святых было самым священным местом не только Иерусалимского храма, но и вообще всего древнего мира. По ветхозаветным законам в этот храм единожды в год для священного окропления мог входить первосвященник. Вход в это место маленькой девочки, затем Ее регулярное посещение храма в течение нескольких лет, отсутствие реакции на это со стороны других священников, неизвестность этого события вне христианской Церкви, его отсутствие в канонических новозаветных текстах – всё это заставляет многих сомневаться в достоверности этого предания.
Однако если Господь мог совершать и многократно совершал чудеса вопреки физическим законам, почему Он не мог совершать чудеса вопреки историческим законам, вопреки ветхозаветным канонам? Достоинство Божией Матери и Ее последующее служение много превосходят это чудо.
Свт. Григорий Палама рассказывает нам о сокровенном, внутреннем, духовном содержании этого праздника. Он проводит параллели между Введением во храм и практикой исихазма, священного безмолвия. Аскетическое учение Церкви говорит нам о том, что сердце человека имеет неизмеримую глубину. Одно из важнейших духовных деланий христианина – Иисусова молитва – имеет одним из важных этапов так называемую умно-сердечную молитву, когда ум, после долгого аскетического труда, входит в сердце человека, обретает неведомые прежде глубины и просторы, обретает видение нового духовного пути и в сокровенности сердца творит таинственное священнодействие, молитву Богу, отражая при этом приходящие извне бесовские помыслы. Этой практике посвящено множество аскетических текстов, описывающих различные ее стороны, в том числе чисто технические приемы: дыхание, согбенное положение тела, сведение глаз в направлении сердца и т. д. Более поздние отцы категорически предостерегают от использования этих методик ввиду их недоступности для понимания современниками. И нам ни в коем случае не следует пытаться их практиковать во избежание тяжелейшего духовного вреда. Но для нас важно то, что само существование этих методик, этих практик и руководств говорит о том, что умно-сердечная молитва – это не метафора, говорящая просто о вдохновенной молитве, но некая реальность, что это действительно наука из наук и искусство из искусств, научению этой молитве множество подвижников отдавало всю свою жизнь – и немногие из них достигали успеха.
Так вот, по мысли свт. Григория Паламы, введение Пресвятой Богородицы в видимый храм сопровождалось вхождением Ее ума в храм невидимый – в храмину Ее сердца, т. е. приобретением той самой умно-сердечной молитвы. Если задуматься, то это делание для трехлетней девочки куда более чудесно и удивительно, чем само физическое событие праздника. Но и это духовное чудо меркнет по сравнению с последующими событиями земного и посмертного бытия Божией Матери: вселение в Нее Сына Божия, затем Ее восхождение на небеса небес и превыше небес, превыше всех бесчисленных ангельских сил. Вся жизнь Богородицы представляется постепенным перемещением в глубину и ввысь, и каждый последующий уровень открывает новые и новые поприща, новые духовные просторы. И даже смерть не завершает этого движения, но лишь ускоряет его.
Божия Матерь являет удивительный пример для каждого христианина. Каждый из нас создан быть храмом Божиим. Сердце каждого из нас – алтарь, Святая Святых этого храма. Движение в этот алтарь, его освящение внимательной молитвой, усердным трудом, добродетельной жизнью, церковными таинствами ведёт нас вглубь и ввысь, к беспредельному Богу. Поскольку Бог бесконечен, движение к Нему, начатое в этой жизни, никогда не заканчивается, не останавливается, и чаемый нами вечный покой есть в действительности вечное движение, исполненное всё большим светом, радостью, блаженством и изумлением пред Его величием, которое открывается всё больше и больше, и это откровение никогда не заканчивается.
Так должно быть – но не так есть, и как печально то жалкое зрелище, которое мы чаще всего собой являем. Святое Святых нашего сердечного храма – чего там только нет, какого хлама, какой грязи. То, что делали большевики с земными храмами, оскверняя и разрушая их, превращая их в кинотеатры, магазины, сараи, – всё это ничто по сравнению с тем, что мы ежедневно делаем со своими собственными сердцами! И как тягостно нам бывает в этом хлеву, в этой грязи совершать таинственное священнодействие – молитву Богу. Но самое удивительное, что даже такую молитву, совершаемую с усердием и покаянием, Господь слышит, и даже на нее отвечает. Он вновь и вновь совершает в наших сердцах то, чем пренебрегаем мы сами, – очищает и освящает их. Творец и Владыка вселенной, словно последний слуга, с каждой нашей молитвой, с каждой исповедью и Причастием выметает из наших сердец грязь и скверну добровольно принятых нами грехов и суеты, наполняет Своей благодатью и миром – вот, что действительно достойно удивления.
Давайте хотя бы из благодарности Богу стараться не забывать, кто мы и к чему призваны, и стараться не осквернять, но хранить и освящать храмы наших сердец, посвящая их Богу, чтобы во время оно открылся нам вход в Царствие Божие, которое внутри нас есть.
Проповедь и.о. проректора МДА по учебной работе иерея Павла Лизгунов в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2019 года