«Единство через встречу священных образов» — интервью с директором Синодальной библиотеки игуменом Дионисием (Шлёновым) — Московская духовная академия
Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Игумен Дионисий (Шлёнов)

«Единство через встречу священных образов» — интервью с директором Синодальной библиотеки игуменом Дионисием (Шлёновым)

Согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 сентября 2025 года наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Дионисий (Шлёнов) в дополнение к несомым послушаниям назначен на должности директора и исполнительного директора Синодальной библиотеки Русской Православной Церкви имени Святейшего Патриарха Алексия II.

———

Ваше высокопреподобие, отец Дионисий, согласно Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 12 сентября 2025 года, в дополнение к несомым послушаниям, Вы назначены на должности директора и исполнительного директора  Синодальной библиотеки Русской Православной Церкви имени Святейшего Патриарха Алексия II. Соответствует ли это назначение Вашим устремлениям?

Благодарю за вопрос.  Назначение руководителем Синодальной библиотеки — большая ответственность и доверие. В течение двенадцати лет своей жизни мне доводилось участвовать в возрождении библиотеки Московской духовной академии.

Принимать участие в жизни библиотеки — одно из самых важных дел и призвание, которое можно было бы исполнить на земле, потому что книга — основа духовного образования — бесконечно важна для воспитания грамотных богословов, апологетов, защитников православной Церкви, носителей церковных традиций. Это то, что может научить ключевым истинам православной веры, а православная вера – это путь ко спасению.

Синодальная библиотека, исторически восходящая к митрополичьей библиотеке, богатой не только рукописями, но и творениями греческой словесности, в настоящее время является самой большой церковной библиотекой на территории Москвы, она стоит наряду с библиотеками Московской и Санкт-Петербургской духовных академий.

Согласно постановлению Священного Синода от 28 декабря 2018 года (Журнал №137) с целью повышения эффективности деятельности Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II и использования ее потенциала в сфере духовного образования было постановлено приписать указанную библиотеку к Учебному комитету Русской Православной Церкви с сохранением названия. Позднее, три с половиной года назад мне было поручено стать наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря, а воссоединение его в едином руководстве и едином пространстве с Синодальной библиотекой, как мне кажется, является очень важным новым этапом, который позволит усилить как уже проделанную объемную работу Учебного комитета и библиотеки, так и монастырь.

Могли бы Вы сказать несколько слов об истории Синодальной библиотеки?

Греческое слово σύνοδος означает «собор», и тем самым библиотека, которая имеет в себе полноту знаний, подобно тому как Вселенский Собор является полнотой Церкви, называется Синодальной.

В Чудовом монастыре, который когда-то находился на территории Кремля, была библиотека, которая состояла из книг и уникальных рукописей. Первоначальным книжным вкладом в библиотеку являлся рукописный фонд знаменитого русского книголюба и мецената митрополита Макария, который по сути стал основоположником патриаршего собрания древнерусских письменных останков, откуда с течением времени выросла «митрополичья казённая», а затем и патриаршая библиотека.

Крупный знаток русской письменной археологии А. Е. Викторов писал о возникновении патриаршего собрания так: «Исправление книг на Руси начато собственно патриархом Филаретом Никитичем, потому и историю московских библиотек (типографской и патриаршей) древнее сего времени — XVII в. — возводить нельзя».

В 1721 г. был учрежден Святейший Синод, особому попечению которого была поручена Патриаршая библиотека без перемещения из Москвы в Санкт-Петербург. С тех пор она стала именоваться Синодальной, а её фонды стали более интенсивно обогащаться новыми книжными и рукописными собраниями.

В постреволюционную эпоху наступило гонение не только на людей, но и на книги, и Синодальная библиотека была национализирована. В 90-е гг. Синодальная библиотека была сначала воссоздана на базе Данилова монастыря, затем в начале 2000-х по инициативе академика Никиты Ильича Толстого перенесена на территорию бывшей Андреевской обители, а с 2013 г. и по настоящее время пребывает на территории возрождённого училищного (или учёного) Андреевского монастыря.

Какими Вам видятся перспективы деятельности Синодальной библиотеки? 

Синодальная библиотека прошла определённый путь. В течение достаточно длительного времени её директор протоиерей Александр Троицкий под руководством протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного Комитета Русской Православной Церкви, жертвенно выполнял библиотечное служение и трудился над развитием библиотечного фонда. В настоящее время в библиотеке содержится более двухсот тысяч книг.

Синодальная библиотека является центральной среди библиотек духовных школ и имеет особое призвание быть камертоном для богословского образования. 

С одной стороны, мы имеем намерение еще больше приблизить Синодальную библиотеку к учебному процессу — с помощью современных технологий она могла бы существенно помочь духовным учебным заведениям Русской Православной Церкви в их образовательной деятельности. Возможно, на полках библиотеки будут появляться книги, которые наиболее востребованы современными богословами для написания статей и монографий, а дублетные издания будут перемещаться в библиотеки региональных духовных заведений. Полагаю, что такой взаимообмен пошёл бы на пользу всем библиотекам — ведь книги должны быть живым другом и наставником будущих богословов. Создание отдела абонемента в электронном виде могло бы помочь духовным учебным заведениям правильно укомплектовать свой собственный абонемент.

Единое информационное пространство могло бы стать многоуровневым с разными возможностями доступа и максимально удобным функционалом. Несмотря на наличие уникального портала «Азбука веры», где представлена целая библиотека распознанных текстов, Синодальная библиотека совместно с другими учебными заведениями Русской Церкви могла бы пойти другим путём, представляя электронные копии книг в их подлинном виде, но в то же самое время с распознанными текстами и в определённой иерархии (рубрикации) знаний.

Другой очень важный аспект — научная составляющая, т. к. учебный процесс теснейшим образом взаимосвязан с научным. Научная библиотека задаёт систему координат, которая позволяет в глубокой степени детализации понять те принципы, которые нужны и для образования, и для современной катехетики. В связи с этим планируется оснастить Синодальную библиотеку уникальными произведениями современной науки как в области гуманитарных дисциплин, так и области богословия — на русском и иностранных языках.

Ещё одно направление деятельности — создание древлехранилища с рукописями, старопечатными книгами, а также гармонизация фонда Синодальной библиотеки. В перспективе должен быть также проведён ряд восстановительных работ, в т. ч. устройство новых рельсовых залов и установка специализированной деревяной мебели. Также весьма желательно было бы приобрести специальное оборудование для сканирования, позволяющее без повреждений оцифровывать уникальные экземпляры древних книг; специальные аппараты типа Depulvera, которые по определённому методу обеспыливают открытые поверхности книг; реставрационные машины и технику для переплёта изданий.

В более отдалённой перспективе в Синодальной библиотеке могли бы быть организованы специализированные отделы — своеобразные лаборатории богословской мысли, например, залы с литературой по патрологии, библеистике и апологетике. Такие залы могли бы стать пространством для знакомства с уникальными, тематически объединёнными книгами, а также для постоянной или временной работы исследователей, трудящихся на благо Церкви. В дальнейшем можно было бы реконструировать в цифровом виде уникальные фонды митрополичьей и патриаршей библиотек – предшественников Синодальной. Задач — великое множество.

Отец Дионисий, какие Вы видите возможности совместной работы с Учебным Комитетом Русской Православной Церкви?

В ведение Учебного Комитета Русской Православной Церкви входит целая система духовных учебных заведений. У каждой семинарии, у каждого духовного училища обязательно должна быть своя библиотека. В перспективе эти библиотеки должны составить теснейший союз и во взаимодействии друг с другом осуществлять библиотечные процессы, такие как формирование и организация фонда, информационно-библиотечное обслуживание, создание электронной библиотеки и другие.

Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, необходим руководящий и помогающий центр, который мог бы задать определённые координаты и параметры. Конечно, это взаимодействие уже началось, но требуется его наращивание. 

Одной из важных задач, до конца нерешённых, является также интегрированная библиотечная система. Информация о каждой проведённой операции с книгой, от комплектования до обслуживания, должна накапливаться и храниться в единой базе данных. Понятие интегрированной библиотечной системы, равно как электронной библиотеки, присутствует в российском образовательном пространстве. Таким образом, создание электронного учебного фонда по принципу интегрированной системы на базе ведущих библиотек — Синодальной и духовных учреждений — не по отдельности, а в итоговой базе, это очень важная глубинная задача. И конечно, эта задача полностью соответствует тем целям и задачам, которые решает Учебный Комитет. Очень полезное взаимодействие — взаимовыгодное, говоря современным языком, и самое настоящее соборное творчество — говоря языком богословским, когда разные библиотеки, не возвышаясь одна над другой, но служа друг другу, объединены в единое целое.

Большое внимание в системе духовного образования уделяется регентскому и иконописному образованию, разработаны и внедрены общецерковные стандарты, проводятся многочисленные мероприятия по повышению квалификации педагогов, росту профессионального мастерства студентов. Какие Вы видите пути взаимодействия в плане развития, оказания возможной методической и консультационной помощи регентским и иконописным отделениям?

В процессе развития взаимодействия библиотек духовных учебных заведений, при особом внимании к регентскому и иконописному образованию, может возникнуть очень полезная электронная библиотека, где книги с аннотациями ведущих специалистов помогут становлению будущих регентов и иконописцев.

Эти библиотеки могут носить достаточно широкий характер. Для иконописного образования необходимы учебные пособия, соответствующие программе иконописания, но можно представить себе более широкую искусствоведческую библиотеку, которая выходит за пределы иконописного образования, и одновременно находится с таковым в глубокой взаимосвязи.

В той же мере это можно отнести и к регентскому образованию. Помимо непосредственных пособий и источников по программе регентского образования, электронная библиотека может иметь всю духовную музыкальную культуру Православия, и тем самым способствовать формированию более глубоких навыков и компетенций у учащихся.

Надо иметь в виду, что возможность полноценного доступа к актуальной информации на законных основаниях необходима не только для регентского и иконописного образования, но и для любого. Есть книги более старой эпохи, на использование которых в библиотеке нет ограничений, но есть книги, которые требуют более внимательного подхода, права пользования которыми ограничены авторским правом. Эти проблемы должны решаться индивидуально в каждом конкретном случае, но так или иначе электронная библиотека, как общедоступная, так и для индивидуальных читателей, это очень важное направление, которое в рамках общих усилий библиотек духовных учебных заведений Православной Церкви может существенно способствовать более качественному осуществлению учебного процесса.

На днях были подведены итоги общецерковного конкурса иконописных работ, посвящённого святителю Тихону, Патриарха Московского и всея Руси; новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Конкурс объединил иконописцев из 14-ти духовных учебных заведений, 129 икон было написано в рамках епархиального этапа, 68 работ направлены учебными заведениями для участия в церковном этапе. Планируется ли в дальнейшем проведение совместных мероприятий с Учебным Комитетом? Возможно, определена их периодичность и планируемая тематика?

Для Андреевского монастыря, который имеет краткую историю после своего возрождения в 2013 году, иконописные конкурсы представляют особое значение, поскольку монастырь находится на пути к своему благоукрашению. Стены Воскресенского храма пока что остаются белыми. Несмотря на то, что эти образы разъедутся по семинариям, их краткое пребывание в монастыре является проявлением духа соборности. Общий каталог библиотек духовных учебных заведений — это один аспект учебной соборности, а иконы, собравшиеся вместе, — это единство через встречу священных образов. Конкурс, который проходит в актовом зале Синодальной библиотеки, является внутренней связью между образами и книгами. Надо сказать, что для не умевших читать, иконописные образы были книгами, и тем самым связь и смысл иконы и книги не идентичны, но достаточно близки. Образ передаёт в определённом смысле духовное содержание, а богословие образа бесконечно глубоко — как показали иконоборческие споры, при которых богословие образа устояло и победило. Надеемся на то, что в Андреевском монастыре и дальше будут проходить такие замечательные конкурсы.

 Учебный комитет