Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Наталья Алдошина

К 120-летию со дня рождения монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой)

Монахиня Иулиания на протяжении шестидесяти лет занималась иконописью. Можно сказать, именно она возродила икону в Русской Церкви. И причем в какое время!… В то время, когда Церковь была гонима, когда было так тяжело, так страшно жить. И в это время происходит возрождение иконописания. Это было подвигом. Монахиня Иулиания всей своей жизнью, подвижническим трудом, глубокой православной верой являла пример того, каким должен быть иконописец.

Мария Николаевна родилась в Москве, на Таганке, в день святого Архистратига Михаила, 21 ноября 1899 года, в семье священника Николая Александровича Соколова. С детских лет ее душа устремилась к Богу.

После смерти отца в 1912 году Мария почувствовала необходимость духовного руководства. Она нашла его в лице московского старца, святого праведного Алексия Мечёва, служившего в храме Николы в Клённиках, в начале улицы Маросейки. Его духовное окормление определило весь дальнейший духовный, творческий и жизненный путь Марии Николаевны. Впоследствии она составила наиболее полное воспоминание о святом праведном отце Алексии (Жизнеописание московского старца отца Алексия Мечева /Составитель монахиня Иулиания//Русский Хронограф. Москва 1999).

На примере Марии Николаевны и той общины, которая сложилась на Маросейке, вокруг старца Алексия Мечёва, прослеживается проекция на жизнь всей Русской Церкви во время гонений. После кончины святого праведного отца Алексия в 1923 году попечение о пастве и храме перешло его сыну священномученику протоиерею Сергию. Он благословил Марию Николаевну учиться иконописи у известного реставратора и иконописца Василия Осиповича Кирикова. Мария Николаевна написала в это время копию с древней иконы Владимирской Богоматери. В 1928 и 1929 годах она сделала многочисленные зарисовки, изучая древние иконы и фрески в закрытых уже храмах и монастырях Новгорода, Пскова, на Белоозере. 

В 1932 году закрыли храм Николы в Клённиках. Начались преследования духовенства и всех прихожан храма. Священномученик Сергий отправлен в ссылку, но община продолжала существовать тайно. Отец Сергий благословил братьям и сестрам общины обращаться к Марии Николаевне по духовным вопросам и полностью доверять ей, так же, как и ему.

Особое место в творчестве Марии Николаевны занимает тема Русских святых. В конце 20-х начале 30-х годов она по благословению святого исповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, пишет икону «Всех святых, в земле Русской просиявших». К этой теме монахиня Иулиания обращалась на протяжении всей своей жизни. Известно шесть икон «Всех святых в земле Русской просиявших» созданных ею. Мария Николаевна создала иконы: «Святые первосвятители всея Руси», «Собор святых святителей в земле Российской просиявших», «Ярославские чудотворцы», «Собор святых града Владимира».

В 1946 году была вновь открыта Троице-Сергиева Лавра. Монахиня Иулиания получила приглашение от наместника Лавры архимандрита Гурия (Егорова) для участия в восстановлении древней русской обители. На этом поприще в полной мере были востребованы разнообразные дарования иконописца–подвижницы. С этого времени начался основной период в ее творческой жизни. Роспись Серапионовой палаты, посвященная житию преподобного Сергия Радонежского, выполненная в 1949 году, открывает перечень крупных работ этого периода. Для Серапионовой палаты (келии преподобного Сергия) была написана икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию». В это же время для Никоновского придела Троицкого собора написаны иконы «Преподобный Сергий» и «Святитель Алексий», иконы для сени над мощами преподобного Никона, в их числе – восемнадцать икон с изображением учеников преподобного Сергия, а также икона преподобного Сергия с житием у раки преподобного Сергия.

Одна их больших творческих работ Марии Николаевны — икона преподобного Никона с житием в двадцати клеймах.

В эти же годы, с 1949 по 1954 год, проводилась реставрация Троицкого собора. Мария Николаевна делает списки с икон праздничного ряда иконостаса. Молодые художники, входившие в группу реставраторов, стали учиться у нее иконописи. Это были Екатерина Сергеевна Чуракова и Ирина Васильевна Ватагина, будущии реставраторы высшей категории и иконописцы. 

В 1955 году Мария Николаевна расписывает Покровский академический храм с группой молодых художников — ее учеников. Для иконостаса XVII века в этот же храм она пишет одиннадцать недостающих икон. А также иконы для Царских врат. В алтаре, на алтарной преграде, ею был написан ряд ростовых изображений преподобных и святителей. Росписи храма утрачены во время пожара 27 сентября 1987 года. 

С 1955 по 1957 год в Троице-Сергиевой Лавре, в храме преподобного Сергия, наместником Пименом (Извековым) были устроены два боковых придела во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Мария Николаевна выполнила проект иконостасов и написала все иконы для двух приделов. 

На протяжении всей своей жизни монахиня Иулиания видела, что нередким было непонимание в церковной среде духовной ценности изобразительного языка древней иконы. Подчас отдавалось предпочтение живописным изображениям. Для утверждения и понимания иконописных традиций именно в Лавре преподобного Сергия, среди братии монастыря, среди будущего духовенства в 1958 году она организует иконописный кружок в стенах Московской духовной академии. Монахиня Иулиания создала свою программу и метод обучения иконописанию. Она подготовила письменный труд по технике иконописи. Мария Николаевна руководила иконописным классом в течении 23 лет.

В 1970 году Мария Николаевна приняла тайный монашеский постриг с именем святой мученицы Иулиании. В 1971 году она написала копию с Владимирской иконы Богоматери в размер подлинника ко дню Интронизации Святейшего Патриарха Московского Пимена. Было получено разрешение писать ее в Третьяковской галерее. 

В 1976 году в Лавре по благословению Патриарха Пимена была создана реставрационная мастерская во главе с монахиней Иулианией.

Сейчас уже невозможно с точностью сказать, сколько было написано ею икон, даже трудно установить, где многие из них находятся. Монахиня Иулиания всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь ее иконы. Они находятся в разных монастырях и храмах и у частных лиц.

Высоко оценены труды монахини Иулиании священноначалием Русской Православной Церкви. В 1970 году она была награждена Святейшим Патриархом Алексием I орденом князя Владимира III степени, в 1975 году Святейшим Патриархом Пименом — орденом князя Владимира II степени, а в 1980 году – орденом преподобного Сергия Радонежского.

До последних дней жизни монахиня Иулиания неустанно трудилась. 16 февраля 1981 года последовала ее блаженная кончина. Чин погребения совершался в Лавре, в храме преподобного Сергия. Его возглавил наместник Лавры архимандрит Иероним. Первым простился с покойной прибывший в Лавру Святейший Патриарх Пимен. Погребена монахиня Иулиания на кладбище в мкр. Семхоз г. Сергиева Посада.